Творческая игра - ведущий вид деятельности на дошкольном этапе возрастного развития ребёнка. Особое место отводится театрализованной игровой деятельности, которая, выступает источником развития чувств, учит ребёнка понимать окружающих, ставить себя на место других в различных ситуациях, находить адекватные способы взаимодействия. Театрально-игровая деятельность даёт возможность развивать моральные и эмпатические способности ребёнка, обогащает его эмоционально-чувственный опыт. Это технологичный процесс, который начинается с ознакомления с литературной основой будущего спектакля, с подготовки детского восприятия, сопровождается анализом сюжета и поступков героев, продолжается в пробах себя в избранной роли, самостоятельном воплощении образа героя и замысла спектакля. Вот уже целый год мы показываем спектакли в нашем саду для детей старшего дошкольного возраста. Старший возраст это новый этап в творческом развитии дошкольников. В отличие от предыдущего периода, дети переходят к стадиям собственного художественного отношения к сказке. Ребята более внимательны к содержанию произведения, стараются глубже постичь его смысл. Дети стремятся поделиться с окружающими впечатлениями об увиденном, обсудить содержание, рассказать о своих переживаниях, пересказать и показать сюжет. Старший дошкольник испытывает чувство волнения от участия в спектакле. Желание хорошо исполнить роль показывает, что главным для ребёнка становится уже не процесс в деятельности, а её результат. Нацеленность на результат, на создание понятного и выразительного образа героя, стремление получить одобрение зрителей говорит о том, что участие в спектакле становится для ребёнка не игрой, а художественным творчеством. В работе с детьми мы заметили, что особенно им нравится при разыгрывании сюжетов вносить в них свои изменения и придумывать новые сюжетные линии, вводить новых персонажей. Так же детям очень нравится совместное изготовление атрибутов и ширм для декораций к спектаклям. Виды театра: -перчаточный театр (театр би-ба-бо) -куклы на основе (основа такой куклы - гапит- деревянный стержень, на котором крепится кукла (гапит является позвоночником куклы)) -ростовые куклы (ребёнок одевает на себя куклу, руки куклы одеваются на руки ребёнка, ноги куклы, являются ногами ребёнка, голова у таких кукол обычно больше, чем всё туловище, управление такими куклами доставляет детям огромную радость). Также нами используются средства и методы театрально-игровой деятельности (игры-драматизации, игры-имитации, игры- этюды, режиссёрские игры, игры-инсценировки, показ старшими детьми представлений для младших). Мы создаём условия для интегрирования этого вида деятельности с другими образовательными областями: - игры природоведческого содержания ( с помощью моделей выяснить основные отличия насекомых от других животных, и произвести классификацию разложить картинки с изображением животных на группы: рыбы, птицы, звери и насекомые). - игры математического содержании:( используя дидактическую игру «Прозрачный квадрат», выложить силуэт понравившегося персонажа спектакля, составление собственной сказки и рассказывание её с помощью математических игр). - словесные игры ( речь с движением, на материале русских народных потешек, изменение концовки сказки, разгадывание различных кроссвордов). -игры эстафеты и хороводные игры. В ходе работы по данной проблеме мы выделили сильные стороны и наиболее действенные методы активизации детей: - дети обыгрывают проблемные ситуации предложенные в ходе сказочного сюжета ( «Поможем найти дорогу Машеньке» с помощью заданного алгоритма, можно дать возможность пройти по этой дорожке каждому ребёнку). - обыгрывание различных вариантов окончания или продолжения сказок «дети придумывают, что ещё могло произойти с персонажами сказки, рассуждение о том как он бы поступил на месте персонажа, как он вышел из этой ситуации ). - мини – инсценировки для детей младшего возраста (разыгрывание сюжетов русских народных сказок «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок»). - игры - имитации ( детям даётся возможность перевоплощения, раскрепощения, за счёт того что он берёт на себя роль, а не действует как он сам, такое опосредованное самовыражение позволяет снять зажатость, робость, неуверенность в себе. Мы считаем, что такое творческое сотрудничество в подготовке спектаклей, разыгрывание образно-игровых этюдов и выполнение различных творческих заданий способствуют становлению субъектной позиции детей старшего дошкольного возраста в театрализации, развитии их творческих проявлений.
|