Итоговое занятие из
раздела «Ребенок и окружающий
мир» с детьми старшей
группы
«Встреча на лесной полянке»
(по лексической теме:
«Насекомые») Автор: Люфт Е.Ю.,
воспитатель МДОУ №
209
Программное
содержание.
Образовательные задачи:
- обобщить
представления детей о насекомых;
- закрепить
умение работать по схемам;
- способствовать развитию образного мышления.
Развивающие задачи:
- развивать зрительное внимание и логическое мышление;
- развивать монологическую речь с опорой на
предметно-схематичные модели;
- развивать мелкую моторику.
Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к изучению насекомых и бережное
отношение к ним;
- закладывать основы экологической культуры личности.
Словарная работа: активизировать предметный словарный запас.
Оборудование к занятию:
- Мягкий конструктор
- Схемы-модели для составления рассказа о насекомых
- Нарисованный плакат с изображением лесной поляны
- Картинки с
изображением насекомых
- Цветы-заготовки и цветные карандаши
- Настольная игра «Путь домой»
- Загадки о насекомых
Предварительная работа:
- Цикл познавательных занятий по ознакомлению с
насекомыми
- Составление описательных рассказов по схемам-моделям
- Экскурсия с детьми и родителями в Красноярский
краевой краеведческий музей
- Наблюдение за насекомыми в природе.
Содержание:
Воспитатель с
детьми стоит в кругу и предлагает отгадать загадку:
Зазвенели ручьи,
прилетели грачи
В дом свой-улей пчела
Первый мёд принесла
Кто скажет, кто знает
Когда это бывает?
Дети:
- Весной
Воспитатель:
-А что ещё происходит весной?
Дети:
-Тает снег, прилетают перелётные птицы, распускаются листья,
вырастает трава, просыпаются первые насекомые, ярко греет солнышко.
Воспитатель:
-Посмотрите в окно, как ярко светит и улыбается нам
солнышко, давайте, и мы улыбнёмся и подарим улыбку друг другу.
Дети улыбаются
Воспитатель:
-Ребята, хотите отправиться в лес и посмотреть, что там
происходит весной?
-А как мы туда попадём?
Дети перечисляют, на
чем можно отправиться в лес. Останавливают свой выбор на машине.
Воспитатель:
-Для этого нам нужно построить машину и выбрать водителя.
Дети строят из мягкого
конструктора машину, при помощи считалки выбирают водителя и отправляются в
путешествие со словами:
Раз, два, три,
четыре, пять!
Отправляемся гулять!
На машине нашей
ладной
В лес весенний, всем
отрядом!
Воспитатель:
-Вот мы и приехали. Ребята, кого мы можем здесь встретить?
Дети:
-Зверей и птиц.
Воспитатель:
-Но звери и птицы очень осторожны и боятся людей, а в лесу
есть маленькие жители, которые нас не испугаются. Их очень много и они повсюду:
на деревьях, на цветах, на земле и в воздухе. Догадались кто это?
Дети:
-Это насекомые.
Воспитатель:
-Узнать их вам помогут загадки: На большой цветной ковёр
Села эскадрилья
То раскроет, то закроет
Расписные крылья. (Бабочка)
Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой
Похлопочет над цветком
И поделится медком.
(Пчела)
С ветки на тропинку
С травки на былинку
Прыгает пружинка-
Зелёная спинка. (Кузнечик)
Я пятнистая букашка
Если в руки попаду
Притворюсь больною тяжко
В обморок я упаду.
(Божья коровка)
Дети отгадывают
загадки, находят насекомых и размещают их на плакате с нарисованной лесной
поляной.
Воспитатель:
-Ребята, какое самое красивое насекомое сидит на нашей
полянке?
Дети:
-Бабочка
Воспитатель:
- Кто хочет похвалить бабочку, рассказать о ней?
Дети по цепочке
составляют описательный рассказ, опираясь на предметно-схематичные модели.
Воспитатель:
-А сейчас посмотрите внимательно на нашу полянку и скажите, кого не стало? (игра «Угадай, кого
не стало»).
Дети:
-Пчелы.
Воспитатель:
-А как вы думаете, куда могла полететь пчела?
Дети:
-Собирать мёд.
Воспитатель:
-Вы хотите, чтобы пчёлка
вернулась к нам на полянку?
Дети:
-Конечно, хотим!
Воспитатель:
-Я думаю, что она обязательно к нам вернётся, если мы
раскрасим для неё эти цветы.
На столах лежат
заготовки цветов и цветные карандаши.
Дети раскрашивают цветы
и располагают на полянке. Пчёлка садится на цветок.
Воспитатель предлагает
детям попрыгать как кузнечики на полянке среди ярких цветов.
Физминутка:
Поднимайте
плечики, прыгайте, кузнечики
Прыг,
скок, прыг, скок,
Сели,
сели
Травушку
покушали,
Тишину
послушали.
Выше,
выше, высоко
Прыгай
на носках легко!
Воспитатель помещает
на полянку изображение муравья:
- На поляну приполз муравей.
Закричал муравей:
-Э-ге-гей!
Есть тут кто или нет? –
Не пойму.
Не встречают меня почему?
Воспитатель:
-Ребята, скажите,
почему муравей думает, что он лишний на полянке?
Дети:
-Лишний муравей, потому что он не умеет летать и
передвигается по земле.
Воспитатель:
- Но зато муравей говорит, что он пользу приносит? Вы
знаете, какую?
Дети рассказывают о
пользе муравья и каждого насекомого с полянки.
Воспитатель:
- Посмотрите,
ребята, на полянку прилетела еще одна божья коровка. Скажите, чем похожи божьи коровки, и чем они отличаются?
Воспитатель предлагает
найти пять отличий
(пятнышки- их цвет и
количество, крылышки, усики и лапки).
Воспитатель:
-Я думаю, что нам пора возвращаться в детский сад.
Дети садятся в машину и едут со словами:
Раз, два, три,
четыре, пять!
Мы поехали опять!
Возвращаемся назад!
В наш любимый детский
сад!
Воспитатель:
-Ребята, вам понравилось наше путешествие?
-Что больше всего понравилось?
-Мне тоже понравилось наша прогулка по весеннему лесу. Из
ваших ответов я поняла, что вы очень много знаете о насекомых, и приготовила
для вас игру – лабиринт про наших маленьких друзей. Игра называется «Путь домой».
Вечером вы сможете поиграть в эту игру и вспомнить наше путешествие по
весеннему лесу.
|