Программные задачи: • Дать детям представления о Пресвятой Богородице, как покровительнице, Заступнице и Представительнице прообраза женщины – матери; • подвести к пониманию дошкольников взаимосвязи Матери Небесной и Матери Земной; • воспитывать у дошкольников внимательное и бережное отношение к маме. Предшествующая работа: посещение храма, чтение художественной литературы о маме, рассматривание картин с изображением мам, рассматривание фотографий с образом мамы, этические беседы, заучивание стихов, семейный проект «Женское дерево семьи» Словарная работа: прообраз, иконописец, представительница, икона. Оборудование: подборка детской литературы о маме, иконы Пресвятой Богородицы, оборудование для игры «Помощники», материалы для изготовление открыток для мам. Ход занятия: Педагог представляет дошкольникам детские книги на интерактивной доске о маме. Ребята, вам знакомы эти книги? Давайте вспомним их содержание.(воспитатель показывает книгу, дети вспоминают ее название, автора, зачитывают наизусть знакомые выдержки из нее, если дети затрудняются, воспитатель помогает, проговаривая первые строки, давая детям продолжить дальше) «Подарок» О.Карышева «У мамы стол всегда в порядке, Там книжки мамины стоят, Лежат там школьные тетрадки- Работы маленьких ребят.
«Разговор о маме» Н.Саконская «Мы любим ее, Как хорошего друга, За то, что у нас С нею все сообща, За то, что когда Нам приходиться туго, Мы можем всплакнуть У родного плеча.
«Солнышко» Е.Благинина «Как это бывает- Сама не пойму! Что солнышко в небе- То мама в дому.» • Вспомните, как Е.Пермяк в своей книге«Мамина работа» рассказал о сыне, который гордился маминой работой. «Выходи, сынок завтра на балкон. Увидишь, как мы наш старый дом будем в новое платье одевать. Долго смотрел Петя на мамину работу, пока не увидел, что серое тесто на стене стало твердым и белым. Захотелось ему скорее вырасти, чтобы самому научиться наряжать дома в красивую одежду, как мама. • Ребята, я предлагаю, вам поиграть в игру «Мамина работа», подумать кем может работать мама. (молодцы ребята я очень довольна вашей работой) «Крупеничка» Н.Телешов «Знала, что красивей ее никого нет, и добрей, и милей нету. Старые и молодые, бедные и богатые, свои и чужие- все любили ее за доброе сердце» • Дети, скажите, о ком рассказывается в этой книге? (о маме, которая спасала свою дочь) • Кого в первую очередь спасает мамочка?(своего ребеночка) • Как можно назвать ее? (она не воин, но защитница) • Когда мама защищает ребенка, думает ли она об опасности, о себе? • Что же главное в женщине матери? (сила любви) • Чем же выражается материнская любовь?(нежностью, любовью, заботой, защитой). • Скажите писатели и поэты, рассказывают нам в своих книгах о каких мамах ( добрых, заботливых, ласковых, честных, трудолюбивых, жизнерадостных, нежных, доброжелательных, бережливых, аккуратных, терпеливых, выдержанных, смелых, любящих своих детей) • Готовы ли вы относиться к маме так, как она относиться к вам? • Правильно, ребята , мама это самое первое слово, самое доброе слово. От века и навечно оно останется самым главным словом. • Ребята, подумайте, только ли писатели и поэты воспевали в своих стихах, сказках образ мамы? Давайте вспомним мы ходили в храм видели образы с изображением женщин? ( с образом женщин, про образом матери). Что я вам представила? (Да верно ребята, это иконы)
Икона Божией Матер именуемая «Спасительница России»
Икона Божией Матери Пресвятой Богородицы Ахтырская
Икона Божией Матери «Благоуханный Цвет»
• Кого иконописец изобразил на них? (женщин, матерей) • Какими он их изобразил? ( похожими на мам, голова покрыта, как у мамы платком, одета в платье, доброе лицо, нежные руки , голова наклонена к ребеночку, будто она его хочет приласкать, как мама, защитить, стать заступницей). • Многие из икон, вы видели в храме, вы можете узнать изображение Пречистой Владычицы, Богородицы? • Как мы узнаем Пречистую Деву? (Пресвятая Богородица изображена в центре иконы над молящимися в храме людьми. По одеянию, по подписи на иконе, она в воздухе раскрыла над молящимися в храме свой Покров) • Вспомните, что просила Господа Иисуса Христа Пресвятая Богородица? (принять молитвы всех людей, призывающих Его Святое имя, прибегающих к его заступлению). • Можно ли сравнить ее с мамой? Пресвятая Богородица, как и наши мамы, защитница. Что она сделала, чтобы защитить весь народ, детей? Она сняла со Своей головы покров и распростерла его над молившимися в храме людьми, защищая их от видимых и невидимых врагов. • Вспомните, с чем можно сравнить покров в ее руках? (И этот покров в руках Владычицы блистал «ярче лучей солнечных»). Дети и в память этого события установилась традиция празднования дня Покрова Пресвятой Богородицы. Пресвятой Деве в праздник Покрова дарят цветы чистоты целомудрия, положим и мы к Ее ногам неувядаемый букет. добрых дел. Букет святых чувств и добрых расположений сердца к ближним. Букет любви. Букет милосердия. Букет терпения, смирения и кротости. Мы с вами в знак любви к нашим мамам подарим открытки, сделанные своими руками. «Цветы на ладошке»
|