« ПРОЩАНИЕ С ЗИМОЙ».
Образовательная область: «Познавательно – речевое развитие»
Цель: систематизировать знания детей о временах года зима, весна, о природных явлениях.
Программные задачи: - образовательные: продолжать учить детей составлять творческие рассказы, разгадывать кроссворд, отвечая на вопросы и выделяя основные признаки предмета; актуализировать знания детей о зиме, о явлениях, происходящих в природе в конце зимы; активизировать словарь детей.
-развивающие: развивать связную речь детей, побуждая использовать в речи прилагательные; развивать навыки свободного общения детей между собой и с взрослым; развивать мелкую моторику, произвольное внимание, ассоциативное мышление и фантазию детей, развивать пространственную ориентацию.
- воспитательные: воспитывать любовь к родной природе; воспитывать чувство прекрасного при рассматривании картин.
Интегрируемые образовательные области: - социально-коммуникативное развитие,
- познавательное развитие,
- речевое развитие,
- физическое развитие.
Словарная работа: снежный, слепленный из снега, замерзший, забавный, игривый, зимние забавы, лучистое, согревающее, ласковое, весеннее, улыбающаяся, долгожданная, цветущая, разноцветная, звенящая, голосистая.
Предварительная работа: ежедневные наблюдения на прогулке, рассматривание иллюстраций о зиме, о весне, о явлениях природы, о зимних забавах, чтение и разучивание стихов о зиме, о весне, о солнце, пальчиковые и речевые игры.
Демонстрационный материал: мультимедийный проектор, картина Логачева В. « Зима в горах», картина Саврасова А. К. «Ранняя весна», снеговик, солнечный диск и желтые прищепки, конверты с разрезными картинками « Друзья снеговика».
Форма проведения: совместная деятельность.
Ход деятельности:
Дети заходят в зал и встают в круг вместе с воспитателем.
В: - Здравствуйте, ребята! Давайте познакомимся и поприветствуем друг друга, для этого поиграем! (организационная игра)
Тому, кто справа, улыбнись, выполнить движения по тексту.
Тому, кто слева, улыбнись,
Тому, кто справа, поклонись,
Тому, кто слева поклонись,
Тому, кто справа, руку дай,
Тому, кто слева, руку дай,
Тому, кто справа подмигни,
Тому, кто слева, подмигни!
И скажем вместе: ты и я-
Вместе дружная семья,
Крепко за руки возьмемся
И гостям мы улыбнемся!
Здравствуйте, гости!
В: - Вот мы и познакомились! Какой дружный круг у нас получился! Вы чувствуете тепло рук ваших товарищей? Вам приятно? Отлично! И постарайтесь сохранить тепло и поддержку рук ваших друзей до конца нашей встречи. Можете садиться на стулья.
В: - У вас столько друзей и все они сегодня с вами, а вот мой дружок хотел помочь мне сегодня, но затерялся где-то в пути. Давайте поищем его все вместе.
Но сначала отгадайте, кто мой дружок, который так торопился на встречу с вами.
Появился во дворе
Он в холодном декабре.
Неуклюжий и смешной
У катка стоит с метлой.
К ветру зимнему привык!
Мой приятель... (снеговик).
В: - Да, вы правы, это снеговик, а спрятался он на этой картине. ( На экране появляется картина Логачева В. « Зима в горах»). Давайте вместе отыщем его. Вы будете задавать вопросы о том месте, где, как вы думаете, он может быть. А я буду отвечать вам, там ли он.
К нам сегодня собирался
В гости снеговик прийти,
Но без нашей помощи
Ему дорогу не найти!
Дети, задавая вопросы по картине, пытаются отыскать снеговика.
Примерные вопросы по картине: - далеко спрятался снеговик или близко?
-снеговик спрятался в левом нижнем углу или в правом нижнем?
-снеговик спрятался в правом верхнем углу или в левом верхнем?
- а может он спрятался в середине картины?
-он спрятался в доме? Чей это дом? (в: - это домик лесника.)
- а может он притаился в маленькой избушке?
- а может он на гору забрался?
- а вдруг он спрятался под мостом?
- а может за маленькими кочками ( горками)?
- за деревом?
-за елками? (в: - как вы думаете, за какой именно?)
-может, за маленькой?
В: - Совершенно верно, снеговик спрятался за самой низкой елкой. И сейчас он появится у нас.(На экране появляется снеговик). Он очень любит играть и подготовил для вас задания. Но сначала поиграют наши глазки, которые искали на картине снеговика. Давайте, сделаем гимнастику для глаз.
Гимнастика для глаз «Елка»
Вот стоит большая елка
Вот такой высоты! посмотреть снизу - вверх
У нее большие ветки
Вот такой ширины! посмотреть слева - направо
Есть на елке даже шишки, посмотреть вверх
А внизу - берлога мишки. посмотреть вниз
Зиму спит там косолапый зажмурить глаза
И сосет в берлоге лапу. поморгать несколько раз.
Наши глазки отдохнули. А вот и первое задание - опишите снеговика, определив какой он?
Расширение объема словаря: игра «Подбери признаки».
Дети подбирают признаки: белый, снежный, холодный, зимний, круглый, слепленный из снега, замерзший, красивый, забавный, веселый, игривый.
В:- Вот сколько хороших слов мы сказали о моем дружке - снеговике. И у вас есть друзья. А интересно, у снеговика могут быть друзья? У меня есть картинки, на них изображены разные предметы, которые могут стать друзьями снеговика. Но картинки не простые, их надо сложить.
Дидактическая игра «Собери картинку»
В:- У вас получились друзья снеговика. А сейчас задание: придумайте рассказ о том, почему изображенный предмет может быть другом моего снеговика. Первый рассказ придумаю я, послушайте: Я - снежинка, которая упала на нос снеговика. Его слепили дети из таких же снежинок, как и я. Поэтому я подружилась с ним. А еще я такая же белая и красивая, как снеговик.
Развитие связной речи: игра « Друзья снеговика» (игра по технологии ТРИЗ).
Выслушать рассказы 2-3 наиболее активных детей).
В: - А теперь давайте, немного отдохнем и поиграем с вами! У меня есть любимая игра о снеговике, повторяйте все движения за мной, может, и вы знаете эту игру! Физ.минутка « Снежный ком».
Давай, дружок, смелей, дружок, дети идут по кругу, будто катят снежок.
Кати по снегу свой снежок!
Он превратится в снежный ком, останавливаются, показывая большой ком
И станет ком снеговиком. показывают снеговика из трех комков.
Его улыбка так светла! широко улыбаются друг другу.
Два глаза, шляпа, нос, метла. изображают по тексту
Но солнце припечет слегка, руки протягивают вверх.
Увы! И нет снеговика! руки опускают вниз и пожимают плечами.
В:- Отдохнули? Молодцы! Садитесь поудобнее, у снеговика есть следующее задание для вас - это загадки. Отгадав их, мы узнаем, почему спрятался снеговик в лесу!
Снеговик я непростой,
Необычный, озорной,
Знать хочу я, чем ребята
Занимаются зимой!
На экране появляются загадки.
1.Жил я посреди двора,
Где играет детвора,
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей………………(снегоВик)
2.Во дворе с утра игра,
Разыгралась детвора,
Крики: «Шайбу! Мимо! Бей!»-
Значит, там игра……………………….(хоккЕй)
3.За веревочку коня
В горку я тащу,
Ну а с горки быстро я
На коне лечу!............................................(Санки)
4.Кто по снегу быстро мчится,
Провалиться не боится?.........................(лыжНик)
5.Во дворе есть стадион.
Только очень скользкий он,
Чтобы там как ветер мчаться,
На коньках учись кататься!....................(кАток)
НА экране появляется надпись ВЕСНА и картина А. К. Саврасова « Ранняя весна».
Беседа проходит по картине А.К. Саврасова «Ранняя весна».
В:- Вот мы и отгадали кроссворд снеговика. Так чего же испугался снеговик? Почему он спрятался в зимнем лесу?
Д:- Он испугался весны, тепла.
В:- Совершенно верно, он испугался теплых лучиков солнца. Давайте, скорее, отпустим его обратно в зимний лес, где еще сохраняется снег, а сами продолжим наш разговор. Что такое весна?
Д:- Это время года.
В:- А почему вы решили, что снеговик испугался именно весны и тепла?
Д: - Потому, что наступила весной, а снеговики весной таят.
В:- Какие признаки весны вы знаете?
Д:- Солнце греет сильнее, начинается капель, тает снег, бегут ручьи, прилетают птицы, появляются проталины на полях.
В:- Какие признаки наступления весны уже появились в природе?
Д:- Солнце греет сильнее, начинается капель, тает снег, бегут ручьи, прилетают птицы, появляются проталины на полях.
В:- А какие признаки весны написал художник на своей картине?
Д:- Снег таит, прилетели с юга птицы, появились лужи, небо стало голубым.
В:- Какие чувства у вас возникают, когда вы смотрите на картину?
Д:- Радость, что вернулись птицы, что началась весна.
В:- Что вам нравится в весне?
Д:- Теплое и ласковое солнышко, пение птиц, журчащие ручейки, цветы, которые скоро появятся на проталинах.
В:- Какие красивые слова мы можем сказать о весне?
Д:- Радостная, красавица, веселая, долгожданная, цветущая, разноцветная, улыбающаяся, звенящая, голосистая,
В:- Какое название вы бы дали этой картине?
Д:- Весна. Снег таит. Птицы вернулись в родные места.
В:- Посмотрите внимательно на картину: чего не хватает на картине? Какой главный признак весны не написал художник на своей картине?
Д:- На картине нет солнышка.
В:- Совершенно верно, на картине художника Алексея Саврасова изображена пасмурная погода. Но мы добавим солнышка в нашу сегодняшнюю встречу. У меня есть солнце, но у него нет лучиков. Вам надо будет закрепить прищепку на солнце, называя ласковые слова о солнышке.
Дидактическая игра « Солнышко и лучики».
Дети подбирают ласковые слова: ласковое, теплое, желтое, лучистое, доброе, согревающее, весеннее, радостное, круглое, яркое.
В: - Вот и подошла к концу наша сегодняшняя встреча. О каких временах года мы сегодня говорили?
Д:- О зиме и о весне.
В:- Чем еще мы занимались на занятии? Во что играли?
Д:- Рассматривали картины, разгадывали кроссворд, играли в игры.
В:- Что понравилось больше всего? Какие игры запомнились?
Д:-…
В:- На память о сегодняшней встрече снеговик оставил вам свои портреты- раскраски. А чтобы вы могли поделиться своими впечатлениями с друзьями, которые вас ждут в группе, возьмите эти медальки. Если настроение веселое, то возьмите солнышко, а если не очень веселое настроение, то возьмите тучку. До свидания! Не забудьте попрощаться с нашими гостями.
|