Облегчаем предсвадебные хлопоты
Спортивное питание для наращивания мышечной массы: что нужно знать
Обустраиваем офис грамотно
Хочу детскую площадку. Как выбрать?

На сайте всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0


Главная » Дошкольное образование » Разное

Опыт работы по теме: «Осуществление воспитательно-образовательного процесса дошкольников на принципах народной педагогики русского Севера"

Скачать (10.9 Kb) 12.12.2012, 22:36
Гладышева Наталья Николаевна
воспитатель по приоритету МДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №12 "Голубок"
Опыт работы по теме: «Осуществление воспитательно-образовательного процесса детей дошкольного возраста на принципах народной педагогики русского Севера»

Мы живём в интересное время, когда на многое начинаем смотреть по иному, много заново переоцениваем и открываем. В первую очередь, это относится к нашему прошлому, которое мы знаем поверхностно. Что заботило, о чём мечтали, рассказывали, пели, что передавали своим внукам? Ответить на эти вопросы сегодня – значит восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности. Истоки национального высыхают там, где не поют народных песен, не рассказывают сказки, где преданы забвенью обряды, обычаи, потехи прошлого.
Обратиться к истокам поможет фольклор. Ведь его содержание – жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков, духовный мир русского человека, его мысли, чувства, переживания.
Фольклор – устное народное творчество, существующее в виде пословиц и поговорок, загадок и сказок, народного героического эпоса, песенного искусства, потешек, народных игр.
Универсальность фольклора как средства народной педагогики очевидна. Сам фольклор имеет тесную связь с другими средствами народной педагогики: природа, изобразительная деятельность, этнография, литература, родной язык, музыка. Все жанры русского фольклора имеют педагогическую направленность. Поэтому мною была поставлена следующая задача: воспитание личности ребёнка на основе народной культуры Севера, через знакомство детей с устным народным творчеством, некоторыми видами прикладного искусства. Я хорошо понимала, что это будет знакомство с важной частью духовной культуры народа. Задача эта на года, поэтому в течение трёх лет я вела работу – знакомство детей с русским фольклором.
Для реализации намеченной цели я изучила и подобрала литературу.
А дальше была огромная работа по изучению истоков жанров русского фольклора, народного театра, прикладного искусства, составлению конспектов игровых развивающих ситуаций, сценариев обрядовых праздников, всего того, что постепенно складывается в систему.
Уже первые шаги в этом направлении показали, как велик интерес детей к народной культуре. Им интересно было увидеть в действии прялку, покачать в зыбке куклу, самим растолочь в ступке зерно. Чтобы доставить эту радость детям, помочь им «освоить» необычные для теперешнего быта предметы я проводила игровые развивающие ситуации в этнографическом уголке детского сада. Макет печки, чугунок, самовар, прялка, зыбка, вышитые полотенца, самотканые половики, лоскутные одеяла, предметы быта и кухонной утвари создают атмосферу традиционной русской избы. Так я начинала.
Я старалась применять русские народные традиции в повседневной жизни детей всех возрастов. Подобрала серию потешек, пестушек, прибауток и, оформив их в картотеку использовала в работе с детьми в группах младшего возраста.
Сколько в этих, казалось бы, незамысловатых стишках нежности, такта, рациональности, они удовлетворяют у ребёнка рано возникающую потребность в художественном слове, в ритмических движениях. Младших детей знакомила и с колыбельными песнями. Колыбельные песни наполнены материнской любовью. В колыбельных песнях подбираются ласковые слова, звучат они плавно нежно, как мамин голос. Малыши не только слушали песенки, но и сами пели куклам – и про котеньку, гулей, дрёму, приучая ухо к интонационному строю родной речи.
Очень интересно было познакомиться с малыми жанрами русского фольклора – пословицами, поговорками, загадками. Мною была разработана серия конспектов по ознакомлению детей с пословицами и поговорками, в содержании которых есть названия предметов русского быта. Использовала следующие дидактические игры «Собери пословицы», «Продолжи пословицу», «Детское лото» и др. Старалась показать происхождение пословиц и поговорок, такие их особенности, как иносказательность, совмещение в них общего и конкретного, выразительность. Дети тонко чувствовали воспитательное и познавательное значение пословиц и поговорок.
Особое место занимали игровые развивающие ситуации по составлению с детьми загадок о предметах старинного русского быта. Я старалась раскрыть смысл загадок. Термин «загадка» очень древний. Он произошёл от слова «гадать», что значит – думать, рассуждать. Каждая загадка отображает окружающий человека мир. Составить загадку бывает довольно трудно. Во–первых, для этого нужно обладать хорошим образным мышлением, во – вторых, быть очень сообразительным. Поэтому важно показать детям способы создания загадок, их виды и формы. А результат – составленные детьми загадки.
Детей старшего дошкольного возраста знакомила с русской лирической и хороводной песней, демонстрируя, как в этом, одном из видов словесно – музыкального искусства, отразилась жизнь русского человека, её горести и радости. В песнях как, и в других видах народного творчества воспевались трудовые подвиги народа, красота природы, воспевались человеческие добродетели, высмеивались пороки. Поэтому она имеет ярко выраженный воспитательный характер. Дети с удовольствием учат песни, которые исполняли их прабабушки.
Себе пару выбирал. (Мезенский район Архангельск. обл.)
С песней «Ах, берёза ты моя кудрява» Йеменского района Архангельской области я с детьми принимала участие в фестивале «Крылья надежд», заняв одно из призовых мест.
Изучение календарного детского фольклора я осуществляла через участие детей в календарных праздниках. Ведь не было ни одного народного праздника, в котором дети не принимали бы участие. Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры почти исчезли сегодня из детства. Видимо, надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей. Ни один праздник, где участниками были дети, не обходился, конечно же, без народной игры. Игры – своеобразная школа ребёнка. Они развивают ловкость, быстроту, силу, приучают к сообразительности, вниманию. Разученные с детьми прибаутки, считалки, которые, я оформила в картотеки, сделали игру более интересной, обогатили её содержание.
Народное искусство способствует формированию художественного вкуса, развитию эстетического отношения к природе, окружающей действительности. Народное искусство близко по своей природе творчеству ребёнка (простота) именно поэтому оно близко восприятию ребёнка, понятно ему. Большую радость приносят детям глиняные народные игрушки, игры с ними. Детей привлекают яркие забавные игрушки. Эти изделия радуют глаз, поднимают настроение. Почему детям самим не поучится делать такие игрушки? Поэтому возникла необходимость в создании кружка «Мастерилка», руководителем которого я являюсь. Дети знакомятся с мастерами игрушки, с историей её возникновения. Дети с удовольствием лепят из глины игрушки и разрисовывают их. Регулярно пополняется работами детей выставка декоративной лепки, оформляется группа. Неоднократно мы являлись участниками городских выставок изделий художественного творчества.
Работа идёт намного успешней, если она интересна другим педагогам и родителям. Для повышения их интереса на педсоветах и родительских собраниях я проводила устные консультации. Были изготовлены письменные консультации. Подводя итоги работы по данной теме можно сказать, что за это время создана система работы с детьми, педагогами, родителями. Разработаны диагностические листы, позволяющие выявить уровни усвоения детьми знаний. Существенным итогом работы можно считать проявление и усиление интереса детей к русскому народному творчеству, истории русского народа, бережному отношению к художественному и культурному наследию своего народа.
В заключении хотелось бы сказать. Культуру России невозможно себе представить без народного творчества, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа. Наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Народное искусство должно найти большое отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей. И если говорить о возможности выбора своих жизненных идеалов, эстетических ценностей, представлении подрастающим поколением, то надо говорить и о предоставлении детям возможности знать истоки национальной культуры и искусства.


Категория: Разное | Добавил: valya45
Просмотров: 1859 | Загрузок: 479 | | Рейтинг: 5.0/1 |

0

Рекомендуем также:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:





Группа: Гости
Вход
  
Регистрация
  



XIX Всероссийский творческий конкурс "Летние недельки"
V Всероссийский творческий конкурс "Краски лета"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Бабочка-красавица"
IX Всероссийский творческий конкурс "Цветы небывалой красоты"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Любимый зоопарк"
VI Всероссийский творческий конкурс "Земля. Природа. Будущее"
IX Всероссийский творческий конкурс "Чудеса своими руками"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Мой педагогический успех"





© Детский развивающий портал "ПочемуЧка" 2008-2024
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54566 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).

Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
Электронный адрес редакции: info@pochemu4ka.ru
Телефон редакции: +79277797310

Информация на сайте обновлена: 18.07.2024


Реклама на сайте
О нас
Ваши отзывы
Обратная связь
Полезные сайты

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.
Оплачивая товары и услуги нашего сайта, Вы соглашаетесь с договором-oфертой.