Ни дня без строчки
Отдыхаем всей семьёй
Курсы косметолога - востребованная профессия
Зонты Doppler: идеальный выбор для защиты от погоды

На сайте всего: 19
Гостей: 18
Пользователей: 1
katsi87


Главная » Дошкольное образование » Логопеду

Устранение смешения на письме букв и-у, л-м у младших школьников.

Скачать (83.0 Kb) 04.10.2011, 08:34
Услугина Ольга Николаевна
Учитель-логопед ГОУ "Центр развития ребенка - детский сад" №1607 г. Москва
За последние годы в начальных классах массовых  школ,  особую актуальность приобретает проблема оптической дисграфии. Она стоит как бы особняком среди других её видов и не зависит от состояния устной речи, может иметь место у детей даже с самым высоким уровнем её развития. В основе этого вида дисграфии лежит совершенно иное «слабое звено»: недостаточная сформированность зрительно - пространственных представлений (то есть представлений о форме и величине предметов и об их расположении в пространстве по отношению друг к другу) и зрительного анализа и синтеза. Именно эту несформированность и следует рассматривать как явную предпосылку оптической дисграфии.
Если ребенок до начала обучения грамоте не приобрел умения сравнивать предметы по форме (круглый, квадратный, треугольный, овальный) по величине (маленький-большой, длинный-короткий, широкий-узкий, толстый-тонкий) и не научился ориентироваться в пространственном расположении предметов по отношению друг к другу (выше-ниже, дальше-ближе, слева-справа, спереди-сзади), то ему будет очень сложно усвоить довольно тонкие различия в начертании оптически-сходных букв. Это объясняется следующим.
Все буквы русского алфавита, как в печатном, так и в рукописном шрифте состоят из очень небольшого набора одних и тех же элементов («палочки», «крючочки», овалы и полуовалы и несколько специфических элементов, характерных для отдельных букв). Эти одинаковые элементы,     по-разному комбинируясь между собой как по количеству, так и по пространственному расположению, и образуют различные буквенные знаки.
Исследователи традиционно объясняют любые смешения либо акустико-артикуляционным сходством фонем, либо оптическим сходством букв – равно для чтения и письма. Включение в акт письма еще одного анализатора – двигательного – расценивается лишь как необходимое средство обеспечения технической стороны письма. Между тем, было бы неправильно не учитывать качественную перестройку, которая происходит в ассоциативной цепи слухо - речедвигательных и зрительно-двигательных представлений, обеспечивающих процесс письма. И. Н. Садовникова в своей книге для логопедов «Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников» выделяет новый тип специфических ошибок – смешение букв по кинетическому сходству.
В своей практике, за последнее время, я стала отмечать всё больше детей, у которых были выявлены стойкие смешения букв по кинетическому сходству. В большинстве своём, это были буквы и-у, л-м, п-т. Смешения букв по кинетическому сходству не следует воспринимать как безобидные «описки» на том основании, что они не связаны ни с произносительной стороной речи, ни с правилами орфографии. Такие ошибки могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения, хотя конфигурация букв рукописного и печатного шрифта различна. Этот феномен имеет под собой то основание, что у школьников при указанных смешениях «размываются» неокрепшие связи между звуком и буквой: между фонемой и артикулемой – с одной стороны, и графемой и кинемой – с другой.
Я хотела бы поделиться двумя своими методами по преодолению смешения букв и-у  и  л-м, (дифференциация букв п-т хорошо изложена в книге Л. Н. Ефименковой «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов») которые я использовала в своей практике и  применение которых, показало через три месяца коррекционной логопедической работы резкое сокращение числа ошибок, а к концу года,  полное их устранение. В связи с этим, считаю их наиболее эффективными, т. к. в основе данных методов лежит опора на артикуляционный уклад, а также проговаривание звуков при написании слов.

1. Дифференциация букв и-у.

1 этап. Уточнение артикуляционного уклада.

(Логопед вместе с детьми уточняет положение органов артикуляции в момент произнесения звука.)

Звук и буква «у». Губы округлены и сильно выдвинуты вперед. Кончик языка отходит от нижних зубов, спинка языка выгнута. Выдыхаемый воздух не встречает во рту преград. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Звук  и буква «и». Губы растянуты в улыбке. Зубы видны. Кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка сильно выгнута. Выдыхаемый воздух не встречает во рту преград.
 
2 этап. Соотнесение артикулемы с кинемой.

После того, как дети произвели анализ артикуляционного уклада гласных звуков «и-у», им предлагается следующее сравнение:

•    при произнесении гласного «и» губы растягиваются в улыбке, точно
также буква «и» при написании растягивается по строчке, никуда «не съезжая»: 



•    при произнесении звука «у» губы вытягиваются трубочкой вперед, детям предлагается увидеть себя в профиль перед зеркалом, посмотреть на соседа, а затем обратить внимание, как буква «у» при написании точно также «вытягивает» свой «хвостик», съезжая с нижней рабочей строки.



На данном этапе важно, чтобы дети увидели сходство артикуляции с написанием букв, научились чувствовать положение губ в момент  произнесения, а главное: поняли, что этим необходимо руководствоваться при написании этих гласных в словах.
Другими словами, ребенок, услышав слово, которое ему необходимо записать, проговаривает его, ощущая положение своих губ, и «переносит» это на бумагу.

3 этап. Графический диктант. Игра «Шифровка».

 Для закрепления навыка необходимо потренироваться на следующем упражнении. Дисграфику выдается карточка-бланк, в которой зашифрован набор букв, где
    «- » - обозначает букву «и», которая растягивается по строчке и губы также «расплываются» в улыбке. Так, ребенок, глядя на черточку, принимает нужный артикуляционный уклад, а под ней пишет букву.
    « / » - обозначает букву «у», у которой «хвостик» вытягивается, спускаясь ниже рабочей строки, как и губы в момент произнесения данного звука:

-  /  -  -  /  /  -  -  /  /  /  -  -  -  -    /  /  -  /  -   /  -  /  -  /
и у и и у у  и  и у у у  и  и и  и у у  и  у и  у  и у и  у

Дети с удовольствием выполняют задание, а после, один из них читает, что получилось, у всех ли совпала последовательность, а если нет, то разбирается почему, уточняется артикуляция, исправляют ошибки.

4 этап. Дифференциация «и-у» в слогах.

Задание1. Учитель-логопед диктует слоги, а дети должны записать только те, в которых слышится звук «и» (затем «у»).
Задание 2. Записать предлагаемые слоги в 2 столбика: кту, лки, лну, жшу, ржи, гси, дву, нпи, зру, шду, хби, фжи, фпу, пси, сви, кму, гбу.



Задание 3.Записать слоги под диктовку. В них выделить двумя разными цветными карандашами буквы «и» и «у».
Задание 4. Выпишите из каждой строчки только те «слова», в которых гласные стоят в следующем порядке.
уиу_______________________________________________________________
бизури, дузису, гимуви, дируну, рукури, луничу
иуи_______________________________________________________________
мурину, шикуди, пудилу, дигури, кисуму, гулити, визури

5 этап. Дифференциация букв «и-у» в словах.
Задания те же, что и со слогами. (Добавляются слова с пропущенной буквой «и» или «у», вставить нужную букву.)

6 этап. Дифференциация букв «и-у» в предложениях.
Задание 1. Вставить нужную букву «и» или «у», подходящую по смыслу.
Задание 2. Записать предложения под диктовку. Выделить двумя цветными карандашами буквы «и-у».

2. Дифференциация букв л-м.

1 этап. Уточнение артикуляционного уклада.

Звук и буква «л». Кончик языка упирается в верхние зубы или в бугорки за верхними зубами. Средняя часть спинки языка опущена, задняя часть спинки языка приподнята, боковые края языка опущены. Форма языка напоминает седло. Выдыхаемый воздух проходит по бокам языка.

Звук и буква «м».  Губы сомкнуты и не размыкаются, выдыхаемый воздух проходит через нос. Кончик языка немного отходит от нижних зубов, язык плоский. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

2 этап. Соотнесение артикулемы с кинемой.
На этом этапе важно сравнить, что в произнесении звука «л» участвует язык, который поднимается вверх. Обращаем внимание детей на то, что язык у нас один, а значит и количество элементов (т.е. палочек) будет соответствовать одному (в написании буквы «л» - одна палочка):

(В 3 классе у меня один ученик опровергнул данное мнение, объяснив это тем, что «у нас во рту есть ещё один маленький язычок, так что их два!» Здесь важно уточнить, чтобы не возникло путаницы, что мы опираемся на артикуляцию, говоря «о том язычке», который принимает непосредственное участие в произнесении звука «л».)



При произнесении звука «м» основными участницами являются губы, а т.к. у нас их две (нижняя и верхняя), то и количество элементов (палочек) будет соответствовать двум:



3 этап. Графический диктант.

На данном этапе варианты упражнений я провожу по аналогии с дифференциацией букв «п-т», изложенной  в книге Л. Н. Ефименковой «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов».

Задание 1. Запишите названное логопедом количество палочек.
О б р а з е ц: Логопед: «Две, одна, одна, две, две…» и т. д.
( запись: //     /     /     //   //    /  )
Под палочками запишите соответствующие буквы: л-м.

Задание 2. Запишите цифры под диктовку логопеда: « Один, два. Два, один, один…» и т. д.
(запись: 2 1 1 2  1 2 1 1 2 2 1 2 1 2…)
Под цифрами запишите соответствующие буквы.

4 этап. Дифференциация «л-м» в слогах.

Задание 1. Игра «Шифровка».
Расшифруй слоги (вместо цифр пиши буквы).
 2а-1а        2у-2у-1у    и2-и1
2и-1и        2е-2е-1е    а2-а1
2о-1о        2а-2а-1а    о2-о1

Задание 2.
Расшифруй звуковые сочетания:
2о2        2о1        2и1
1о1        1а2        1е2
2е2        2и1        1я2
1и1        3ю1        1ё2

5 этап. Дифференциация «л-м» в словах.

Задание1.  Расшифруй слова:
2ера        же1ток    са1ют    па1ь2а
2олоко    г1оток    теп1ло    пав1ин
1одка        1и2он    програ22а    к1ад
1апка        г1ина        по1яна    стек1о
2ышь        2о1оток    с1оварь    са1ют

Задание 2. Вместо точек вставь букву «л-м»:



Задание 3. Запиши слова в два столбика: в первый -  с буквой «л», во второй  с -  «м». (Предлагаются слова: лак, мак, лужа, мел, лодка, машина, клад, лейка, муха...)

6 этап. Дифференциация «л-м» в словосочетаниях.
Задание 1.  Расшифруй словосочетания, вставляя вместо точки нужную букву «л-м»
Зо.отой ку.он
.о.одежный ба.
Тяже.ое одея.о
Ше.ковый п.аток
Подсо.нечное мас.о
У.ыбка м.аденца

7 этап. Дифференциация «л-м» в предложениях, пословицах, поговорках.
Задание: Вставь буквы «л-м».

•    В до.гах – как в ше.ках.
•    .олчание – знак сог.асия.
•    По.ожить зубы на по.ку.
•    Го.ова седая, да душа .олодая.
•    У.ение – по.овина де.а.
•    Кто с.ел, тот и съе.
•    Кабы куст не бы. ми., со.овей гнезда б не ви.
•    Где много с.ов, та. мало де.а.
•    У.елого по с.овам – неу.елого по г.азам видать.
•    С.ово сказа. – стре.у пос.ал, пись.о написа. – в западню попа. .

8 этап. Дифференциация в текстах.

Слуховой диктант.
    Солнечные лучи осветили землю. Колокола звонили на всю площадь. Люди шли толпами и пели. Стоял месяц май. Я любовался молодой зеленью.

Апробировав данные методики на своих учащихся 2 -3 классов в ГОУ №1607 г. Москвы, я имела возможность наблюдать за тем, как с каждым днем у них повышался уровень самоконтроля. При записи слов, предложений, я видела, как старательно они вытягивали губки (при проговаривании слов со звуком «у») или, наоборот, растягивали их (при звуке «и»), с каждым разом допуская все меньше и меньше ошибок. Интересно было заметить, как на первых порах дети приоткрывали рот, ощущая подъём языка вверх (при проговаривании слов со звуком «л»), или смыкали губки (при звуке «м») и записывали нужное количество элементов. Проводя работу с родителями, я также объясняла им, на что нужно обращать внимание. При выполнении письменных работ детьми дома, родители сначала напоминали им об этом, а позднее, стали отмечать самостоятельное выполнение ими этих «упражнений», достигая тем самым необходимых результатов. Таким образом, к концу года из 8 выявленных учеников с описываемым нарушением, у 7 были полностью устранены ошибки, а у 1 – резко сократилось их количество (остаточные явления связываю с редкой посещаемостью логопедических занятий по причине частой болезни ребенка.)
 
Литература.

1. Артикуляция звуков в графическом изображении. Учебно-демонстрационный материал. Приложение к книге Е.В. Новиковой «Логопедическая азбука. Новая методика обучения чтению.»-М.: Изд. ГНОМ и Д, 2003.

2.  Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. – М.: Гуманит. издат.центр ВЛАДОС, 2001.

3. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Кн. Для логопеда. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 1999.


4. И.Н. Садовникова Нарушение письменной речи у младших школьников: Учебное пособие – М.: ВЛАДОС, 1997.

5. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. С.-Пб, изд. «СОЮЗ», 2001 г.



Категория: Логопеду | Добавил: Ол-я
Просмотров: 11973 | Загрузок: 1049 | | Рейтинг: 5.0/3 |

0

Рекомендуем также:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:





Группа: Гости
Вход
  
Регистрация
  



IX Всероссийский творческий конкурс "Весенний марафон"
IV Всероссийский творческий конкурс "Опять весна, опять цветы!"
X Всероссийский творческий конкурс "Таинственный космос"
V Всероссийский творческий конкурс "Земля. Природа. Будущее"
VI Всероссийский творческий конкурс "Цветы полей, лугов, садов..."
XI Всероссийский творческий конкурс "Моё любимое животное"
X Всероссийский творческий конкурс "Мир творчества"
XXI Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Педагогическое открытие"





© Детский развивающий портал "ПочемуЧка" 2008-2024
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54566 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).

Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
Электронный адрес редакции: info@pochemu4ka.ru
Телефон редакции: +79277797310

Информация на сайте обновлена: 27.04.2024


Реклама на сайте
О нас
Ваши отзывы
Обратная связь
Полезные сайты

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.
Оплачивая товары и услуги нашего сайта, Вы соглашаетесь с договором-oфертой.