Групповой сбор - это часть ежедневного распорядка, проводимая в определенное время, в определенном специально оборудованном месте, когда дети и взрослые собираются для обмена информацией, обсуждения проблем, совместного планирования и организации своей дальнейшей деятельности в течении дня.
Задачи группового сбора - формирование доброжелательных отношений между детьми, создание атмосферы поддержки и сотрудничества между детьми и взрослыми, общего положительного эмоционального фона , ощущения психологического комфорта - обмен информацией о прошедших или предстоящих событиях, детских интересов - решение некоторых обучающих задач ( расширение детских представлений, развитие речи, логического мышления и др.) - формирование мотивации к предстоящей деятельности - предоставление информации о материалах в центрах активности на текущий день и планирование деятельности в центрах -осуществление выбора деятельности на основе собственных интересов и потребностей
Организация утреннего группового сбора подразумевает:
Установленное время проведения группового сбора в режиме дня
Наличие структуры группового сбора
Наличие специально оборудованного места для сбора (доска выбора, распорядок дня, правила и т.д.)
Вовлечение в сбор всех присутствующих в группе взрослых
Продолжительность во времени- 10- 20 минут в зависимости от возраста
Содержание группового сбора учитывает интересы детей на данный момент, текущую тему недели, непосредственный жизненный опыт детей
Методы и приемы сбора детей
• Звуковые сигналы (колокольчик, музыкальный инструмент, использование грампластинок и аудиокассет) • Любимая песня группы - 1-2 ребенка начинают петь, другие подхватывают, т.о. постепенно собираются все дети • Сюрпризный момент - внесение новой игрушки, приход взрослого в любом интересном «костюме» - сказочный любимый герой, который от лица сказочного героя приглашает детей на групповой сбор и т.д. • Дидактическая игра из серии "Пазлы", "Собери целое из частей" - это может любая картинка, связанная с той темой, которая на данный момент интересует детей: машина, цветок, грибок, птица, пчелка, сюжет и т.д.. Приходя утром в детский.сад, каждый ребенок получает одну часть от большой картины. Перед групповым сбором воспитатель предлагает собрать на ковре целую картинку. • Подвижная игра "Паровозик" или "Поезд", колонна машин и т. д. Дети или воспитатель изображают поезд, собирают детей по группе и "привозят" на место группового сбора. • Любимая детьми игра (например "Ручеек"), затеянная на месте группового сбора • Ребенок - дежурный по сбору детей па групповой сбор.
Методы и приемы организации детей на групповом сборе
• Предупреждение нежелательного поведения: - рассадить детей так, чтобы мальчики и девочки чередовались - около ребенка, требующего особенного внимания садится воспитатель или ассистент - по ряду причин некоторые дети не могут сидеть спокойно даже в течении нескольких минут. Приготовьте для этого ребенка какое- нибудь спокойное занятие или поручение • Обозначение места каждого ребенка в круге каким-то предметом( подушечки, карточки - символы, карточки для выбора, веревочка, обруч и т. д.) Дети могут занимать места в круге, исходя из даты своего рождения, с января по декабрь. Можно положить таблички с написанными на них названиями месяца. • Предложите выбор для расшалившегося шумного ребенка: 1 - уйти и выбрать себе занятие в центрах активности 2 - успокоиться и остаться вместе со всеми на групповом сборе
• Невербальные приемы организации - специальные предметы - сигналы "Тишина", "Внимание", "Говори" ; жесты рукой • Предмет определяет порядок выступления детей: дети передают его по кругу: у кого предмет - тому предоставляется слово • Обращение к правилам участия в дискуссии: один говорит- остальные слушают; говорим по очереди; ты говоришь - мы слушаем, мы говорим - ты слушаешь и т. д. • Игра - считалка • Воспитатель понижает голос
Структура группового сбора
1. Установление сопричастности, общности детей и взрослых группы
2. Обмен информацией о прошедших и предстоящих событиях, выявление детских интересов
3. Формирование мотивации к предстоящей деятельности
4.Выбор и планирование деятельности детьми
|