Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад №40 компенсирующего вида»
«Лучший педагогический проект в системе работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья -2024»
Номинация
«Лучший педагогический проект в системе работы с детьми с ОВЗ в образовательной организации»
Тема проекта
«Экспериментальная деятельность, как средство развития познавательной активности у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития дошкольного возраста»
Шаблинская Наталия Александровна
Воспитатель
Ухта 2024
Содержание:
Актуальность разработки и реализации проекта…………………………………………………3
Практическая значимость…………………………………………………………………………..4
Прогнозируемы результат…………………………………………………………………………..4
Постановка проблемы………………………………………………………………………………5
Цель, задачи проекта………………………………………………………………………………...5
Методы и формы работы……………………………………………………………………………5
Этапы реализации проекта………………………………………………………………………….7
Перспективное планирование экспериментальной деятельности с детьми ТМНР…………….7
Информационно просветительная работа с родителями………………………………………...15
Анализ результативности …………………………………………………………………………16
Литература………………………………………………………………………………………….17
Приложение 1………………………………………………………………………………………19
Приложение 2 ……………………………………………………………………………………...20
Приложение 3………………………………………………………………………………………21
Приложение 4………………………………………………………………………………………22
Приложение 5………………………………………………………………………………………23
Приложение 6………………………………………………………………………………………24
Приложение 7………………………………………………………………………………………25
Приложение 8………………………………………………………………………………………26
Приложение 9………………………………………………………………………………………27
Приложение 10……………………………………………………………………………………..28
Актуальность разработки и реализации проекта.
В Концепции модернизации российского образования говорится, что развивающемуся обществу нужны современно-образованные, нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. А это во многом зависит от педагогов, работающих с дошкольниками, то есть людей, стоящих у истоков становления личности.
Опираясь на требования к содержанию образования, представленные в законе № 273 – Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (ст.20) педагоги должны переориентировать содержание образовательного процесса на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее реализации», соответствующих актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства, на развитие способностей каждого человека, расширение кругозора ребенка, преобразование предметной среды и обеспечение самостоятельной и совместной деятельности детей в соответствии с их желаниями и склонностями. Саморазвитие личности возможно лишь в деятельности, которая включает в себя не только внешнюю активность ребенка, но и внутреннюю психологическую основу. В работах многих отечественных педагогов (Г.М. Лямина, А.П. Усова, Е.А. Панько) говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами могли обнаруживать все новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различие. Одним словом, необходимо предоставление им возможности приобретать знания самостоятельно.
Одним из видов познавательной детской деятельности с детьми с ТМНР, используемых в процессе воспитания и всестороннего развития, является экспериментирование. Дети, по своей природе исследователи с радостью и удивлением, открывающие для себя окружающий мир, им интересно все. Опытно -экспериментальная детальность способствует полноценному развитию детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития; помогает им справиться с возможными ограничениями, которые они имеют; оказывает помощь к преодолению трудностям, связанных с их особыми потребностями и особенностями развития.
Работа в данном направлении поможет мне понять необходимость предусмотреть индивидуальные особенности каждого ребенка с ТМНР. Создать условия для их полноценного развития и успешной адаптации в обществе; сформировать навыки самостоятельной деятельности; повысить самооценку детей, их уверенность в себе; развить творческие способности: любознательность, мышление, наблюдательность; осознавать причинно следственные связи; улучшить память и воображение; активно участвовать в процессе обучения игры; развивать свои навыки и умения в соответствии с индивидуальными потребностями; сплотить детский коллектив.
Содержание проекта строится на личностно – ориентированном обучении имеет вариативность и дифференцированный подход.
В проекте прослеживаются связи с другими образовательными областями (развитие речи, ознакомление с окружающим, ознакомление с художественной литературой, обучение нетрадиционной техникой рисования), осуществляются специальные задачи по диагностике и развитию творческого потенциала детей путем выполнения творческих заданий.
Проект определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования.
Практическая значимость проекта.
В образовательном процессе дошкольного учреждения детское экспериментирование позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установление взаимосвязей, закономерностей. Экспериментальная деятельность вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка.
Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата. С помощью взрослого и самостоятельно ребенок усваивает разнообразные связи в окружающем мире: вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, развивает пассивный словарь, делиться своими впечатлениями, принимает участие в разговоре.
Занимательные опыты, эксперименты, проводимые в работе, побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как представлены с учетом актуального развития дошкольников. Кроме того, дидактический материал, используемый в работе, обеспечивает развитие двух типов активности: собственной активности ребенка и активности, стимулируемой взрослым.
Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действенным путем результата, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя. Предоставляется возможность детям реализовать свои способности, достичь успеха, проявить свою индивидуальность и в то же время научится работать в группе, находить самому и вместе со сверстниками пути решения с помощью несложного экспериментирования.
Прогнозируемы результат.
Ожидаемые результаты проекта с детьми с ТМНР направлен на развитие когнитивных процессов - это внимание, память, мышление; социальных навыков, таких как коммуникация, взаимодействие со сверстниками, совместная игра и сотрудничество; развитие моторных навыков, а именно мелкая моторика, крупная моторика, координация движений; укрепление самооценки – дети могут видеть свои достижения и успехи, что способствует их собственной ценности и самоуважения; развитие речи – дети улучшают свою способность выражать свои мысли, а так же развитие пассивного словаря. Проявление интереса родителей в дальнейшем развитии детей. У родителей вырастет уровень знаний о значении опытно – экспериментальной деятельности для детей, они научаться создавать благоприятную среду для опытно – экспериментальной деятельности в домашних условиях.
Постановка проблемы.
Любая деятельность с детьми ТМНР сложна. У ребят возникаю т трудности с выполнением задания или пониманием эксперимента в силу своих индивидуальных особенностей развития. Дети с нарушением моторики, координации движений затрудняются в участии эксперимента и требуют дополнительной поддержки педагога рука в руке.
Дети с нарушением когнитивных способностей затрудняются в восприятии и усвоении новой информации, тем самым усложняется процесс деятельности. Но несмотря на это у детей проявляется эмоциональный отклик, дети принимают активное участие, что позволяет получить им некоторый опыт и навыки, способствующие их развитию и адаптации к окружающему миру.
Цель, задачи проекта
Цель: создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка с ТМНР дошкольного возраста средствами физического эксперимента;
Задачи:
развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования;
развитие наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственную зависимость, умения делать выводы и простейшие умозаключения; развитие пассивного словаря;
развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности;
создание предпосылок формирования у детей практических и умственных действий;
формирование адекватного, позитивного отношения к данному виду деятельности;
развитие эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.
Методы и формы работы
Современный образовательный процесс не мыслим без внедрения инноваций, поэтому данный проект не является исключением.
В современном детском саду недопустимо использование устаревших педагогических технологий, поэтому внедряются в учебно-воспитательный процесс новые, современные педагогические технологии, которые соответствуют целям и задачам проекта и помогают успешной их реализации.
Разрабатывая программу поиска, надо учить детей вникать в проблему, воспитывать способность предлагать интересные, необычные идеи и учиться их разрабатывать. Источники информации зависят от выбранной темы. Это взрослые люди, справочники, специальные телепередачи, Интернет, собственные наблюдения и эксперименты, энциклопедии, детские книги, посвященные разным сферам жизни и деятельности человека, животным, явлениям природы и т.д.
С целью способствования приобретения детьми самостоятельного опыта и активизации их поисковой активности создается предметно-производственная среда.
Уголки экспериментирования в группах оснащаются необходимым материалом.
В уголках экспериментирования имеются:
приборы-помощники (увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магниты); сосуды разных объемов и форм из пластмассы, стекла, металла, дерева;
природный материал: камешки, глина, песок и т.д.; утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки; разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная; гуашь, акварель; медицинские материалы (пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы без игл, мерные ложки и др.); прочие материалы (зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сито, свечи и т.п.).
Постепенно уголки пополняются новыми материалами: что поддерживает интерес детей, позволяет им вновь произвести опыт, чтобы утвердиться в своих представлениях.
При реализации проекта используются наиболее эффективные и методы и приемы обучения:
Работа с детьми;
Работа с родителями (домашние задания, консультации, изготовление буклетов, беседы, памятки);
Проведение простых опытов и экспериментов;
Наблюдения;
Сравнения;
Проблемные ситуации;
Проектная деятельность;
Чтение познавательной литературы;
Просмотр учебных видеороликов;
Трудовая ручная деятельность.
Для успешной реализации поставленных задач в проект включены приемы развития опытно - экспериментальной деятельности дошкольников:
индивидуализация и дифференциация обучения предполагает учет индивидуальных особенностей, интересов и возможностей группы в целом, групп и каждого ребенка в отдельности;
актуализация результатов обучения, предполагающая применение на практике приобретенных знаний, умений и навыков;
организация совместной работы педагога и детей, предполагающая планирование, реализацию и оценивание процесса и результата обучения;
в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск;
креативность обучения, предполагающая реализацию творческих возможностей педагога и детей;
Вид проекта: познавательно исследовательский
Тип проекта: Долгосрочный, информационно практико ориентированный.
Участники проекта:
педагоги;
дети ТМНР дошкольных возраста;
родители (законные представители).
Формы взаимодействия:
с детьми: непосредственно образовательная деятельность, продуктивная деятельность, игровая деятельность;
с родителями: консультации, изготовление буклетов, памятки, беседы.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Нетрадиционная техника рисования».
Виды детской деятельности, используемые в проекте: познавательно - исследовательская, игровая, коммуникативная, художественно - эстетическая, чтение художественной и научной литературы.
Сроки реализации проекта: с сентября 2023 по май 2024 года
Объект: Детская экспериментальная деятельность.
Данный проект может быть использован педагогами ДОУ в общеобразовательной и компенсирующей направленности в работе с детьми дошкольного возраста.
Этапы реализации:
1 этап аналитический (сбор научной и учебно-методической литературы);
2 этап составление перспективного плана работы на учебный год;
3 этап практический;
4 этап подведение итогов.
1 этап. Сентябрь.
Изучение методической литературы по теме: «Детское экспериментирование – один из видов познавательной деятельности»; ознакомление с материалами по теме в сети интернет; обобщение материала.
2 этап. Сентябрь.
Разработка консультаций, опросов, буклетов для родителей; подготовка перспективного планирования работы с детьми с ТМНР «Экспериментальная деятельность, как средство развития познавательной активности у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития дошкольного возраста»; пополнения развивающей предметно пространственной среды в группе (Приложение 1); составление картотек с дидактическими играми по теме.
3 этап (октябрь – май).
Перспективное планирование экспериментальной деятельности с детьми ТМНР.
Месяц Тема экспериментальной деятельности Взаимодействие с родителями
Октябрь
«Умный нос».
Цель: тренировка детей в определении предметов по запаху; ознакомление с особенностями работы носа.
«Вкусовые зоны языка».
Цель: умение определять вкусовые зоны языка; упражнение в определении вкусовых ощущений; обоснование о необходимости слюны для ощущения вкуса. (Приложение 2).
«Осень в тарелочке молока».
Цель: развитие интереса к экспериментальной деятельности; продолжение знакомства детей с явлениями, происходящими в природе в осенний период; узнавать новые свойства веществ; расширение знаний о молоке и продуктов из него изготавливаемых. Консультация «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».
Индивидуальные беседы по запросу.
Предоставление результатов деятельности в общий чат группы родителей и воспитателей.
Анкетирование родителей: «Выявить отношение родителей к исследовательской деятельности детей».
Ноябрь «Вода – растворитель» «Окрашивание воды».
Цель: знакомство детей со свойствами воды: вкус, цвет, запах; вода может быть теплой и холодной; выделение свойств воды (не растворяет и растворяет некоторые вещества); имеет свойство окрашиваться; формирование представлений о значении воды у всего живого на Земле; развитие любознательности, мышления и речи детей; активизация словаря детей словами: бесцветная, безвкусная, прозрачная. (Приложение 3).
«Лед – твердая вода».
Цель: доказательство, что лед - тоже вода. (Приложение 4).
«Впитываемость песка и глины».
Цель: показать, что песок и глина имеют разную впитываемость; исследование различия между песком и глиной; развитие наблюдательности; развитие креативности и экспериментирования; совершенствование моторных навыков; содействие познавательному развитию.
«Как растения пьют воду». (Приложение 5).
Цель: показать детям, как растения поглощают воду; демонстрация естественных процессов питания растений, необходимых для их роста; показать на опыте как вода с помощью бумажного полотенца поднимается вверх. Так же показ примера на листьях салата и пищевого красителя. Наглядная информация «Детская лаборатория и занимательные опыты».
Индивидуальные беседы по запросу.
Представление результатов деятельности в общий чат группы воспитателей и родителей.
Декабрь «Почему снег впитывает, как губка?».
Цель: Совершенствование представлений о свойствах снега. (Приложение 6).
«Рисуем морозные узоры на стекле».
Цель: Способствование овладению некоторыми нетрадиционными способами рисования; развитие творческих навыков и воображения; совершенствование умения и навыков детей в свободном экспериментировании.
«Гаснущие свечи» или «Погасим огоньки невидимым веществом».
Цель: показать химическую реакцию с выделением углекислого газа; наблюдение за его физическими свойствами на практике.
«Растущий снег».
Цель: получение искусственного снега из определенного ингредиента (полиарилата натрия); знакомство с химическими явлениями; узнать, что такое искусственный снег; определение, чем искусственный снег отличается от настоящего; показать, что снег может окрашиваться в разноцветные цвета; развивать мелкую моторику; Предоставление результатов деятельности в общий чат группы воспитателе и родителей;
Индивидуальные беседы по запросы.
Консультация для родителей «Детское экспериментирование с водой в домашних условиях»
Изготовление буклетов «Опытно – экспериментальная деятельность детей дома»
Домашнее задание: иллюстрации по теме «Полезно – вредно».
Январь «Выращивание кристаллов на ветке».
Цель: исследование свойства соли опытным путем; провести наблюдение за процессом образования кристаллов; развитие навыков наблюдения; развитие терпения;
«Волшебная вода».
Цель: закрепление формирования представлений детей, что вода меняет свою окраску при растворении в ней различных веществ, а также после добавления определённого вещества имеет свойства восстанавливать свою бесцветность (опыт с марганцем, перекисью, уксусом). (Приложение 7).
«Эффект мертвого моря».
Цель: знакомство детей со свойствами соли; доказать, что соль не только необходимый продукт, но интересный материал для опытов и творчества; сделать вывод, что соленая вода помогает держаться предметам на поверхности; вызвать желание самим провести несложный опыт.
«Ледяная рыбалка».
Цель: развитие исследовательской активности в процессе экспериментирования; расширение представлений детей о свойствах соли и льда; учить устанавливать причинно - следственные связи. Рекомендации «Как провести простые опыты с детьми дома»
Предоставление результатов деятельности в общий чат группы воспитателе и родителей;
Индивидуальные беседы по запросу.
Февраль «Магнит и его свойства».
Цель: формирование у детей представления о магните и его свойствах притягивать предметы; определение, через какие материалы может притягивать магнит; выяснение, что магниты действуют на расстоянии; показать на примере магнита, что у магнитов есть + и -; одноименные магниты притягиваются друг к другу; развитие познавательной активности; учить делать выводы. (Приложение 8).
Магнитный театр «В гостях у сказки».
Цель: воспитание интереса детей к устному народному творчеству; знакомство с новыми видами инсценировки знакомых сказок; развитие памяти и речи детей; побуждение к самостоятельной инсценировке знакомых сказок; развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнита.
«Самые настоящие морозные узоры».
Цель: развитие у детей познавательной активности, наблюдательности; знакомство детей со способом изготовления мыльных пузырей, а также со свойством жидкого мыла; учить видеть красоту природы. (Приложение 9). Индивидуальные беседы по запросу.
Предоставление результатов деятельности в общий чат группы воспитателей и родителей;
Изготовление буклетов «Экспериментируем вместе с детьми».
Март «Тонет – плавает».
Цель: закрепление знаний детей о плавающих и тонущих предметов с помощью экспериментальных действий; учить определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут);
«Шарик, надуйся».
Цель: закрепление формирования у детей интереса к экспериментальной деятельности; показать детям, как различные состояния веществ могут взаимодействовать и переходить из одного состояние в другое; развитие наблюдательности и учиться высказывать свои суждения.
«Обнаружение воздуха в пространстве».
Цель: развитие познавательной активности детей в процессе проведения элементарных опытов с воздухом; формирование представления, что внутри человека тоже есть воздух и его можно обнаружить; сравнивать свойства воздуха и воды; показать, что воздух есть в некоторых предметах и не имеет веса. Индивидуальные беседы по запросу.
Предоставление результатов деятельности в общий чат группы воспитателей и родителей;
Рекомендации: «Проведите с детьми дома»
Апрель «Все увидим, все узнаем. Рассматривание песка через лупу»
Цель: формирование представлений детей о научном приборе помощнике – лупа, ее назначением; определение формы песчинок; способствование формированию у детей познавательного интереса; развитие наблюдательности.
«Знакомство с микроскопом».
Цель: знакомство детей с микроскопом; формирование навыков обращения с микроскопом; закрепление внимания на структуру и цвет, приготовленных для опытов образцов; знакомство с понятием «клетка»; умение сравнивать разные предметы, рассматриваемые под микроскопом; закрепление умения делать краткие выводы; развитие познавательно исследовательской активности; вызвать интерес к рассматриванию предметов через микроскоп.
«Из чего состоит?».
Цель: продолжение знакомства с микроскопом и формированием понятия «клетка»; показ детям на примере мякоти яблока, овощей, кристаллы поваренной соли, лист цветка, слайм и т.д. (Приложение 10).
Индивидуальные беседы по запросу.
Предоставление результатов деятельности в общий чат группы воспитателей и родителей
Консультация «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».
Консультация: «Значение опытно экспериментальной деятельности в психическом развитии ребенка».
Май «Опыты с бумагой».
Цель: формирование представления о свойствах бумаги (мнется, рвется, намокает, склеивается, горит); развитие умения выражать свои мысли; отвечать на вопросы; развитие речи и памяти; знакомство с правилами безопасности с бумагой.
«Свеча в банке».
Цель: формирование представления у детей о том, что для горения свечи нужен воздух; закрепление умения делать простые краткие выводы; развивать наблюдательность; вызвать интерес к экспериментированию;
«Откуда берется дождь?».
Цель: продолжение формирования представлений у детей о разнообразных свойствах воды; знакомство со свойствами растительного масла; развитие наблюдательности; поддержка проявления самостоятельности в познании окружающего мира; Индивидуальные беседы по запросу.
Предоставление результатов деятельности в общий чат группы воспитателей и родителей
Беседа:
«Как организовать игры с водой»
Информационно просветительная работа с родителями.
Взаимодействие родителей и педагогов ДОУ для создания условий гармоничного и всестороннего развития детей.
Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался следующим образом: разработаны и проведены родительские собрания; оформлена серия наглядной информации для родителей; проведены индивидуальные и групповые консультации; использован раздаточный материал в виде памяток, буклетов и рекомендаций; проведены совместные досуги, обмен опытом; изготовление родителями различных поделок из бросового материала; предоставлена видеоинформация с опытно экспериментальной деятельностью.
Анализ результативности проекта.
В ходе, проведенной нами опытно – экспериментальной деятельности с детьми с детьми с ТМНР, мы выявили их индивидуальные способности, интересы и потребности. Наша работа по экспериментированию повысила развитие у детей с ТМНР навыки самостоятельности, творческого мышления и социальной адаптации. В ходе нашей работы дети проявляли большой интерес к новым заданиям и были готовы активно участвовать в каждом эксперименте. Некоторые дети сумели преодолеть свои страхи и неуверенность в своих силах благодаря оценки и поддержке педагогов, получили дополнительную мотивацию и стали более увереннее в своих возможностях. Опытно – экспериментальная деятельность позволила детям с ТМНР развить свои творческие способности, применять полученные знания и умения в реальной жизни, что привело к улучшению их успехов в других областях деятельности. Взаимодействие детей с ТМНР в ходе экспериментальной деятельности способствовало развитию их социальных навыков. Они учились работать в группе, слушать мнение педагогов, делать краткие выводы, тем самым пополняли свой словарный запас. Таким образом, опытно – экспериментальная деятельность с детьми с ТМНР в детском саду является эффективным и эмоционально насыщенным методом обучения и развития. Она позволяет индивидуализировать образовательный процесс, содействует социальной адаптации и самореализации детей с особыми воспитательными потребностями.
Литература:
1.Бурнышева, М. Г. Развитие познавательной активности детей через экспериментально-исследовательскую деятельность. Проект «Любознайка» / М. Г. Бурнышева // Дошкольная педагогика. – 2011. – № 3. – С. 24–26.
2. Волостникова, А. Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности / А. Г. Волостникова. – М.: Просвещение, 2011. – 362 с.
3. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений / А. И. Иванова. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – С. 3–5.
4. Кирсанова, Т. В., Кузьмина С. П., Савостикова, Е. Л. Условия оптимизации развития познавательной активности детей в ДОУ / Т. В. Кирсанова, С. П. Кузьмина, Е. Л. Савостикова // Дошкольная педагогика. – 2009. – № 5. – С. 11–15.
5. Королева, Л. А. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни / Л. А. Королева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 64с.
6. Короткова, Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду. – 2009. – №3. – С. 4–12.
7. Локтионова, З. А., Варыгина, В. В. Поисково-познавательная работа в детском саду / З. А. Локтионова, В. В. Варыгина // Методист. – 2006. – №8. – С. 60–64.
8. Лосева, Е. В. Развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников. Из опыта работы / Е. В. Лосева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 128 с.
9. Марудова, Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование / Е. В. Марудова. – СПб: Детство-Пресс, 2015, 128 с.
10. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1 / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 240с.
11. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 2 / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 240с.
12. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / под редакцией Л. Н. Прохоровой – 3–е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 64 с.
13. Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 240 с.
14. Рыжова, Л. В. Методика детского экспериментирования /Рыжова Л. В. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 208 с.
15. Савинова, И. А. Развитие познавательной активности посредством экспериментирования / И. А. Савинова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения, 2008. – №12. – С. 112–118.
16. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 96 с.
17. Хаярова, А. В. Экспериментальная деятельность дошкольников, как средство познания окружающего мира / А. В. Хаярова // Дошкольная педагогика. – 2012. – № 10. – С. 12–16.
|