Опыт работы по теме «Воспитание навыков самообслуживания у детей раннего возраста»
(9.9 Kb)
27.10.2012, 14:43
Сирина Любовь Сергеевна
воспитатель МДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №12 "Голубок"
Опыт работы по теме «Воспитание навыков самообслуживания у детей раннего возраста»
Привитие культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания жизненно необходимо для полноценного развития ребёнка. Воспитание навыков самообслуживания в раннем возрасте начинаем, когда ребёнок проявляет особое стремление делать всё сам.
Цель моей работы - формирование культурно-гигиенических навыков и самообслуживания в процессе совместной деятельности взрослых и детей.
Во время работы над темой предстояло решить следующие задачи: -продолжать учить детей самостоятельно мыть руки перед едой, после загрязнения; -насухо вытирать лицо и руки полотенцем; -пользоваться индивидуальными предметами (полотенцем, носовым платком, горшком, расчёской); -вытирать ноги у входа: -аккуратно есть, тщательно пережёвывать пищу; -правильно держать ложку; -пользоваться салфеткой; -самостоятельно одеваться и раздеваться.
Результаты диагностики на начальном этапе работы выявили у 80% детей низкий уровень развития навыков самообслуживания. Не все умели одеваться и аккуратно есть, не все малыши овладевали необходимыми навыками. Они не знали последовательности одевания, не умели мыть руки, лишь играли с водой, обливая себе одежду. Не умели правильно держать ложку во время еды. У детей не было сформировано умение прибирать игрушки. Особенно беспомощны были дети, впервые пришедшие в детский сад. Некоторые дети не умели пить из чашки, засыпали только с пустышкой. Чтобы достичь результатов в этой работе я стала обращаться к непосредственной помощи родителей. Проводила посещения детей на дому с целью ознакомления организации жизни ребёнка в семье: отмечала, как выполняется режим дня, имеются ли в доме условия для самостоятельной деятельности. Во многих семьях не позаботились о создании необходимой обстановки для воспитания у ребёнка навыков самообслуживания. Некоторым родителям советовала сделать специальную вешалку для одежды ребёнка, табуреточку около раковины, чтобы ребёнок мог самостоятельно мыть руки. Говорила о необходимости иметь стол для занятий ребёнка. В некоторых семьях помогала выбрать место для игрового уголка. На родительском собрании затронула вопрос о необходимости воспитания навыков самообслуживания, рассказала о значении положительных привычек в жизни ребёнка, познакомила с нашими требованиями. Родители отметили их целесообразность и доступность. Часто проводила индивидуальные беседы с родителями. Побывав на Дне открытых дверей, родители обратили внимание на разный уровень развития навыков самообслуживания у детей одного возраста. На фоне других детей им нетрудно было увидеть недочёты в воспитании своею ребёнка. И это ещё раз убеждало в необходимости приложить дополнительные усилия со стороны родителей в воспитании культурно-гигиенических навыков. Для родителей оформила стенд «Я сам», подготовила папку-передвижку «Воспитание навыков самообслуживания у детей раннего возраста». В папке были представлены материалы из книги Л.И.Каплан «Посеешь привычку - пожнешь характер», а так же опыт семейного воспитания некоторых семей с использованием иллюстративного материала. Работу по воспитанию навыков следует начинать с первого дня пребывания детей в группе. С младшим воспитателем заранее оговаривали свои требования к малышам. Уже в первые дни начала знакомить малышей с последовательностью одевания на прогулку. Дети брали из шкафчика колготки, рейтузы и носки и садились на скамеечки. Я учила их самостоятельно натягивать вещи. Бывало такое, что лучше самой одеть ребенка, чем ждать пока он сделает это сам. Но я не спешила прийти ему помощь. В процессе одевания были использованы заитересовывающие моменты, чтобы создать эмоциональный настрой, например: кукла Катя уже оделась и ждет детей. Малыши любят, когда с ними разговаривают во время одевания, например? Рита, какая красивая у тебя кофта, кто тe6e её связал? И девочка охотно натягивает кофту. Если ребенок надел вещь сам - нужно обязательно его похвалить, и он начнет еще больше стараться. Малыши очень чувствительны к доброму отношению к себе взрослых. Кроме этого я использовала в работе стихи и потешки, которые читала детям и процессе одевания, например: «Наша Маша маленька, на ней шубка аленька». Учила детей самостоятельно раздеваться и аккуратно прибирать свои вещи в шкафчик или на стульчик. Учила помогать друг другу. Навыки самообслуживания закрепляли во время дидактических игр («Одень Катю на прогулку» и др.), и игр на развитие мелкой моторики: пристегивание, шнуровка. Сложно было научить детей правильно мыть руки и пользоваться полотенцем. Я старалась вызвать у детей чувство брезгливости к грязи, приучала их мыть руки перед едой и по мере необходимости. Малыши не боялись воды, но умываться не умели: подставят руки под струю и держат. Сначала мы с детьми рассмотрели схему умывания. Я объяснила детям, что сначала нужно намочить руки, намылить их мылом (сделать пенку), а затем смыть водой из-под крана. В процессе умывания также использовала потешки «Водичка-водичка...», и др. Полученные навыки закрепляли, рассматривая сюжетные картины и в дидактических играх «Научим Катю умываться», «Миша в гостях у Маши», «Купание кукол» и др. У каждого ребенка есть своя расческа. Я учила детей причесываться перед зеркалом, хватила их за аккуратность и умение обслуживать себя: «Посмотрите, какая Даша красивая. Она перед обедом умылась и причесалась». Навык закрепляли в сюжетно-ролевой игре «Парикмахерская». Во время кормления следила, чтобы дети правильно сидели за столом. Первое время приходилось пользоваться нагрудными салфетками, но постепенно дети учились, есть аккуратно. К концу года дети были приучены пользоваться бумажными салфетками, говорить «спасибо» после еды. Навык культурного поведения за столом закрепляли с помощью игр и игрушек. Постепенно дети овладевали основными навыками самообслуживания. Но на этом работа не заканчивается, требования к малышам усложняются. Правило: нужно добиваться от ребёнка, чтобы он самостоятельно сделал то, что может. Мы не только учим детей умываться, одеваться и есть, но и приучаем к посильному труду. Малыши учатся прибирать игрушки, помогают их мыть, помогают поливать цветы и выполняют несложные поручения. Таким образом, разнообразие методов и приёмов позволили сформировать у детей культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания. Наблюдается позитивная динамика: увеличение количества детей с высоким уровнем освоения навыков самообслуживания с 10% до 95%. Результаты диагностики подтвердили эффективность проделанной работы. Большую помощь оказала методическая литература.
Все права на материалы
сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе
законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта. Оплачивая товары и услуги нашего сайта, Вы соглашаетесь с договором-oфертой.