В МБДОУ № 475 в группе компенсирующей направленности существует традиция – проведение праздника «День рождения звука».
Известно, что у некоторых детей нарушено звукопроизношение в силу возрастных особенностей или из-за речевого дефекта. При проведении коррекционной работы у детей начинает появляться правильное произношение.
Этому событию обязательно посвящается праздник «День рождения звука», который проводится 2-3 раза в год, по мере того, как у детей появляются в речи звуки.
Этот праздник предполагает взаимодействие всех участников коррекционного процесса.
Взаимосвязь с родителями:
• Именинники, совместно с родителями, готовят угощение для гостей;
• Гости совместно с родителями готовят подарки для именинников;
• Именинники учат стихотворения, загадки, скороговорки, насыщенные тем звуком, день рождения которого отмечается.
• Родители приглашаются на праздник и могут участвовать в нем.
Взаимосвязь с педагогами группы:
• Педагоги помогают детям следить за правильным произношением появившегося звука;
• Педагоги информируют родителей детей о празднике;
• Педагоги оказывают помощь в подготовке и проведении мероприятия.
«День рождения звука» помогает решить следующие задачи:
• Закрепляет правильное произношение поставленных звуков;
• Развивает фонематические процессы;
• Создает условия для самоконтроля за правильной речью и стимуляции мотивации к самоконтролю;
• Повышает мотивацию детей, испытывающих трудности в постановке нарушенных звуков, к быстрому овладению нормами произношения;
• Развивает грамматический строй речи и связную речь детей;
• А также воспитательные задачи в соответствии с содержанием праздника;
• Помогает совершенствовать у детей коммуникативные навыки.
Сценарий праздника «День рождения звука»
Дети под музыку забегают в зал.
Вед.: Ребята, мы сегодня собрались с вами, чтобы отметить день рождения звуков. У нас есть ребята, которые научились говорить звуки. Давайте их поприветствуем.
Вед: Ребята, к нам на праздник пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
Под музыку забегает Шапокляк.
Шапокляк: Надеюсь, я не опоздала, Надеюсь, публика меня узнала.
Вед: Ребята, вы узнали нашу гостью? Кто это?
Шапокляк:
Я старушка хоть куда:
И умна, и молода!
Со мною всюду крыска
По имени Лариска.
Шапокляк: Еле до вас добралась. Иду по улице, а на солнце небо светит. Деревья на птичках поют. С сосулек крыши капают. Деревья ветерок качают.
Дети исправляют Шапокляк.
Вед. Шапокляк, у нас сегодня у детей праздник?
Шапокляк: Я услышала слово «праздник». А что за праздник?
Вед. Какой праздник у нас, ребята?
Шапокляк: Ну и зачем вам нужно правильно говорить эти звуки?
Ответы детей.
Шапокляк: Здорово, значит, подарки мои как раз пригодятся:
Вот рогатка вам, ребята,
Чтобы в птичек пострелять.
Вед: Ребята, нам нужен такой подарок? Почему?
Вот вам шумный пистолетик,
Чтоб друг друга попугать.
Вед: А такой подарок нам пригодится?
Вот вам кнопки предлагаю,
Чтоб на стульчик подложить.
Хотите?
Вед.: Нет, Шапокляк, нам твои подарки не пригодятся. Разве можно с такими подарками добрые дела сделать? Нет.
Шапокляк: А зачем добрые дела-то делать?
Вед: Разве Шапокляк, ты не знаешь, для чего нам жизнь дана? Ребята наши даже поговорку такую знают. Подскажите, ребята. Дети подсказывают: Жизнь дана на добрые дела.
Шапокляк: Ну, раз, подарки вам мои не нравятся, тогда давайте
-Я научу вас мазать скамейки,
Ссориться, драться, ябедничать,
Сваливать вину на другого,
Быть болтливым, грубо разговаривать.
Вед: Ребята, а можно делать, то, что предлагает Шапокляк?
Шапокляк: Как-то неинтересно у вас: не пошалить. Скучно.
Вед: Шапокляк, Мы еще одну поговорку знаем: Скучен день до вечера…. Дети продолжают. А вот нашим ребятам некогда скучать. У нас всегда есть чем заняться. Правда, ребята? Оставайся с нами Шапокляк, посмотри, как наши дети умеют и стихи читать, и загадки загадывать и в разные игры играть. Мы и тебя научим, чтобы ты добрые дела делала и без дела не скучала.
Вед. Ребята приготовили стихи и загадки. Давайте их послушаем.
1-й именинник:
Весна, весна, вернись скорей, -
Зима сурова для зверей.
Пусть снег сойдёт, и злой мороз
Пусть не касается берёз.
Вед: ребята, какие звуки научился говорить наш именинник? Какое время года идет после зимы?
Вед: Следующий именинник нам загадает загадку.
2 именинник:
Белое одеяло
Землю одевало.
Солнце припекло,
Одеяло потекло.( Снег)
Вед: ребята, вы отгадали, что это? Какой звук научилась говорить наш именинник?
3-й именинник:
Лиля, Валя, две Галины
Ели ягоды малины.
Киселём из слив запили,
И пельменей положили.
Вед: ребята, какой звук научилась говорить этот именинник? Какие ягоды ели девочки?
Вед: А этот именинник нам расскажет чистоговорку.
4-й именинник:
Пожалейте вы малышку
Про ежа прочтите книжку.
Вед: Ребята, какие звуки научилась говорить наша именинница?
Вед.: А теперь, ребята, давайте споем каравай для наших именинников. Шапокляк, вставай с нами.
Дети поют каравай именинникам.
Дети садятся на места.
Шапокляк: Я что-то не поняла. А что детям без этих звуков никак не обойтись?
Вед: А вот если я тебе скажу слово .ожка, ты поймешь, что я тебе говорю?
Шапокляк: Наверное, кошка, а может мошка?
Вед: Вот видишь, Шапокляк, я всего один звук не назвала, а ты не смогла догадаться, что это за слово.
Шапокляк: Здорово, а может, я сейчас ребят проверю, а они смогут угадать, что я скажу?
Проводится игра с мячом с 2 именинниками: «Угадай слово без первого звука, звуки С-Л»
.амолет, .ожка, .опата .умка . адони .амовар .ужа .амокат .апша
Вед: Шапокляк, а мы не только умеем звуки говорить, мы умеем их еще слушать и показывать.
Шапокляк: Как это? Разве можно звуки показать?
Вед: А вот смотри, если я скажу слово со звуком Л - ребята вытянут руки в сторону, если слово со звуком С - показывают «насос», а если со звуком З - показывать как они «замерзли».
Проводится игра со всеми детьми. «Определи звук Л-З-С, покажи». (Если дети слышат звук [С] – то показывают упражнение «насос» - ладони опускают вниз, будто преодолевая препятствие, если звук [З] - производят дрожащие движения сжатыми кулаками «Замёрзли», если звук [Л] - производят полукруглые движения ладонями и предплечьями от себя с одновременным опусканием головы вперед)
Словарь: СОВА ЛОПАТА МОЛОКО КОЗА БЕРЕЗА НОСОК БУЛАВКА САЛАТ ГРОЗА МИСКА
Вед. Ребята, зачем нужно правильно слушать звуки и различать их? (чтобы без ошибок писать слова)
После этого вызываются 2 именинника, которые выполняют задание: выбрать картинки со своим звуком по темам «ягоды, фрукты, одежда, головные уборы». Найти лишний предмет
1 именинник: картинки – малина, лимон, слива, апельсин. (лишняя малина, потому что это ягода)
Шапокляк: я как раз из малины варенье сварила.
Вед спрашивает у детей: какое варенье у Шапокляк?
Шапокляк: А из слив люблю компот варить.
Вед: какой компот из слив?
Шапокляк: А вчера я сок пила из апельсина.
Вед: какой сок из апельсина?
2-й именинник: картинки – жилет, рубашка, шуба, шляпа. (лишняя шляпа, потому что это головной убор)
Шапокляк: а у меня как раз жилет из кожи есть.
Вед: какой жилет из кожи?
Шапокляк: И шуба из меха.
Вед: какая шуба из меха?
Вед.: Шапокляк, а мы тебя сейчас научим играть в одну интересную игру называется «слова-наоборот».
Проводится игра с мячом со всеми детьми.
Сахар-соль слабый–сильный, короткий-длинный, трудиться-лениться, здоровый – больной день-ночь, направо-налево, старый-новый, высушить-намочить, плакать – смеяться грустный-веселый, горячий-холодный, молодой-старый.
Шапокляк видит на столе мячики, берет их и делает вид, что хочет куда-нибудь бросить.
Вед: Шапокляк, ты что делаешь?
Шапокляк: Как что? Хочу куда-нибудь мячик кинуть. А что нельзя?
Вед: Ребята, а что будет, если Шапокляк бросит мяч?
Вед: Давай мы лучше тебя научим, как с этими мячиками можно поиграть.
Проводится разминка с мячиками.
Эта ручка — правая (мячик на ладошке),
Это ручка — левая (мячик на ладошке).
Я на мячик нажимаю
И зарядку делаю:
Будет сильной правая (сжимаем мячик в правом кулачке),
Будет сильной левая (в левом),
Будут ручки у меня
Ловкие, умелые (катаем шарик между ладошками).
• Мячик сильно мы сжимаем
И ладошку поменяем.
Сжимать мячик правой рукой, затем левой.
• «Здравствуй, мой любимый мячик!»
Скажет утром каждый пальчик.
Удержать мяч указательным и большим пальцем,
затем средним и большим, безымянным и большим,
мизинцем и большим пальцем.
• Крепко мячик обнимает,
Никуда не выпускает.
1. Крепко сжать мяч указательным и большим пальцем. Затем большим и средним и т.д.
2. Либо каждым пальцем обнять мячик, начиная с большого.
• Только брату отдает:
Брат у брата мяч берет.
Передать мяч, удерживаемый большим и указательными пальцами, в соответствующие пальцы левой руки.
• Два козленка мяч бодали
И другим козлятам дали.
Удерживать указательными пальцами пр. и лев. руки мяч.
Затем средними пальцами и т.д.
Шапокляк: Здорово, я думала, что мячики можно только бросать! Но чтобы еще и пальчики развивать!
На столе стоит сухой бассейн. Шапокляк подходит к нему, достает удочку и пытается ловить рыбу.
Вед. Ты, что делаешь. Шапокляк?
Шапокляк: Я ловлю рыбу.
Вед. Это не речка, Шапокляк, это сухой бассейн для наших ребят.
Шапокляк: А для чего он нужен?
Вед. Мы с ребятами ищем там разные предметы, буквы.
Шапокляк: А для чего вам это нужно?
Ответы детей (чтобы развивать пальчики и хорошо запомнить буквы)
Шапокляк: А для чего нужно развивать пальчики?
Вед. Сейчас ребята попробуют найти в бассейне буквы.
Дети ищут буквы.
На столе лежат прищепки.
Шапокляк: О, какие хорошие прищепки, я возьму их с собой, чтобы сушить белье.
Вед: Шапокляк, а прищепки могут понадобиться не только для того, что сушить белье.
Шапокляк: А для чего же еще?
Вед. Ребята, что мы еще можем делать с прищепками? (составлять буквы, фигуры)
Шапокляк: А разве буквы нельзя просто написать?
Вед: Ребята, для чего мы выкладываем из прищепок?
2-3 ребенка составляют буквы из прищепок.
Шапокляк: оценивает работу детей. Да, никогда не думала, что из прищепок, можно составлять буквы!
Шапокляк: Да, сколько у вас тут всего интересного и не скучно совсем. Но вы совсем забыли, что у вас день рождения! А подарки будут?
Вед: Конечно, Шапокляк.
Дети дарят подарки. (каждому имениннику дарится подарок с тем звуком, который он научился говорить)
Вед. : А наши именинники приготовили угощения, в названии которых есть звуки, которые они научились говорить.
Дети называют свои угощения.
Вед: А сейчас мы пройдем в наше кафе на чаепитие. Ребята, давайте пригласим Шапокляк к нам на чаепитие.
|