Какого грызуна завести: советы и рекомендации для будущих владельцев
Ни дня без строчки
Отдыхаем всей семьёй
Курсы косметолога - востребованная профессия

На сайте всего: 17
Гостей: 17
Пользователей: 0


Главная » Дошкольное образование » Логопеду

Опыт работы по теме: "Использование игровых технологий как средства повышения эффективности коррекционной работы"

Скачать (69.5 Kb) 24.01.2013, 10:14
Жукова Елена Ивановна
Учитель-логопед МДОУ №12 "Голубок" город Коряжма Архангельской области
Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение
№12 «Голубок»
города Коряжма Архангельской области

Опыт работы по теме: "Использование игровых технологий как средства повышения эффективности коррекционной работы"

подготовила:
учитель - логопед
Жукова Елена Ивановна

г. Коряжма
2012

"Использование игровых технологий как средства повышения эффективности коррекционной работы"
В настоящее время довольно много встречается дошкольников с отклонениями в речевом развитии. В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности.
Как научить ребенка успешно чему-то, чтобы у него не возникло трудностей в усвоении нового материала? Эту проблему вполне могут решить игровые технологии, так как для дошкольника ведущий и наиболее приятный вид деятельности - игра. В игре ребёнок естественным образом обучается, решая коррекционные, образовательные и воспитательные задачи. Этому способствует и положительный эмоциональный фон игры.
В литературе по логопедии отмечается специфика игровой деятельности у детей с нарушениями речи, разрабатываются научно-методические аспекты применения игры как коррекционного средства (Г.В. Косова, Р.Г. Лазарева, С.А. Миронова, В.И. Селиверстов, Л.Н. Усачева, Т.Е. Филичева и др.). Однако в публикациях остаются недостаточно раскрытыми возможности и целесообразность использования разных видов игр и элементов игры на разных этапах логопедической работы с детьми, имеющими те или иные речевые нарушения.
В связи с этим мной была определена тема работы "Использование игровых технологий как средства повышения эффективности коррекционной работы".
Главная цель моей работы преодоление проблем, связанных с нарушением речи у детей, а также, предупреждение речевых расстройств с помощью игровых технологий.
Приоритетными задачами моей работы можно назвать следующие:
1. Способствовать формированию речевой готовности к обучению в школе
(исправление недостатков звукопроизношения, развитие фонематического слуха, совершенствование грамматического строя речи, закрепление словаря, развитие связной речи).
2. Способствовать формированию психологической готовности к школьному обучению:
- активизация психических процессов (внимания, зрительного и слухового восприятия, памяти и мышления);
- развитие позитивного отношения к процессу обучения и повышение эмоционального комфорта на занятиях.
Начиная работу с детьми, провела диагностику. Были получены следующие результаты:
сентябрь 2010г.- с чистой речью - 34% , с нарушениями – 66%
сентябрь 2011г.- с чистой речью – 37%, с нарушениями - 63%
Элемент игры я вводила буквально с первых занятий. Так, на этапе подготовки артикуляционного аппарата, на этапе вызывания звука для более четкого зрительного восприятия артикуляционных укладов наряду с показом артикуляционных профилей, показом положений языка с помощью кисти руки, я использовала куклу " Клаву" и бегемотика "Боню". Цель: показ точных движений органов артикуляционного аппарата; создание игровой мотивации.
При отработке артикуляционных укладов эффективен прием обыгрывания артикуляционных движений или поз. Я использовала небольшие стихотворения или сказки "о веселом язычке" с опорой на наглядность.
Как известно, произношение звуков тесно связано с дыханием. И поэтому я, уделяла пристальное внимание формированию речевого дыхания у детей как базы для правильного развития не только звукопроизношения, но и всей речи в целом.
Автоматизация звука - важный, но малоинтересный для ребёнка вид работы, заключающийся в многократном повторении слогов, слов, предложений, текстов.
Я предлагала задания, направленные не только на автоматизацию звука в речи, но и на развитие мелкой моторики, графических навыков, чувства ритма у детей.
Закреплению изолированного произношения звуков, а особенно таких как С, З, Ш, Ж, Л, Р, способствовали следующие игровые пособия: "Звуковые дорожки", " Лабиринты" - на одном вдохе ребенок должен был тянуть автоматизируемый звук и одновременно ведет пальчиком по дорожке (СССС….). Это может быть движение самолета, машины, и т. д.
Использование данных игровых пособий позволяло не только отрабатывать изолированное произношение звуков, но и развивать речевое дыхание, зрительное восприятие, мелкую моторику.
При автоматизации звука в слогах соединяется закрепляемый согласный с гласными А, О, У, Ы сначала в прямые слоги (РА, РО, РУ, РЫ), затем в обратные (АР, ОР, УР, ЫР).
Далее отрабатывался звук в позиции между гласными и со стечением согласных: АРА, ОРЫ, ДРА, КРА и т. д.
В большинстве случаев это было утомительное и не интересное задание для ребенка, я старалась превратить его в увлекательную игру благодаря игровым пособиям:
"Подружи звуки", "Слоговая ромашка", "Слоговые дорожки", "Подружи звуки", "Слоговые листочки", "Догонялки", "Ступеньки", "Чудесная лесенка", и другие. Детям предлагалось "шагать" пальчиками по дорожкам, следам, ступенькам, стрелочкам, лужам и одновременно проговаривать нужные слоги. Заинтересованный ребенок, в стремлении кому-то помочь или кого-то догнать старался выполнить задание правильно и быстро.
Автоматизация звука в словах требует более длительной систематической тренировки. Игровой материал был подобран так, чтобы автоматизируемый звук отрабатывался в начале, середине и конце слов. Параллельно с автоматизацией звуков в словах совершенствовала и лексико-граматический строй речи, развивала фонематическое восприятие, навыки слогового анализа и синтеза. На каждом занятии ребенку приходилось проговаривать большое количество слов, поэтому целесообразным и эффективным решением в данной ситуации, было использование следующих игровых наглядных пособий:
"Магазин", "Логопедическое лото", "Волшебный цветок", " Назови слова", "Один - много" и другие. В описанных играх дети совершали покупки в магазине, собирали лепесточки в цветок, расселяли животных в домики, а также проговаривали слова с заданным звуком, активизируя словарь и развивая фонематический слух.
Автоматизация звука во фразах и предложениях, я проводила уже на знакомых, отработанных с ребенком словах. Желательно также, чтобы в каждом слове, входящем в предложение или стихотворение, был автоматизируемый звук.
На данном этапе использовала различные игровые пособия с усложнением речевого материала: "Логопедические лото", "Скороговорки в картинках", "Рррычащий рассказ", "Связанные одной цепью", "Найди ошибки", "Зоопарк", "Лабиринт", "Загадочные картинки", "Что есть у Иры?", "Придумай предложение", "Рифмушки" и другие.
В процессе игр дети овладевали умениями придумывать предложения с заданными словами, находили в них нужные звуки, работали над структурой слова, учились правильно употреблять и контролировать звуки в собственной речи.
Подтверждением эффективности работы по теме служат следующие показатели:
май 2011г. обследовано 39 детей: количество детей с чистой речью увеличилось с 34%до 69 % детей, с нарушением (автоматизация) уменьшилось с 66% до 31%.
май 2012г. обследовано 42 ребёнка: количество детей с чистой речью увеличилось с 37%до 86% детей, с нарушениями (автоматизация) уменьшилось с 63% (25) до 14%(6) детей.
Вывод: результаты игровой организации логопедических занятий убедили меня в том, что в ходе занятий с использованием игры создаются благоприятные условия для речевого общения детей, для активизации и развития их речи.


Категория: Логопеду | Добавил: ОоОоОоОо
Просмотров: 4550 | Загрузок: 645 | | Рейтинг: 0.0/0 |

0

Рекомендуем также:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:





Группа: Гости
Вход
  
Регистрация
  



X Всероссийский творческий конкурс "Весенний марафон"
IV Всероссийский творческий конкурс "Весенняя мастерская"
VII Всероссийский творческий конкурс "Пасхальный перезвон"
IX Всероссийский творческий конкурс "Вечная слава, вечная память!"
Всероссийский творческий конкурс "Очарование цветов"
X Всероссийский творческий конкурс "Планета животных"
X Всероссийский творческий конкурс "Волшебство своими руками"
XIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Новая идея"





© Детский развивающий портал "ПочемуЧка" 2008-2024
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54566 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).

Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
Электронный адрес редакции: info@pochemu4ka.ru
Телефон редакции: +79277797310

Информация на сайте обновлена: 06.05.2024


Реклама на сайте
О нас
Ваши отзывы
Обратная связь
Полезные сайты

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.
Оплачивая товары и услуги нашего сайта, Вы соглашаетесь с договором-oфертой.