Отдыхаем всей семьёй
Курсы косметолога - востребованная профессия
Зонты Doppler: идеальный выбор для защиты от погоды
Как научиться играть в большой теннис

На сайте всего: 30
Гостей: 30
Пользователей: 0


Главная » Дошкольное образование » Окружающий мир

Консультация для воспитателей "Роль проектной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста по охране окружающей среды"

03.06.2013, 00:07
Бабинцева Ольга Владимировна
заведующий МДОУ д/с N 10 «Теремок», г. Омутнинска
Жизненный путь ребенка с самого первого шага не мыслим вне окружающей среды. Однако проблема взаимоотношений ребенка с природой еще полностью не исследована. Вот почему изучение экологического сознания и установление закономерностей его формирования уже в дошкольные годы так важны для воспитания развивающейся личности.
Познавая, ребенок осваивает представления о связях в природе и социуме, о многообразии ценностей природы Земли. При этом его знания, как показали научные исследования Кандратьевой Н.Н., Николаевой С.Н. и др. приобретают качество системности и последовательности.
Большинство ученых сходятся во мнении, что охрану природы и природных ресурсов следует направлять на борьбу не с самими экологическими бедствиями, а с их причинами, и в первую очередь – с причинами социального характера. Такая деятельность должна быть систематической, продуманной и научно обоснованной.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования. Метод проектирования исследовался Бедерхановой В.П., Зуйковым М.Б., Евдокимовой Е.С. и др.
Содержание проектной деятельности включает в себя компоненты экологического образования:
1. Познавательный компонент. В понятие природы входят объекты живой и не живой природы, живые организмы – единое целое.
2. Ценностный компонент. Природа – источник условий жизни для человека, дающий питание, дыхание, труд: отдых, красоту и творческую деятельность. Жизнь, здоровье, душевное состояние человека связаны и зависят от состояния окружающей природной среды.
3. Нормативный компонент. Отношение детей к окружающей природной среде. Нормы и правила поведения в окружающей среде. Позитивные и негативные поступки детей и взрослых в природе, отношение к этим поступкам.
4. Деятельностный компонент. Природа – объект трудовой деятельности: Сочетание труда с играми. Пропаганда идей охраны окружающей природной среды.
Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка, как на «саморазвивающуюся систему», при этом усилие взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвитие детей. Участники проекта становится и разработчиками и реализаторами новых условий, в которых изменяются сами.
При разработке и реализации проектов учитывается ряд требований:
1. В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск.
2. Проект – это «игра всерьез», результаты ее значимы для детей и взрослых.
3. Обязательные составляющие проекта:
- Детская самостоятельность (при поддержке взрослого).
- Сотворчество ребят и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков.
- Применение дошкольниками полученных знаний на практике.
Данная проблема, являясь комплексной, в практике дошкольного учреждения была реализована через: мини-лаборатория, библиотека для детей, акции, конкурсы, мероприятия к знаменательным датам экологического календаря, занятия познавательного характера, наблюдения, экскурсии, игры, тренинги, гимнастики, драматизации, этюды и др.
Разработаны примерные темы проектов для детей старшего дошкольного возраста по охране окружающей среды: «Усатый, хвостатый, полосатый», «Лекарственные растения», «Пернатые друзья», «Лес - наше богатство», «Мир насекомых», «Окружающий мир». Они в свою очередь являются фундаментом создания проекта «Красная книга Кировской области» для детей подготовительной к школе группы.
Проект является познавательно – игровым, долгосрочным. Цель-результат для всех участников проекта
Дети учатся с уважением и любовью относиться к редким, исчезающим или находящимся под угрозой исчезновения живым организмам; совместно со взрослыми занимаются поиском информации о редких, исчезающих или находящихся под угрозой исчезновения живых организмах, умеют донести ее до сверстников; проявляют интерес к посещению библиотек города, общению со специалистами учреждений культуры; отражают полученные впечатления (самостоятельно и вместе со взрослыми) в различных видах творческой деятельности (рисунках, рассказах, стихах, инсценировках).
Педагоги ориентируют специалистов учреждений культуры на психофизические возможности дошкольников и учет объема информации, которая может быть ими воспринята. Помогают сотрудникам библиотек отбирать информацию о редких, исчезающих или находящихся под угрозой исчезновения живых организмах, доступную для восприятия дошкольников. Создают у родителей мотивацию к сохранению семейных традиций и зарождению новых.
Родители знакомят детей с интересной и доступной информацией о редких, исчезающих или находящихся под угрозой исчезновения живых организмах, способами ее приобретения. Поддерживают у детей интерес к редким, исчезающим или находящимся под угрозой исчезновения живым организмам, помогают осуществлять поиск необходимой информации о редких, исчезающих или находящихся под угрозой исчезновения живых организмах. Развивают внимание детей к миру живых организмов. Показывают, как связаны живые организмы Родного края с живыми организмами Российской Федерации. Уважают и поддерживают авторитет педагога в семье, осознают ценность его помощи. Оказывают помощь детскому саду в организации встреч-вечеров, экскурсии в библиотеку, акции, конкурсы.
Итак, такое отношение вполне может быть сформировано, если систематически на протяжении нескольких лет знакомить детей с разнообразием природы, вовлекать в практическую деятельность, предоставляя возможность наблюдать за различными проявлениями в благоприятных условиях. Экологически ориентированное проектирование позволяет дошкольникам овладеть умениями экологически целесообразно вести себя в природе, понимать и сочувствовать тем, кто испытывает дефицит в каких-либо условиях, эмоционально откликаться, радоваться проявлениям природы. Ребенок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к окружающему миру.
Список литературы:
1. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. Москва 2004.
2. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада.- Волгоград. 2007.- с. 98
3. Оберемок С.М. Методов проектов в дошкольном образовании. Новосибирск 2005.


Категория: Окружающий мир | Добавил: Докар
Просмотров: 4985 | Загрузок: 0 | | Рейтинг: 3.0/1 |

0

Рекомендуем также:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:





Группа: Гости
Вход
  
Регистрация
  



IX Всероссийский творческий конкурс "Весенний марафон"
IV Всероссийский творческий конкурс "Опять весна, опять цветы!"
X Всероссийский творческий конкурс "Таинственный космос"
V Всероссийский творческий конкурс "Земля. Природа. Будущее"
VI Всероссийский творческий конкурс "Цветы полей, лугов, садов..."
XI Всероссийский творческий конкурс "Моё любимое животное"
X Всероссийский творческий конкурс "Мир творчества"
XXI Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Педагогическое открытие"





© Детский развивающий портал "ПочемуЧка" 2008-2024
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54566 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).

Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
Электронный адрес редакции: info@pochemu4ka.ru
Телефон редакции: +79277797310

Информация на сайте обновлена: 24.04.2024


Реклама на сайте
О нас
Ваши отзывы
Обратная связь
Полезные сайты

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.
Оплачивая товары и услуги нашего сайта, Вы соглашаетесь с договором-oфертой.