Жизненный путь ребенка с самого первого шага не мыслим вне окружающей среды. Однако проблема взаимоотношений ребенка с природой еще полностью не исследована. Вот почему изучение экологического сознания и установление закономерностей его формирования уже в дошкольные годы так важны для воспитания развивающейся личности. Познавая, ребенок осваивает представления о связях в природе и социуме, о многообразии ценностей природы Земли. При этом его знания, как показали научные исследования Кандратьевой Н.Н., Николаевой С.Н. и др. приобретают качество системности и последовательности. Большинство ученых сходятся во мнении, что охрану природы и природных ресурсов следует направлять на борьбу не с самими экологическими бедствиями, а с их причинами, и в первую очередь – с причинами социального характера. Такая деятельность должна быть систематической, продуманной и научно обоснованной. В работе с детьми старшего дошкольного возраста уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования. Метод проектирования исследовался Бедерхановой В.П., Зуйковым М.Б., Евдокимовой Е.С. и др. Содержание проектной деятельности включает в себя компоненты экологического образования: 1. Познавательный компонент. В понятие природы входят объекты живой и не живой природы, живые организмы – единое целое. 2. Ценностный компонент. Природа – источник условий жизни для человека, дающий питание, дыхание, труд: отдых, красоту и творческую деятельность. Жизнь, здоровье, душевное состояние человека связаны и зависят от состояния окружающей природной среды. 3. Нормативный компонент. Отношение детей к окружающей природной среде. Нормы и правила поведения в окружающей среде. Позитивные и негативные поступки детей и взрослых в природе, отношение к этим поступкам. 4. Деятельностный компонент. Природа – объект трудовой деятельности: Сочетание труда с играми. Пропаганда идей охраны окружающей природной среды. Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка, как на «саморазвивающуюся систему», при этом усилие взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвитие детей. Участники проекта становится и разработчиками и реализаторами новых условий, в которых изменяются сами. При разработке и реализации проектов учитывается ряд требований: 1. В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск. 2. Проект – это «игра всерьез», результаты ее значимы для детей и взрослых. 3. Обязательные составляющие проекта: - Детская самостоятельность (при поддержке взрослого). - Сотворчество ребят и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков. - Применение дошкольниками полученных знаний на практике. Данная проблема, являясь комплексной, в практике дошкольного учреждения была реализована через: мини-лаборатория, библиотека для детей, акции, конкурсы, мероприятия к знаменательным датам экологического календаря, занятия познавательного характера, наблюдения, экскурсии, игры, тренинги, гимнастики, драматизации, этюды и др. Разработаны примерные темы проектов для детей старшего дошкольного возраста по охране окружающей среды: «Усатый, хвостатый, полосатый», «Лекарственные растения», «Пернатые друзья», «Лес - наше богатство», «Мир насекомых», «Окружающий мир». Они в свою очередь являются фундаментом создания проекта «Красная книга Кировской области» для детей подготовительной к школе группы. Проект является познавательно – игровым, долгосрочным. Цель-результат для всех участников проекта Дети учатся с уважением и любовью относиться к редким, исчезающим или находящимся под угрозой исчезновения живым организмам; совместно со взрослыми занимаются поиском информации о редких, исчезающих или находящихся под угрозой исчезновения живых организмах, умеют донести ее до сверстников; проявляют интерес к посещению библиотек города, общению со специалистами учреждений культуры; отражают полученные впечатления (самостоятельно и вместе со взрослыми) в различных видах творческой деятельности (рисунках, рассказах, стихах, инсценировках). Педагоги ориентируют специалистов учреждений культуры на психофизические возможности дошкольников и учет объема информации, которая может быть ими воспринята. Помогают сотрудникам библиотек отбирать информацию о редких, исчезающих или находящихся под угрозой исчезновения живых организмах, доступную для восприятия дошкольников. Создают у родителей мотивацию к сохранению семейных традиций и зарождению новых. Родители знакомят детей с интересной и доступной информацией о редких, исчезающих или находящихся под угрозой исчезновения живых организмах, способами ее приобретения. Поддерживают у детей интерес к редким, исчезающим или находящимся под угрозой исчезновения живым организмам, помогают осуществлять поиск необходимой информации о редких, исчезающих или находящихся под угрозой исчезновения живых организмах. Развивают внимание детей к миру живых организмов. Показывают, как связаны живые организмы Родного края с живыми организмами Российской Федерации. Уважают и поддерживают авторитет педагога в семье, осознают ценность его помощи. Оказывают помощь детскому саду в организации встреч-вечеров, экскурсии в библиотеку, акции, конкурсы. Итак, такое отношение вполне может быть сформировано, если систематически на протяжении нескольких лет знакомить детей с разнообразием природы, вовлекать в практическую деятельность, предоставляя возможность наблюдать за различными проявлениями в благоприятных условиях. Экологически ориентированное проектирование позволяет дошкольникам овладеть умениями экологически целесообразно вести себя в природе, понимать и сочувствовать тем, кто испытывает дефицит в каких-либо условиях, эмоционально откликаться, радоваться проявлениям природы. Ребенок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к окружающему миру. Список литературы: 1. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. Москва 2004. 2. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада.- Волгоград. 2007.- с. 98 3. Оберемок С.М. Методов проектов в дошкольном образовании. Новосибирск 2005.
|