Занятие по математике. (старшая группа) Тема: «В осеннем лесу»
Программное содержание. Закрепление с детьми понятия «широкая», «узкая». Счёт количественный и порядковый. Развитие логического мышления, умения классифицировать и обобщать. Закрепить знания о цвете, форме, размере. Упражнять в счёте, закрепить представления о сезонных изменениях в природе. Составление ряда цифр в соответствии с порядком называния цифр при счёте. Развивать внимание, память, воображение, речь.
Оборудование: Полосы из ткани широкая и узкая, мягкие игрушки, разноцветные осенние листья разных деревьев из бумаги, обручи красного и желтого цвета, набор логических блоков Дьенеша, карточки с цифрами, фланелеграф.
Ход занятия: Ребята, мы с вами очень часто играем в путешествия, мы путешествовали и в сказку, в подводный мир, в космос. А сегодня вы хотите очутиться в осеннем лесу? (Да). Тогда давайте закроем глазки и очень сильно захотим этого. Не открывайте глазки! Ой! Птички запели, значит, мы с вами как будто в лесу. Открывайте глазки, а я прочитаю стихотворение, и вы покажите, как падают листья. Падают, падают листья – В нашем саду листопад… Желтые, красные листья По ветру вьются, летят. Скажите когда это бывает? (Осенью). А какое сейчас время года? (Осень) Да ребята, осень. Сейчас уже наступила золотая осень и в лесу очень красиво. Только надо решить по какой дорожке идти. (Перед нами две дорожки - одна широкая, другая узкая). Скажите, пожалуйста, какая дорожка находится слева, а какая справа? (Дети отвечают, что широкая слева, а узкая справа). Как вы думаете, по какой дорожке удобней и быстрее можно пройти по узкой или по широкой? (По широкой). (Все вместе отправляемся в путь. Идем по дорожке и видим, что впереди сидят на траве звери: зайчик, мишка, лиса, хомяк, ёж.) Дети, смотрите кто нас встречает в лесу! (Дети называют лесных жителей) Да, это лесные жители. Они все друзья. Давайте с ними поздороваемся, посмотрим и определим кто первым нас встречает. (Ответ). Оля, а кто же второй сидит? (Ответ). Тоня, а который по счету мишка? (Ответ). Правильно, мишка третий. Дима, а кто нас четвертым встречает? (Ответ). А ты еще раз посчитай. (аналогично спрашиваю о всех животных) А давайте посчитаем, сколько всего зверей вышло встречать нас по дорожке. (Дети считают) Да, правильно пять зверей вышли нас встречать. Ну что ж пора дальше нам в путь отправляться. ( На ковре расположены деревья в листьях и на полу фигуры Дьенеша желтого и красного цвета.) Какая красота в лесу! Кто помнит я говорила какая сейчас осень? (Золотая) На какие геометрические фигуры похожи листья? (На круг, на квадрат, на треугольник и на прямоугольник). Дети, хорошо здесь в лесу, а вы любите играть? (Ответы) Давайте поиграем! Смотрите, здесь под деревьями есть разноцветные обручи! (Раскладываю обручи). Вам знакомы эти геометрические фигуры и если я положу в красный обруч вот эту карточку (схема обозначающая «все красные фигуры»), то какие фигуры мы с вами положим в красный обруч (ответы). (Кладу схему «все желтые фигуры» в желтый обруч.) А в этот обруч какие фигуры надо положить? (Ответ). Выполняем задание. Лена, скажи мне правильно дети выполнили задание? (Ответ) А сейчас внимательно послушайте, задание будет посложнее. (Кладу в желтый обруч карточки – большой и маленький желтые прямоугольники, а в красный обруч красные большой и маленькие круги.) Сейчас вы каждый поочередно возьмете одну фигуру из разложенного набора и самостоятельно положите на подобающее ей место. Будьте внимательны, не ошибитесь. (Дети выполняют задание) Саша, почему ты положила круг именно в этот обруч? (Ответ) Молодцы, правильно выполнили задание. Ну что, поиграли, отдохнули, надо дальше в путь отправляться. Смотрите, а вот и лесная школа! И здесь листики! Видно ветер в лесу сильный был, вот листики и разлетелись. (Беру листья с цифрами) Ой! Да здесь цифры! Но вот беда, листики с цифрами перемешались и теперь оказались не по порядку. Давайте их расставим по порядку на фланелеграфе. (Идем к фланелеграфу) А вот и на столах есть цифры, садитесь за столы и выполним задание.( Дети садятся, один ребенок у фланелеграфа) Какая цифра идет первой? (Ответ) А за цифрой один, какая цифра идет? (Ответ) (Аналогично до цифры пять) Умницы, хорошо и правильно выполнили задание. А кто мне скажет какая цифра идет за цифрой шесть? (Ответ) А за цифрой семь? (Ответ) (Так до 10) Молодцы! Устали? Пойдемте в лес отдохнем, свежим воздухом подышим. (Идем в лес и садимся, я сажусь возле гриба и начинаю охать) Ой! Да что меня толкает! Давайте посмотрим, что тут такое. (Достаю картошку) Ребята, да это картошка. А как вы думаете, кто нам ее оставил? Да это же наши друзья – звери. Картошечка ароматная, вкусная, но я хочу вспомнить нашу прогулку, какие вы молодцы, правильно выполняли задание, особенно отличились (называю детей и спрашиваю что интересного им запомнилось на прогулке). А сейчас давайте скажем нашим гостям «До свиданья» и пойдем есть картошку.
|