Облегчаем предсвадебные хлопоты
Спортивное питание для наращивания мышечной массы: что нужно знать
Обустраиваем офис грамотно
Хочу детскую площадку. Как выбрать?

На сайте всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0


Главная » Дошкольное образование » Разное

Предметная развивающая среда группы раннего возраста как условие для социальной адаптации детей к ДОУ через работу адаптационной группы

Скачать (54.0 Kb) 20.01.2013, 14:21
Юркина Светлана Владимировна
воспитатель МАДОУ "Детский сад № 35 "Чебурашка" города Соликамска Пермского края
Предметная развивающая среда группы раннего возраста как условие для социальной адаптации детей к ДОУ через работу адаптационной группы кратковременного пребывания.

Юркиной Светланы Владимировны, воспитателя МАДОУ «Детский сад № 35» города Соликамска, Пермского края

Психолог Р.С.Немов трактует среду как совокупность внешних условий и факторов, среди которых рождается, живет и развивается организм.
Под средой мы понимаем созданную в дошкольном учреждении обстановку, в которой живет ребенок. Эстетически организованная среда в дошкольном учреждении, безусловно, функционально значима. Она должна отвечать санитарно-гигиеническим требованиям и требованиям безопасности, разработанным для современного жилища. Здесь все имеет значение: свежий воздух, чистота, освещенность, планировка помещений, в которых живут и активно действуют дети. И это создает среду психологически и экологически комфортную, благополучную для жизнедеятельности детей.
Многофункциональность помещений дошкольного образовательного учреждения необходима для решения различных задач воспитания и обучения. Работа с детьми раннего возраста подразумевает создание комфортных условий жизни и развития каждому ребенку, в том числе и для его социальной адаптации. Проблема адаптивности в современном обществе очень актуальна и значима. Поэтому в рамках эксперимента «Развитие новых форм российского дошкольного образования в современных социально-экономических условиях» разработаны различные модели кратковременного пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении. Для детей раннего возраста это: адаптационные, прогулочные и семейные группы.
Для организации любой новации необходимо создание определенных условий. Поэтому необходимо рассмотреть возможность использования предметной развивающей среды групп раннего возраста ДОУ для работы группы кратковременного пребывания.
Развивающая среда создаёт благоприятные условия для обучения ребёнка в процессе его деятельности: ребёнок осваивает свойства и признаки предметов, пространственные отношения; постигает социальные отношения между людьми, узнаёт о человеке, животном и растительном мире, временах года и т.д.; овладевает миром звуков, приобщается к музыкальной культуре; развивается физически, познаёт особенности устройства собственного организма; экспериментирует с цветом, формой, создаёт продукты собственного творчества; приобретает полезные социальные навыки. Детский сад должен предоставлять ребенку возможность не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним, получать удовольствие от каждого прожитого дня, от разнообразия своей деятельности. И с этой точки зрения огромное значение имеет организация условий, пространства дошкольного учреждения. Визуальные характеристики ДОУ, то есть то, что ребенок видит вокруг себя, - важное условие эмоционального воспитания. Все, что окружает дошкольника, во многом определяет его настроение, формирует то или иное отношение к предметам, действиям и даже к самому себе. Известно, что ребенок-дошкольник знакомится с окружающим его миром с помощью зрения (зрительного анализатора), слуха (слухового анализатора) и движений (двигательного анализатора). Значит, все, что его окружает, должно развивать эти органы чувств и обеспечивать малышу необходимый психологический комфорт.
Среда должна быть организована так, чтобы она побуждала детей взаимодействовать с ее различными элементами, повышая тем самым функциональную активность ребенка. Окружение должно давать детям разнообразные и меняющиеся впечатления.
Развивающая среда образовательного учреждения является источником становления опыта ребенка, т.к. каждый ее компонент способствует формированию у ребенка опыта освоения средств и способов взаимодействия с окружающим миром, опыта возникновения мотивов новых видов деятельности, опыта общения с взрослыми и сверстниками.
При построении развивающей среды группы для детей 1,5-3 лет опирались на принципы А. Петровского.
1. Дистанции (позиции при взаимодействии)
2. Активности, самостоятельности, творчества
3. Стабильности — динамичности
4. Комплексирования и гибкого зонирования
5. Эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого
6. Сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды
7. Открытости — закрытости
8. Учеты половых и возрастных различий детей.
Предметно - развивающая среда отвечает санитарно-гигиеническим, эстетическим и педагогическим требованиям. Вся мебель подобрана с учетом возраста, роста детей и представлена так, чтобы каждый ребенок мог найти место удобное для занятий и комфортное с точки зрения его эмоционального состояния.
Игровая комната разделена на развивающие центры.
В центре двигательной активности сконцентрировано крупногабаритное оборудование для развития таких основных видов движений, как ползание, лазание, бросание, катание на велосипеде, ходьба, бег – это мат, бревно, стремянка, машины, волокуши, каталки-качалки, мячи разного размера, мешочки с песком, кольцеброс, сетка для мячей, канат. Также имеется оборудование для выполнения общеразвивающих упражнений - флажки, султанчики, платочки, гимнастические палки; для развития дыхания – волшебные бутылочки, вертушки; для профилактики плоскостопия - массажные дорожки, нагрудные знаки для подвижных игр. Все оборудование подобрано с учетом возрастных особенностей детей, ярко оформлено, доступно руке ребенка. Дети самостоятельно могут менять содержание центра, выбирать то или иное оборудование для игр, использовать его в других центрах группы.


В центре воды и песка имеется оборудование для ознакомления детей со свойствами неживой природы – тазы, ведерки, различные емкости, леечки, сачки, плавающие игрушки и предметы, губки, совочки, грабельки, фигурки из полиэтилена для аппликации с водой.

Центр ознакомления с живой природой представлен в виде подиума, аквариум с обитателями водного мира, цветы с крупными и мелкими листьями, мини – огород, где выращиваем с детьми лук, рассаду овощей и цветов. Здесь же полка с необходимым оборудованием для ухода за обитателями уголка природы, образцами природного материала, с которыми мы знакомим детей при изготовлении поделок на занятиях по изобразительной деятельности, альбомы, знакомящие детей с временами года. Над подиумом расположен модуль, который знакомит детей с основными признаками времен года, наглядность для ознакомления с частями суток. На календаре (в виде часов) стрелкой отмечаем состояние погоды в течение суток.

В центре конструирования имеются различные виды строительного материала (большой и маленький, пластмассовый и деревянный). На полке размещены образцы построек, которые дети выполнили на последних занятиях. Выше на полке расставлены игрушки, изображения которых соответствуют реальным объектам нашего мира, приближенные к ним по внешнему облику – игрушечные животные, люди. Персонажи сказок. Игрушки выполнены из разнообразных, безопасных для здоровья материалов, из некоторых можно извлечь звуки, обследовать поверхность (гладкость, шероховатость), прозрачность, твердость или мягкость. Рядом с полкой размещен макет города (с домами, дорогой, светофором). Дети с воспитателем или самостоятельно дополняют город постройками, прокатывают машинки, обыгрывают правила дорожного движения.

Центр музыкальной и театрализованной деятельности представлен в виде окошечка с раздвижной шторкой. Здесь мы размещаем материал для режиссерских и театральных детских игр: мелкие игрушки плоскостные фигурки животных, людей, сказочных персонажей, нагрудные знаки с героями сказок; для проведения развлечений с детьми – настольный, пальчиковый, плоскостной (фланелеграф) театр, куклы – бибабо, перчаточные куклы. Также здесь имеются озвученные и неозвученные музыкальные инструменты, нестандартное оборудование - музыкальные коробочки, бутылочки, погремушки – веселушки, музыкальная шкатулка, рядом предусмотрен «уголок ряженья», огороженный яркими лентами, на стене большое зеркало, фотографии детей в ярких костюмах, крючки с разноцветными платочками, сарафанами, юбками, головными уборами, украшениями; стул с карманами для расчесок, бутылочек. Материал уголка используем как для обыгрывания сюжетно-ролевых игр («Парикмахерская», «Автобус», «Дом»), так и для инсценирования сказок, потешек, музыкальных игр. Элементы костюмов, аксессуары позволяют ребенку направленно изменять свой облик и наблюдать эти изменения, познавать себя такого знакомого и незнакомого одновременно.

Игровой центр соседствует с уголком ряженья, он оборудован специальной детской игровой мебелью для сюжетно-ролевых игр. На стене окно со шторкой (за окном фон, изображающий определенное время года), нарисованы портреты людей разного возраста и пола. Содержание уголка меняется набором кукол, одежды, посуды, мебели, предметов домашнего обихода, фруктов, крупного строительного материала, игрушек – заменителей.

В центре изобразительного творчества имеется разнообразный материал. Размещена доска для рисования мелом, фломастерами, для аппликации - полотно с фигурками на липучках (коврограф). На полках размещены альбомы с детскими рисунками, оформлена мини - выставка поделок детей.

В центре сенсорного развития размещены различные игры и пособия, изготовленные из «нестандартных» предметов (крышек, пробок, прищепок, пуговиц, шнурков, липучек и других хозяйственных предметов), специальные дидактические игрушки: вкладыши, пирамидки, шнуровки, застежки. Дидактический стол используем для прокатывания шариков с горки, учим различать, располагать втулки и формы по цвету на столе.

«Сухой бассейн» используем для развития мелкой моторики, сенсорного восприятия. Наверху размещен цветовой мобиль, содержание, которого меняется в зависимости от поставленной сенсорной задачи обучения детей.

Понимая, что ребенок в течение дня испытывают большую нагрузку, устает от общения с детьми, мы создали место «уединения», где ребенок может побыть один, позаниматься с любимым делом или просто посидеть, не участвуя ни в какой деятельности. Центр психологической разгрузки представлен в виде загороженного шторкой мягкого диванчика с подушечками разной формы, мягкими игрушками. На стене размещен дидактический коврик со съемными мешочками, наполненными разнообразными мелкими предметами (для осязания). Выше развешены семейные фотографии в рамках из коробок. Функциональность уголка заключается в том, что он может использоваться не только для уединения ребенка, но и для сюжетно-ролевых игр, и как сцена для театрализованной деятельности. Карманы на шторке используются для наглядного тематического материала.

Центр развития речи представлен дидактическими играми, разнообразными альбомами, картинками, способствующими развитию речи детей. Содержание уголка меняется в соответствии с поставленными задачами определенной тематики.


Одним из приоритетных направлений современного дошкольного образования является создание альтернативных форм дошкольного образования: групп кратковременного пребывания, адаптационных групп, прогулочных групп и т.п..
В соответствии с социальным заказом родителей в МАДОУ «Детский сад № 35» города Соликамска возникла необходимость открытия адаптационной группы для детей, готовящихся посещать детское учреждение.
При создании условий для открытия адаптационной группы «Малышок» решалась проблема поиска помещения для работы этой группы. Воспитателями групп раннего возраста был предложен вариант использования предметной среды любого группового помещения для детей раннего возраста, которые уже посещают детский сад. Предположили, что здесь содержание всех центров развития можно интегрировать как для решения задач воспитания детей раннего возраста, посещающих детский сад, так и для решения проблемы социальной адаптации малышей и их родителей к дошкольному учреждению. Проанализировали перечень задач, которые можно решать посредством имеющихся элементов предметной развивающей среды.
Элементы предметной среды группы Задачи воспитания и развития детей 2-3 лет Задачи облегчения адаптации детей к дошкольному учреждению
Центр развития движений Учить детей ходить и бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга. Упражнять в ползании, лазании, действиях с мячом. Развивать умение прыгать на месте, с продвижением вперед, в длину с места. Воспитывать положительное отношение к физическим упражнениям, подвижным играм
Способствовать снятию мышечного напряжения. Удовлетворять потребность в движениях. Обогащать положительными эмоциями.
Центр природы Учить детей наблюдать за объектами живой и неживой природы. Расширять пассивный и активный словарь детей названиями растений и животных. Учить элементарным навыкам ухода за растениями и животными уголка природы. Учить называть свойства песка и воды, играть с ними.
Способствовать проявлению положительных эмоций, при общении с обитателями уголка природы, снятию мышечного и эмоционального напряжения, через игры с песком и водой
Центр конструирования Учить детей называть строительный материал, накладывать, приставлять, комбинировать размещение деталей, называть постройку, обыгрывать ее. Удовлетворять потребность в активных самостоятельных и совместных действиях. Способствовать снижению агрессивности
Центр музыкальной и театрализованной деятельности Учить детей называть музыкальные инструменты. Развивать умение различать звуки по высоте и динамике. Упражнять в подпевании, выполнении несложных танцевальных движений. Учить с помощью воспитателя инсценировать сказку, передавая характер героев Снятие эмоционального напряжения. Удовлетворение потребности в речевой, двигательной активности и коммуникации.
Игровой центр Учить выполнению знакомых действий с предметами, игрушками, предметами-заместителями. Активизировать социальный опыт в сюжетных играх. Развивать знания об окружающем мире. Способствовать формированию положительных эмоций детей. Помочь активному отражению окружающей действительности в игре, снятию агрессии и мышечного напряжения.
Центр сенсорного воспитания и развития. Учить детей различать и называть цвет, различать предметы по форме и размеру, развивать мелкую моторику. Способствовать снятию мышечного напряжения через игру в сухом бассейне и действия с дидактической игрушкой.
Центр психологической разгрузки Создать условия для снятия эмоционального и мышечного напряжения. Поддерживать чувство комфорта. Способствовать снятию эмоционального напряжения, удовлетворять потребность в желании побыть одному. Наблюдать за действиями ребенка, выявляя его индивидуальные особенности.
Центр речевого развития Способствовать накоплению пассивного и активного словаря. Развивать речевое дыхание, силу голоса. Воспитывать речевую активность. Способствовать созданию условий для стимулирования речевой активности детей, узнавания знакомых предметов на иллюстрациях книг.

Проведенная работа по изучению использования предметной развивающей среды группы для детей раннего возраста в качестве условия создания в ДОУ адаптационной группы кратковременного пребывания детей получила положительные результаты.
Проведенный анализ предметной среды группы на соответствие принципам построения развивающей среды показал, что предметная среда соответствует принципам и, значит, является развивающей. А так же подтвердилось предположение, что развивающая предметная среда группы не только решает задачи развития и воспитания детей на конкретном возрастном этапе, но и может использоваться как условие для социальной адаптации детей к ДОУ.


Категория: Разное | Добавил: dou_sad35
Просмотров: 13447 | Загрузок: 968 | | Рейтинг: 4.0/1 |

0

Рекомендуем также:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:





Группа: Гости
Вход
  
Регистрация
  



XIX Всероссийский творческий конкурс "Летние недельки"
V Всероссийский творческий конкурс "Краски лета"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Бабочка-красавица"
IX Всероссийский творческий конкурс "Цветы небывалой красоты"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Любимый зоопарк"
VI Всероссийский творческий конкурс "Земля. Природа. Будущее"
IX Всероссийский творческий конкурс "Чудеса своими руками"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Мой педагогический успех"





© Детский развивающий портал "ПочемуЧка" 2008-2024
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54566 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).

Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
Электронный адрес редакции: info@pochemu4ka.ru
Телефон редакции: +79277797310

Информация на сайте обновлена: 18.07.2024


Реклама на сайте
О нас
Ваши отзывы
Обратная связь
Полезные сайты

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.
Оплачивая товары и услуги нашего сайта, Вы соглашаетесь с договором-oфертой.