Облегчаем предсвадебные хлопоты
Спортивное питание для наращивания мышечной массы: что нужно знать
Обустраиваем офис грамотно
Хочу детскую площадку. Как выбрать?

На сайте всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0


Главная » Дошкольное образование » Разное

Опыт работы по теме «Воспитание навыков самообслуживания у детей раннего возраста»

Скачать (9.9 Kb) 27.10.2012, 14:43
Сирина Любовь Сергеевна
воспитатель МДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №12 "Голубок"
Опыт работы по теме
«Воспитание навыков самообслуживания у детей раннего возраста»

Привитие культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания жизненно необходимо для полноценного развития ребёнка. Воспитание навыков самообслуживания в раннем возрасте начинаем, когда ребёнок проявляет особое стремление делать всё сам.

Цель моей работы - формирование культурно-гигиенических навыков и самообслуживания в процессе совместной деятельности взрослых и детей.

Во время работы над темой предстояло решить следующие задачи:
-продолжать учить детей самостоятельно мыть руки перед едой, после
загрязнения;
-насухо вытирать лицо и руки полотенцем;
-пользоваться индивидуальными предметами (полотенцем, носовым
платком, горшком, расчёской);
-вытирать ноги у входа:
-аккуратно есть, тщательно пережёвывать пищу;
-правильно держать ложку;
-пользоваться салфеткой;
-самостоятельно одеваться и раздеваться.

Результаты диагностики на начальном этапе работы выявили у 80% детей низкий уровень развития навыков самообслуживания. Не все умели одеваться и аккуратно есть, не все малыши овладевали необходимыми навыками. Они не знали последовательности одевания, не умели мыть руки, лишь играли с водой, обливая себе одежду. Не умели правильно держать ложку во время еды. У детей не было сформировано умение прибирать игрушки. Особенно беспомощны были дети, впервые пришедшие в детский сад. Некоторые дети не умели пить из чашки, засыпали только с пустышкой.
Чтобы достичь результатов в этой работе я стала обращаться к непосредственной помощи родителей. Проводила посещения детей на дому с целью ознакомления организации жизни ребёнка в семье: отмечала, как выполняется режим дня, имеются ли в доме условия для самостоятельной деятельности. Во многих семьях не позаботились о создании необходимой обстановки для воспитания у ребёнка навыков самообслуживания.
Некоторым родителям советовала сделать специальную вешалку для одежды ребёнка, табуреточку около раковины, чтобы ребёнок мог самостоятельно мыть руки. Говорила о необходимости иметь стол для занятий ребёнка. В некоторых семьях помогала выбрать место для игрового уголка. На родительском собрании затронула вопрос о необходимости воспитания навыков самообслуживания, рассказала о значении положительных привычек в жизни ребёнка, познакомила с нашими требованиями. Родители отметили их целесообразность и доступность. Часто проводила индивидуальные беседы с родителями. Побывав на Дне открытых дверей, родители обратили внимание на разный уровень развития навыков самообслуживания у детей одного возраста. На фоне других детей им нетрудно было увидеть недочёты в воспитании своею ребёнка. И это ещё раз убеждало в необходимости приложить дополнительные усилия со стороны родителей в воспитании культурно-гигиенических навыков.
Для родителей оформила стенд «Я сам», подготовила папку-передвижку
«Воспитание навыков самообслуживания у детей раннего возраста». В папке были представлены материалы из книги Л.И.Каплан «Посеешь привычку - пожнешь характер», а так же опыт семейного воспитания некоторых семей с использованием иллюстративного материала.
Работу по воспитанию навыков следует начинать с первого дня пребывания детей в группе. С младшим воспитателем заранее оговаривали свои требования к малышам. Уже в первые дни начала знакомить малышей с последовательностью одевания на прогулку. Дети брали из шкафчика колготки, рейтузы и носки и садились на скамеечки. Я учила их самостоятельно натягивать вещи. Бывало такое, что лучше самой одеть ребенка, чем ждать пока он сделает это сам. Но я не спешила прийти ему помощь. В процессе одевания были использованы заитересовывающие моменты, чтобы создать эмоциональный настрой, например: кукла Катя уже оделась и ждет детей. Малыши любят, когда с ними разговаривают во время одевания, например? Рита, какая красивая у тебя кофта, кто тe6e её связал? И девочка охотно натягивает кофту. Если ребенок надел вещь сам - нужно обязательно его похвалить, и он начнет еще больше стараться. Малыши очень чувствительны к доброму отношению к себе взрослых.
Кроме этого я использовала в работе стихи и потешки, которые читала детям и процессе одевания, например: «Наша Маша маленька, на ней шубка аленька». Учила детей самостоятельно раздеваться и аккуратно прибирать свои вещи в шкафчик или на стульчик. Учила помогать друг другу. Навыки самообслуживания закрепляли во время дидактических игр («Одень Катю на прогулку» и др.), и игр на развитие мелкой моторики: пристегивание, шнуровка.
Сложно было научить детей правильно мыть руки и пользоваться полотенцем. Я старалась вызвать у детей чувство брезгливости к грязи, приучала их мыть руки перед едой и по мере необходимости. Малыши не боялись воды, но умываться не умели: подставят руки под струю и держат.
Сначала мы с детьми рассмотрели схему умывания. Я объяснила детям, что сначала нужно намочить руки, намылить их мылом (сделать пенку), а затем смыть водой из-под крана. В процессе умывания также использовала потешки «Водичка-водичка...», и др. Полученные навыки закрепляли, рассматривая сюжетные картины и в дидактических играх «Научим Катю умываться», «Миша в гостях у Маши», «Купание кукол» и др.
У каждого ребенка есть своя расческа. Я учила детей причесываться перед зеркалом, хватила их за аккуратность и умение обслуживать себя: «Посмотрите, какая Даша красивая. Она перед обедом умылась и причесалась». Навык закрепляли в сюжетно-ролевой игре «Парикмахерская».
Во время кормления следила, чтобы дети правильно сидели за столом. Первое время приходилось пользоваться нагрудными салфетками, но постепенно дети учились, есть аккуратно. К концу года дети были приучены пользоваться бумажными салфетками, говорить «спасибо» после еды. Навык культурного поведения за столом закрепляли с помощью игр и игрушек.
Постепенно дети овладевали основными навыками самообслуживания. Но на этом работа не заканчивается, требования к малышам усложняются. Правило: нужно добиваться от ребёнка, чтобы он самостоятельно сделал то, что может. Мы не только учим детей умываться, одеваться и есть, но и приучаем к посильному труду. Малыши учатся прибирать игрушки, помогают их мыть, помогают поливать цветы и выполняют несложные поручения.
Таким образом, разнообразие методов и приёмов позволили сформировать у детей культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания. Наблюдается позитивная динамика: увеличение количества детей с высоким уровнем освоения навыков самообслуживания с 10% до 95%. Результаты диагностики подтвердили эффективность проделанной работы. Большую помощь оказала методическая литература.


Категория: Разное | Добавил: valya45
Просмотров: 9936 | Загрузок: 736 | | Рейтинг: 0.0/0 |

0

Рекомендуем также:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:





Группа: Гости
Вход
  
Регистрация
  



XIX Всероссийский творческий конкурс "Летние недельки"
V Всероссийский творческий конкурс "Краски лета"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Бабочка-красавица"
IX Всероссийский творческий конкурс "Цветы небывалой красоты"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Любимый зоопарк"
VI Всероссийский творческий конкурс "Земля. Природа. Будущее"
IX Всероссийский творческий конкурс "Чудеса своими руками"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Мой педагогический успех"





© Детский развивающий портал "ПочемуЧка" 2008-2024
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54566 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).

Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
Электронный адрес редакции: info@pochemu4ka.ru
Телефон редакции: +79277797310

Информация на сайте обновлена: 17.07.2024


Реклама на сайте
О нас
Ваши отзывы
Обратная связь
Полезные сайты

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.
Оплачивая товары и услуги нашего сайта, Вы соглашаетесь с договором-oфертой.