Опыт работы по теме: «Влияние коммуникативных игр на развитие социальной уверенности у детей
дошкольного возраста»
«Через игровую
деятельность и движение ребёнок учится и в этом смысле игра может называться
ведущим видом деятельности, так как определяет развитие»
Л.С. Выгодский
Актуальность
проблемы:
Проблема
приобщения к социальному миру всегда была и ныне остается одной из ведущих в
процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в
необходимости оказывать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе в
хождение в мир людей. Социализация дошкольника предполагает развитие умения
адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать
самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения
к миру в соответствии с культурными традициями общества.
Цель:
Помочь детям
войти в социальный мир, способствовать формированию социальной уверенности у
детей дошкольного возраста.
Задачи:
1.Воспитывать
положительное отношение ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру.
2.Развивать у
детей социальные навыки: освоение различных способов разрешения конфликтных
ситуаций; умение договариваться; соблюдать очерёдность; устанавливать новые
контакты.
3.Формировать
коммуникативность ребёнка – умение распознавать эмоциональные переживания и
состояния окружающих, выражение собственных переживаний.
ФОРМИРОВАНИЕ У
РЕБЁНКА ЧУВСТВА СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА – УВЕРЕННОСТИ В СВОИХ ВОЗМОЖНОСТЯХ
Этапы работы:
1.
Констатирующий:
Сбор информации
об индивидуальных личностных особенностях воспитанников
2.
Формирующий:
Ø
Перспективное
планирование работы с детьми по использованию коммуникативных игр на развитие
социальной уверенности.
Ø
Система
работы с детьми по личностному развитию.
3.
Итоговый:
Определение
динамики развития у детей необходимых социальных навыков
Классификация
коммуникативных игр:
1.
Игры
успокаивающие.
2.
Игры
на доверия.
3.
Для
развития произвольности поведения (для гиперактивных детей).
4.
Игры
знакомства детей друг с другом, создание положительных эмоций, развитие эмпатии.
5.
Игры
для отреагирования агрессивности, снятия напряжения.
6.
Игры
на развитие внимания.
Коммуникативная
компетентность
Компоненты:
1. Эмоциональный (чувства) - игры, которые можно использовать: «Отражение
чувств», «Моё настроение», «Передача чувств», «Цвета эмоций», «Эмоции героев».
2.
Когнитивный (познание другого человека) – игры, которые можно использовать: «Опиши
друга», «Собери пиктограмму», «Рисование», «День помощника».
3.
Поведенческий (способность к сотрудничеству,
совместная деятельность) – игры, которые
можно использовать: «Зеркало», «Двойной сигнал», «Подарок другу», «Поймай
меня».
Работа
с родителями
Задачи:
Ø Повышение
родительской компетентности в воспитании у детей социальной уверенности.
Ø Освоение
родителями основ личностно-ориентированной педагогики и психологии общения с
детьми.
Ø Обеспечение
тесного сотрудничества и единых требований дошкольного учреждения и семьи в
вопросах социально-личностного развития детей дошкольного возраста.
Формы работы:
Ø День открытых
дверей
(коммуникативные игры)
Ø Родительское
собрание
(игра-практикум «Коммуникативные игры»)
Ø Анкетирование («Особенности
общения ребенка в семье»)
Ø Развлечение
совместно с родителями:
J Знакомые
незнакомцы
J Цветные клоуны
J Путешествие в
сказочную страну
Ø Консультации для
родителей:
- Почему ребёнку
трудно со сверстниками
- Как преодолеть
застенчивость
- Положительный
настрой
- Как научить
общаться
Ø Наглядные виды
работ
- Выставка детских
работ
- Моя семья
- Портрет мамы, друга
- Подарок к празднику мам, пап.
Диагностика: влияние
коммуникативных игр на развитие социальной уверенности у детей дошкольного
возраста.
Цель: изучить
особенности социально-личностного развития детей дошкольного возраста.
На
сентябрь 2010 года результаты диагностики составили: высокий уровень – 0%,
средний уровень - 53%, низкий уровень – 47%.
А
в сентябре 2012 года результаты диагностики уже составили: высокий уровень –
62%, средний уровень - 38%, низкий уровень – 0%.
Вывод: на основании
полученных данных можно судить о положительной динамике развития межличностных
отношений у старших дошкольников: дети стали доброжелательнее, отзывчивее,
общительнее.
Перспектива: Моя задача и в
будущем продолжать работу по развитию социально-личностной уверенности у детей,
помочь родителям в осознании значимости обеспечения системы психологических
условий позитивно-личностного развития ребёнка.