Отдыхаем всей семьёй
Курсы косметолога - востребованная профессия
Зонты Doppler: идеальный выбор для защиты от погоды
Как научиться играть в большой теннис

На сайте всего: 18
Гостей: 18
Пользователей: 0


Главная » Дошкольное образование » Логопеду

Итог систематических наблюдений для составления педагогической характеристики и её содержание

Скачать (12.9 Kb) 13.12.2012, 22:37
Казанцева Людмила Алексеевеа
учитель-логопед Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №114 с уг
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №114 с углубленным изучением отдельных предметов (математики)»
г. Барнаул

Итог систематических наблюдений для составления педагогической характеристики и её содержание

Казанцева Людмила Алексеевна, учитель-логопед

2012 год

Педагогическая характеристика – документ первостепенной важности при отборе учеников. Каким бы потенциальным не было педагогическое обследование, ознакомление с ребенком должно начинаться с изучения характеристики школы, в которой ребенок учиться. В процессе систематического обучения способности ребенка выявляются с наибольшей полнотой. Кроме того, педагогическая характеристика дает представление о том, в каких условиях протекало обучение ребенка, что было сделано для того, чтобы помочь ему успешно учиться.
Каким требованиям должна удовлетворять педагогическая характеристика, для того чтобы она могла быть полезной для МПК при решении поставленной перед ней задачи.
1. Характеристика – итог наблюдений. Педагогическая характеристика не должна быть поверхностной, написанной наспех, на основе общих впечатлений или случайных отрывистых наблюдений над ребенком. Она должна явиться итогом продуманного и систематического наблюдения над ребенком в течение учебного года.
2. Подбор фактов. Характеристика должна заключать в себе фактический материал, а не общие рассуждения. Приводимые факты не должны быть случайными для поведения данного ребенка. Следует избегать субъективности и односторонности в подборе фактов, не нагромождать многочисленные факты не связанные между собой. И в краткой характеристике можно дать описание основных особенностей учебной работы и поведения ребенка.
3. Систематизация фактов и выводы учителя. Факты должны быть изложены последовательно, систематически. Составление характеристики предполагает выделение существенного, типического. В характеристике не должно быть не обоснованных выводов, не подтвержденных фактами.
4. Указание положительных сторон ребенка. Комиссии, решающей вопрос о дальнейшем обучении ребенка, очень важно знать не только недостатки, но и положительные качества ребенка, на которые можно опереться в педагогической работе с ним.
5. Индивидуальная работа учителя с ребенком. В характеристике необходимо рассказать о проведенной учителем индивидуальной работе с ребенком и её результатах. Необходимо рассказать об изменениях в занятиях, навыках и общем развитии ребенка за время его пребывания в школе.
Два последних требования делают характеристику педагогической.
В содержание характеристики должно войти следующее;
1. Формальные данные.
2. Состояние школьных знаний и навыков.
3. Работоспособность и поведение ребенка в классе.
4. Общая характеристика личности ребенка в её взаимосвязи с комплектованием и семьей.
5. Основные трудности и причина отставания ребенка (заключение учителя).
Каково должно быть основное содержание каждого раздела характеристики.

I. Формальные данные.
Характеристика должна иметь дату и подписи учителя и директора школы. Дата рождения так же должна быть полностью указана, проверена по документам. Неверно указанная дата может неправильно ориентировать обследователей при оценке состояния ребенка, потому, что каждый возраст имеет свои особенности. Необходимо точно указать дату поступления ребенка в школу, который год ребенок учится в школе, в каких школах, классах учился, оставался ли на второй год, были ли длительные перерывы в обучении, по каким причинам. Необходимые сведения об успеваемости ребенка (по четвертям); указание причин направления его на комиссию.

II. Состояние школьных знаний и навыков ребенка. Этот раздел должен по возможности заключать ответы на следующие вопросы:
- что усвоил ребенок из пройденного материала по чтению, письму, арифметике и что особенно затрудняло его при усвоении этого материала?
- как относится ребенок к своим неудачам в обучении: безразлично или тяжело переживает, стремиться преодолеть затруднения или становиться пассивным, теряет интерес к работе или проявляет усилие при преодолении трудностей, как реагирует на оценку своей работы?
- какие виды помощи применялись учителем для преодоления обнаруженных трудностей: усиленный контроль и помощь при выполнении классных заданий, облегченные индивидуальные задания в процессе фронтальной работы с классом, дополнительные занятия в школе после уроков, дополнительные задания на дом, указания родителям, как помочь ребенку при приготовлении уроков и т.п.;
- какие результаты были при этом достигнуты: улучшилась ли успеваемость, удалось ли преодолеть затруднения, научился ли самостоятельно работать, насколько продвинулся ребенок в усвоении школьных навыков, и за какой период времени были получены сдвиги?
- конкретные указания на то, что особенно затрудняет ребенка, помогают установить действительную причину неуспеваемости.

III. Работоспособность и поведение ребенка в классе.
В этом разделе характеристики должны быть освещены следующие вопросы:
1. Понимание ребенком требований учителя. Не все поступающие в школу дети одинаково быстро ориентируются в школьной ситуации и приучаются выполнять требования учителя. Ребенку часто не удается усвоить основные правила школьного поведения в течение всего времени его пребывания в массовой школе. Поэтому, чем конкретнее, будет описание поведения ученика в характеристике, тем легче сделать правильное заключение. Например: «Не может никак понять, что требует учитель: когда войти в класс, когда выйти. Во время урока на слова учителя не реагирует. Не понимает, что во время урока надо сидеть, слушать и работать. На уроке арифметики не считает. Играет с учебными принадлежностями, как маленький ребенок».
2. Участие в работе класса. В своих наблюдениях над успевающим учеником учитель обращает внимание на то, может ли он активно, целенаправленно работать, выполнять предъявленные к нему требования, следить за ходом урока, отвечать на вопросы и задавать вопросы учителю, в случае непонимания. Все это должно найти отражение в характеристике, например: «Мальчик безучастен к тому, что происходит в классе, плохо слушает объяснения учителя, на вопросы не отвечает» или «На уроке внимателен, стремиться работать наравне с классом, часто подымает руку, хочет ответить, но отвечает большей частью не то, что требуется».
3. Чрезвычайно важным элементом характеристики являются указания на работоспособность ребенка. Учитель должен обратить внимание на то, как работает ребенок, заинтересован ли он в выполнении задания, целенаправлен ли он, стремится ли довести работу до конца. Устойчив в работе или легко отвлекаем? Проявляет ли настойчивость при преодолении трудностей? Работает быстро или медленно? Быстро ли утомляется и как преодолевает утомление? Становится вялым или возбужденным? Наблюдаются ли резкие колебания работоспособности на протяжении урока, дня, недели, учебного года.
IV. Общая характеристика личности ребенка.
Очень ценно, если учитель может, помимо своих наблюдений в классе, дать некоторую общую характеристику ребенка, указав на его общее развитие, ориентировку в окружающем, интересы, особенности характера.
V. Основные трудности и причины отставания ребенка. (Заключение учителя).
Например: «Самостоятельно по слуху писать не может, но срисовать с книги может правильно. Может запомнить, только опираясь на зрительную память», или «Учебный материал доступен, но мальчик не может сосредоточиться и поэтому не успевает», или «При объяснении материала очень внимателен, старается выполнить задание, но освоить его не может».
Такие заключения, основанные на длительных наблюдениях, имеют большое значение для составления характеристики.


Категория: Логопеду | Добавил: Казанцева
Просмотров: 2575 | Загрузок: 574 | | Рейтинг: 0.0/0 |

0

Рекомендуем также:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:





Группа: Гости
Вход
  
Регистрация
  



IX Всероссийский творческий конкурс "Весенний марафон"
IV Всероссийский творческий конкурс "Опять весна, опять цветы!"
X Всероссийский творческий конкурс "Таинственный космос"
V Всероссийский творческий конкурс "Земля. Природа. Будущее"
VI Всероссийский творческий конкурс "Цветы полей, лугов, садов..."
XI Всероссийский творческий конкурс "Моё любимое животное"
X Всероссийский творческий конкурс "Мир творчества"
XXI Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Педагогическое открытие"





© Детский развивающий портал "ПочемуЧка" 2008-2024
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54566 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).

Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
Электронный адрес редакции: info@pochemu4ka.ru
Телефон редакции: +79277797310

Информация на сайте обновлена: 20.04.2024


Реклама на сайте
О нас
Ваши отзывы
Обратная связь
Полезные сайты

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.
Оплачивая товары и услуги нашего сайта, Вы соглашаетесь с договором-oфертой.