Все мы - дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира.
В век скоростей и технологий не хватает времени остановиться, оглянуться вокруг, понаблюдать за родной природой. А нехватка общения детей с природой оборачивается впоследствии черствостью, безнравственностью и неуважительным отношением ко всему живому.
Экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития. Продуманное, системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развивать у него важнейшие операции мышления.
Ребенок уже с детства должен понимать, что «улучшать природу», «помогать» ей можно только в измененной человеком среде: городе, поселке, парке, на участке детского сада, в живом уголке. В естественных же условиях любая деятельность, в том числе и «помощь», должна строиться с учетом законов самой природы. Решать экологическую проблему должен каждый житель нашего города в силу своих возможностей. Предпосылка для экологического образования человека должна быть создана с первых лет жизни.
Психологи и педагоги утверждают маленький ребенок очень тесно связан с природой, поэтому фундамент экологической культуры надо закладывать с детства – в семье и в детском саду. Экологическое воспитание дошкольников должно строиться на усвоении системы знаний о природе, связей и взаимозависимостей существующих в ней, на основании деятельности человека в природе. Результатом такой работы должно стать не только овладение определенными знаниями, но и развитие эмоциональной отзывчивости, умения и желания защищать и облагораживать природу.
Экологическое образование не может рассматриваться как дополнительный предмет в программе обучения. В него необходимо включать творческий поиск, в котором можно выделить и такое направление, как экологическая сказка. Особое место в воспитании занимают сказки.
А сказка экологического содержания вместе с папой и мамой приносит двойную радость и пользу. Сочинение таких сказок помогает родителю и педагогам лучше понять душу ребенка, понять почувствовать, как его сын или дочь воспринимают окружающий мир.
Экологические сказки – самый доступный способ передачи знаний о явлениях природы, о животных, растениях и окружающем мире. Ненавязчиво, в форме игры сказки дают необходимые детям знания. Краткость, простота сюжета, конкретность и в конце сказки – вывод, а иногда – вопрос для поддержания диалога с маленькими слушателями – такова схема построения экологических сказок. Не всегда есть возможность понаблюдать с дошкольниками за жизнью диких животных или отправиться в путешествие, увидеть своими глазами рассвет или подводное царство. Экологическая сказка даёт такую возможность благодаря хорошо развитому у детей дошкольного возраста воображению. Также через сказки удается привить не только любовь к природе, но и осознание необходимости ее охраны.
Особенности экологической сказки:
1.Значительнаяпереработка сведений, полученных из природного окружения.
2.Четкая композиция с характерной симметрией отдельных элементов, с их повторяемостью.
3.Схематичность и краткость изложения материала, облегчающее рассказывание и слушание материала.
4.Активноре развитие действия, выражающееся в быстром переходе от одного момента к другому.
5.Употредление стереотипных выражений, помогающих ребенку усвоить определенную терминологию.
Интерес к такой сказке определяется, прежде всего новизной сюжета, наличием необыкновенных персонажей, их действий, а также конечным результатом. Большую роль играют и следующие факторы: доступность, увлекательность материала; форма повествования с элементами загадочности.
В процессе рассказывания сказок дошкольники не только усваивают экологические правила, нормы поведения в природе, но и пытаются сопереживать за живую природу и окружающий мир.
Расскажите детям экологические сказки: «Жила – была Река», «Как люди речку обидели», «История одного пруда», «Ходит капелька по кругу», «Приключение улитки Ули», «Лилипут – Озорник» и др. Проанализируйте с детьми ее содержание.
Экосказки можно разделить на две категории:
• Создание по аналогии некоторого литературного произведения.
• Создание на основе личного творчества.
«Кирпичиками» из которых состоит сказка, являются реальные предметы, взаимоотношения, существующие в природе. Таким образом, на основе знаний, которые дети получают через экологическую сказку, могут быть заложены начальные формы осознанного, правильного отношения к природе, интерес к ее познанию, сочувствие ко всему живому, умение видеть красоту природы, выражать свое эмоциональное отношение к ней.
Экологические сказки надо читать, обыгрывать, пересказывать с детьми, инсценировать, рисовать, сочинять. Пройдет время, вырастут наши дети, научатся беречь и любить природу, чтобы сохранить её для последующих поколений! В этом будет и частица моей заслуги…
|