Облегчаем предсвадебные хлопоты
Спортивное питание для наращивания мышечной массы: что нужно знать
Обустраиваем офис грамотно
Хочу детскую площадку. Как выбрать?

На сайте всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Главная » Дошкольное образование » Разное

Опыт работы по теме «Формирование элементарных математических представлений детей младшего возраста через дидактическую игру»

Скачать (15.3 Kb) 02.12.2012, 14:56
Коваленко Валентина Валентиновна
воспитатель МДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №12 "Голубок"
Опыт работы по теме «Формирование элементарных математических представлений детей младшего возраста через дидактическую игру»

Идея опыта: Организованная работа по математическому развитию детей младшего дошкольного возраста, в соответствии с современными требованиями, будет способствовать повышению уровня математического развития детей. Если при проведении работы по математическому развитию детей использовать дидактическую игру, это позволит обеспечить более эффективную работу с детьми, улучшит их внимание, память, сенсорное развитие, воображение, и тем самым подготовить дошкольников к последующему обучению.
Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего мира.
Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринужденный и эмоциональный характер.
Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами.
Цель: формирование элементарных математических представлений дидактическую игру.
Задачи:
1.Установить с детьми личностный контакт в атмосфере делового сотрудничества.
2.Привлечь внимание детей к выполнению игровых заданий.
3.Привлечь внимание детей к свойствам и соотношениям окружающих предметов.
4.Учить называть свойства, расположение предметов, их размеры, назначение, количество, уменьшение или увеличение с практической, игровой целью.
5.Организовать разнообразную, интересную детям деятельность, направленную на их сенсорное развитие.

План работы:
1.Изучить специальную литературу по теме.
2.Провести диагностику по программе «Детство», раздел формирования элементарных математических представлении детей младшего возраста.
3.Разработать и внедрить перспективный план использования дидактических игр с математическим содержанием.
4.Поставить задачи для реализации плана.
5.Составить картотеку дидактических игр для формирования элементарных математических представлений.
6.Изготовить дидактические игры по разделам математики.
7.Обогатить развивающую предметно-пространственную среду группы, оформив математический уголок.
8.Вовлечь родителей в работу по формированию элементарных математических представлений у детей на основе использования дидактических игр.
9.Определить эффективность перспективного плана по использованию дидактических игр с математическим содержанием в работе с детьми.

Ход работы
Познание ребёнком окружающего мира начинается с восприятия, дающего различные ощущения и впечатления. Чем лучше развито восприятие, тем богаче, разнообразнее и глубже впечатления , на основе которых в сознании человека строится индивидуальная картина мира. Сознание маленького ребёнка синкретично, благодаря чему он воспринимает мир целостно и гармонично.
«Поиграй со мной!» - как часто слышим мы эту просьбу от детей. И сколько радости они получают, когда мы соглашаемся хоть на несколько минут побыть больными или пассажиром, учеником или серым волком. Однако игра - это не только удовольствие и радость для ребёнка, что само по себе очень важно. С её помощью, можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша, т.е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни.
Игры, направленные на развитие восприятия, формируют у ребёнка умение анализировать предметы по таким признакам, как цвет, форма и величина. Заинтересовавшись этим вопросом, я стала изучать литературу по математическому развитию детей и взяла тему по самообразованию «Формирование элементарных математических представлений детей младшего возраста через дидактическую игру», разработала план своих действий по теме, провела диагностику детей по программе «Детство», раздел по математическим представлениям. Для выявления диагностических данных я пользовалась методическим пособием О.Е.Громовой. Результаты выявились не достаточные. На начальном этапе: средний уровень составил – 33,3%, низкий уровень составил - 67,7%, высокий уровень – 0%.
Чтобы повысить показатели по формированию элементарных
математических представлений детей, я поставила перед собой цель,
разработала задачи. Для реализации задач выбрала методику Бондарснко и
Лукиной.
Изучив книгу И.А.Лыковой «Дидактические игры и занятия», я узнала о своеобразии дидактических игр, о их структуре, классификации. Дидактическая игра является формой обучения, наиболее характерной для детей младшего дошкольного возраста. В дидактической игре содержатся все части, характерные для игровой деятельности детей: игровая задача, обучающая задача, содержание, правила игры, игровые действия, результат или оценка.
Основная цель - решение конкретных обучающих задач, направленных на развитие познавательной деятельности детей. Значение дидактической игры состоит в том, что она развивает мыслительную активность, самостоятельность, инициативность детей.
Игровая задача заложена в самом названии игры («Узнаем, что в волшебном мешочке?», «Что бывает такого цвета?») Интерес к игре, стремление выполнить дидактическую задачу активизируются игровыми действиями. Чем они разнообразнее и содержательнее, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Дидактические игры делятся по характеру используемого материала на игры с предметами, настольно - печатные и словесные.
Узнав об этом, я составила перспективный план дидактических игр по формированию элементарных математических представлений детей младшего возраста, придерживаясь тематического планирования Бондаренко и Лукиной.
Сентябрь: 1-2 нед. – Части тела; 3-4 нед. – Дом, семья.
Октябрь 1-2нед. – Игрушки; 3-4 нед. – Овощи, фрукты.
Ноябрь 1-2 нед. – Осень; 3-4 нед. – Одежда.
Декабрь 1-2 нед. – Домашние животные; 3-4 нед. – Праздник ёлки.
Январь 1-2нед. – Зима; 3-4 нед. – Зимние забавы.
Февраль 1-2нед. – Мебель; 3-4нед. – Дикие животные.
Март 1-2нед. – Наша мама; 3-4 нед. – Транспорт.
Апрель 1-2нед. – Весна; 3-4нед. – Обувь.
Май 1 -2 нед. – Посуда; 3-4 нед. – Деревья, цветы.
Представленные игры построены на лексическом материале, на основных педагогических принципах - нарастанию сложности, учету возрастных особенностей.
Для формирования восприятия формы дети осуществляли следующие действия: накладывали фигуры и тела одна на одну; прикладывали друг к другу, обводили пальцем по контуру; ощупывали углы; сравнивали, сопоставляли; катали в ладошках, по столу, на полу.
Играя с детьми в игры по формированию восприятия формы, я применяла такие виды работы, как совместная игра-забава. выполнение задания по образцу, выполнение задания по слову взрослого, использовала такие приёмы, как показ действий с предметами, обучение целесообразным действиям с данными предметами, прямой показ, показ с объяснением, словесное указание.
Зная о том, что мышление ребёнка носит наглядно-действенный характер, различение параметров величины предметов и фигур в играх я осуществляла с помощью практических действий: предложения, наложения, ощупывания, группировки на два признака: величину - форму. Знакомство с величиной предмета осуществляла в последовательности: плоскостная фигура, рисунок или схема.
1 этап. Практическое выделение формы.
Дети подбирали по образцу предметы одинаковой формы. Для игры использовала вкладыши геометрических тел и тематические. Использовала приёмы проверки путём приложения, наложения.
2 этап. Выбор предметов заданной величины по просьбе взрослого (поменьше, побольше, самый большой, самый маленький, длинный - короткий, высокий - низкий, широкий - узкий). Здесь дети учились понимать и по возможности, произносить названия величины.
3 этап. Подбор предметов заданной величины, опираясь на зрительное соотнесение. В этом периоде дети не пользуются практическими приёмами наложения и приложения.
При проведении дидактических игр по формированию восприятия величины я использовала дидактические игрушки: пирамидки, матрёшки, грибочки, вкладыши.
Дидактические данные детей показали, что основные цвета спектра воспринимаются ими по-разному. Наиболее сложным для восприятия малышей является зелёный цвет, а желтый воспринимается легко. Целесообразен следующий порядок ознакомления детей с основными цветами: желтый, синий, красный, зеленый. Желтый цвет стимулирует накопление энергии и внутренней силы. С ним я знакомила детей осенью, в самый сложный период адаптации детей к новым условиям жизни. Затем я знакомила детей с синим цветом. Он учит примирятся с обстоятельствами, приглашает к спокойствию и отдыху. Освоению красного цвета отвела весь зимний период. Красный цвет поощряет активность, инициативность и самостоятельные действия малыша. В конце года дети знакомились с зеленым цветом. Я в максимальной степени использовала возможности цвета как средства социализации каждого ребенка.
Полученные знания я переносила в бытовую ситуацию. Дети находили предметы обихода определенной формы, цвета, величины в окружающей ребёнка обстановке, на прогулке.
Я - постоянный партнер ребенка в играх, т.к. являюсь для него основным поставщиком информации.
В работе использовала следующие виды деятельности с детьми:
Социально-организованная: индивидуальная работа.
Совместная: игровая деятельность с детьми, экспериментальная деятельность с детьми.
Самостоятельная: деятельность детей в свободное время по интересам в математическом угол»
Играя в строительные игры с детьми, я учила сравнивать строительный материал по форме, величине, цвету, называть его составляющие. Также закрепляла умение соотносить разнородные предметы по цвету, форме, величине, учила различать и называть цвет: желтый, синий, красный, зеленый, учила различать и называть форму, заменяя название формы названиями соответствующих предметов: круг, квадрат, прямоугольник, учила различать и называть величину, контрастную: большую и маленькую (больше, меньше, очень большой, очень маленький, самый маленький). Дети узнали, в результате экспериментирования, что из кубиков и кирпичиков можно строить, а из шаров нельзя. Тут же закрепляли представления о круге и шаре: шар катится, а круг нет, о кубе и квадрате: из кубов можно строить, а из квадратов нет. Строя считали этажи: один, много. Играя в кукольном уголке, дети пополняют и закрепляют знания о величине, форме, цвете, количеству. Мы с детьми группировали посуду по цвету, величине, сравнивали, считали чашки и блюдца. Сравнивали кукол по величине, подбирали соответствующую одежду.
Читая книги, мы учились различать их по величине: большие и маленькие, толстые и тонкие. Рассказывая сказки, сравнивали героев по росту, считали по количеству. Называли героев сказки « Репка» начиная с деда и наоборот с мышки. Ориентировались в последовательности выполняемых действий в сказке, пользуясь словами «сначала - потом».
Играя на прогулке, мы считаем, сравниваем камушки, веточки, листья, цветы, комки снега, сосульки. Я знакомила детей с разными понятиями, например «далеко-близко». «Кирилл уехал далеко на ледянке, а Оля близко». Так же считали ведерки и совочки: ведерков столько же сколько и совочков, полное - пустое. Гуляя вокруг сада находили длинные и короткие дорожки, широкую и узкую тропинку, высокие деревья и низкие кусты.
В самостоятельной игре ребенок манипулирует предметами, практически соотносит их по размеру и форме, знакомиться с их внутренним устройством. Я создала благоприятные условия для разворачивания этой игры, так как именно в ней развивается интеллект малыша. Я создала в группе такую психологическую атмосферу, чтобы каждый ребенок чувствовал, что я принимаю и люблю его таким какой он есть, чтобы малыш мог свободно проявить свои желания и интересы: обеспечила разнообразие и изменчивость предметной среды, окружающей детей, включая в неё не только игрушки, но и различные предметы обихода взрослых, которые интересно использовать; предоставила каждому ребенку возможность свободно брать любые игрушки и действовать с ними по собственному усмотрению (в том числе разбирать их на части и заглядывать внутрь), постоянно использовала в речи слова.
Обозначающие цвет, размер, форму предметов, их пространственное расположение и количество. Постоянно обращаю внимание на признаки предметов. Знакомство детей с математическими понятиями происходит в обычной реальной жизни, на обычных, а не изготовленных специально предметах, чтобы ребенок увидел, что математические понятия описывают реальный мир, а не существуют сами по себе. Математическое содержание включала в виды деятельности детей: в игру, в рисование, в лепку, в труд. Для индивидуальной работы использовала ситуации одевания, прогулки, приготовления к обеду.
При проведении дидактических игр я использовала, изготовленную мной, картотеку, на каждой карточке указано название игры, цель, ход игры.
Работа с родителями. Для улучшения игровой деятельности детей, я вела работу с родителями. Я посещала семьи воспитанников, беседовала с родителями. В результате выяснилось, что игрушек у детей в семье достаточно, но покупаются они без учета их возраста и интересов, в основном это дорогие мягкие игрушки, куклы, машины. Родители мало играют с детьми, никак не руководят детскими играми. Проанализировав эти недостатки, я помогала родителям советом как создать условия для игр детей, какие игры, игрушки нужны детям. Провела родительское собрание по теме: «Формирование элементарных математических представлений детей младшего дошкольного возраста», устроила выставку игрового материала, дидактических игр. Для пропаганды педагогических знаний я использовала письменные консультации. Также я провела с родителями практикум по руководству дидактической игрой. Эта работа принесла пользу, привлекла их внимание. Родители принимали участие в оформлении и пополнении математического уголка в группе, помогали мне в изготовлении дидактических игр по теме. Таким образом, игровая деятельность детей стала активным средством воспитания и развития не только в детском саду, но и в семье.
В своей работе с родителями я использовала следующие формы:
1.Тематическое родительское собрание.
2.Консультации и беседы (индивидуальные и коллективные).
3.Оформление письменных консультаций в родительском уголке.
4.Совместное с родителями пополнение математического уголка в группе.
В мае я провела диагностику по данной теме. Результаты значительно улучшились: средний уровень – 38,9 %, низкий уровень – 33,4%, высокий уровень – 27,8%.
Поставленные задачи выполнены, цель достигнута. Элементарные математические представления сформированы согласно требованиям данного возраста детей.
Задания данные детям в занимательной форме дидактических игр усвоились быстрее, прочнее и легче, чем те которые представляются сухими упражнениями.
Источником познания детей является чувственный опыт. Я направила его в нужное русло, чтобы обучение было развивающим.
Обучение опиралось на непосредственное восприятие действительности. Первостепенное значение в обучении дошкольников математике имеет наглядность. В наибольшей степени обеспечить принцип наглядности помогает дидактический материал - дидактические игры с математическим содержанием.
Целенаправленное развитие элементарных математических представлений должно осуществляться на протяжении всего дошкольного возраста.


Категория: Разное | Добавил: valya45
Просмотров: 17890 | Загрузок: 1075 | | Рейтинг: 4.3/3 |

0

Рекомендуем также:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:





Группа: Гости
Вход
  
Регистрация
  



XIX Всероссийский творческий конкурс "Летние недельки"
V Всероссийский творческий конкурс "Краски лета"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Бабочка-красавица"
IX Всероссийский творческий конкурс "Цветы небывалой красоты"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Любимый зоопарк"
VI Всероссийский творческий конкурс "Земля. Природа. Будущее"
IX Всероссийский творческий конкурс "Чудеса своими руками"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Мой педагогический успех"





© Детский развивающий портал "ПочемуЧка" 2008-2024
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54566 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).

Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
Электронный адрес редакции: info@pochemu4ka.ru
Телефон редакции: +79277797310

Информация на сайте обновлена: 18.07.2024


Реклама на сайте
О нас
Ваши отзывы
Обратная связь
Полезные сайты

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.
Оплачивая товары и услуги нашего сайта, Вы соглашаетесь с договором-oфертой.