Облегчаем предсвадебные хлопоты
Спортивное питание для наращивания мышечной массы: что нужно знать
Обустраиваем офис грамотно
Хочу детскую площадку. Как выбрать?

На сайте всего: 20
Гостей: 20
Пользователей: 0


Главная » Дошкольное образование » Разное

Статья из опыта работы "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры посредством устного народного творчества"

10.05.2013, 00:05
Бондаренко Ирина Викторовна
воспитатель МБДОУ детский сад №2 «Сказка »
Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры посредством устного народного творчества

Одна из центральных задач педагогики раннего детства- изучение ранних проявлений интеллектуальной жизни, а также поиск эффективных методов и приёмов подхода к малышу, позволяющих установить с ним двусторонний контакт. По мнению учённых, ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребёнка интенсивно формируется наглядно- образное мышление и воображение, развивается речь, память, ребёнок обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. Появление некоторых обобщённых знаний о предметах и явлениях является важным этапом в ознакомлении с окружающим миром через устное народное творчество.
От поколения к поколению переходят считалки, дразнилки, скороговорки, русские народные сказки, потешки и т. д, но современный ребёнок очень мало знает о традициях русского народа, о его культуре , так как родители постоянно заняты работой, житейскими проблемами и поэтому в силу занятости мало уделяют внимания детям. По телевизору в основном иностранные передачи, мультфильмов даже нет русских, поэтому ребёнок очень мало знает о быте русского народа, его традициях.
В нашем детском саду создаются все условия для развития детей. Программа обучения, разнообразная индивидуальная деятельность, помогают всесторонне развить ребенка и подготовить его к современной жизни. Дети большую часть времени дети находятся в детском саду, и я решила приобщить дошкольников к русской народной культуре посредством русского народного творчества. Так как приобщение к русской народной культуре является средством формирования моральных качеств.
Сейчас к нам возвращается родная культура, и мы по-новому относимся к русским традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих достижений.
Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки - это народная мудрость, кладезь богатства русского языка. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством. Очень важно научить детей знать культуру своего народа, показать им дорогу в этот добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное.
Через устное народное творчество у ребенка формируется потребность в художественном слове. Поэтому в моей воспитательной работе стало широкое знакомство детей с устным народным творчеством. А всё это возможно только посредством яркой и образной речи, то тему работы я выбрала: « Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры посредством устного народного творчества».
Воспитание - это целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В широком социальном смысле воспитание – это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимаются известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, эстетические, правовые нормы - словом, всё созданное в процессе исторического развития духовного наследия человечества. Эффективность воспитания зависит от того как оно протекает. Только при доброжелательной атмосфере могут раскрыться положительные качества дошкольника.
Для работы над темой «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры посредством устного народного творчества » я поставила перед собой следующие задачи:
1.Развитие эмоциональной отзывчивости на произведения русского народного творчества.
2.Развитие фантазии, творческих способностей детей и умения находить средства выражения образа в мимике, жестах.
3.Ввоспитание у дошкольников патриотизма через возрождение и приобщения богатого опыта русских традиций.
4. Обогащение словаря, фонематического слуха.
5. Повышение в душе каждого дошкольника интереса к русскому народному творчеству.
В своей работе использую следующие виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы, прибаутки, заклички, русские народные игры). В устном народном творчестве сохранились черты русского характера, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. При знакомстве с поговорками, загадками , сказками и т. д. дети приобщаются к народным ценностям.
Чтобы пробудить интерес к устному народному творчеству, я прочитала литературу по истории, фольклору и культуре быта русского народа. В нашей группе много кукол в русских костюмах, сшитые своими руками.
Для выполнения поставленных задач по развитию эмоциональной отзывчивости на произведения устного народного творчества дети часто играют в сказку, переживают приключения, которые происходят со сказочными героями, помогают найти выход из трудной ситуации. Сказочные герои в сказке олицетворяют трудности, которые надо преодолеть. В сказке герой всегда выходит победителем из трудной ситуации. В сказке всегда добро побеждает зло и поэтому стараюсь учить детей быть добрыми, смелыми, находчивыми. Благодаря сказкам у ребенка развивается способность сострадать, сочувствовать, сопереживать, радоваться чужим удачам. Как отмечал В.А. Сухомлинский, «Сказка – это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы ребёнка, его ум, чувства, воображение, волю. Оно начинается уже в рассказывании, высший этап – инсценирование ».
В своей работе использую следующие методы: наглядный, словесный, игровой, практический.
Для развития фантазии , творческих способностей детей , умения находить средства выражения образа в мимике, жестах читаю и рассказываю детям русские народные сказки побуждая при этом к выразительности речи детей.
Дошкольники любят инсценировать отрывки из сказок или целые сказки, говорить голосами сказочных персонажей, показывать действия героев сказки. Дети очень любят играть в сказку, надевать костюмы и маски героев сказки, дети любят превращаться в волшебника и творить добрые дела. Детей увлекает вымысел, быстрая смена событий в сказке, приключения и победа добра над злом. Прямое сопереживание героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных в произведении, с теми что ему приходилось наблюдать в жизни, помогают дошкольнику сравнительно быстро и правильно понимать рассказы, сказки , а к концу дошкольного возраста- перевёртыши, небылицы.
Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Как отмечал Д.С. Лихачев, « мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, живописи. Национальные отличия сохраняются и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний ». Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
При отборе фольклорного материала учитываю возраст детей. Для детей младшего дошкольного возраста использую «малые фольклорные формы» – потешки, загадки, считалки, короткие сказки. В среднем возрасте, большое место уделяю народной сказке, пословицам, поговоркам, закличкам. Старших дошкольников знакомлю фольклорным материалом таким как былинами, обрядовыми песнями. Дети любят с удовольствием « читать» потешки, прибаутки, небылицы, рассказывать сказки, играть в народные игры, инсценировать сказки. Всё это делают дети с большим удовольствием и радостью. Перед дневным сном читаю детям сказку или они слушают колыбельные песни, песни успокаивают ребёнка и прививают любовь к колыбельным песням.
Обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя, выразительности интонации и фонематического слуха проходит через все виды деятельности, что способствует лучшему усвоению. Огромное значение придаю индивидуальной работе с детьми, тщательному изучению возможностей и психологических особенностей каждого ребенка.
В играх - драматизациях использую сюжетно-ролевую игру с использованием персонажей и сюжетов, взятых из сказок и театрализованную игру для зрителей. Дошкольники любят играть с фигурками из плоскостного театра, с куклами би -ба-бо.
В потешках, прибаутках, закличках, загадках, пословицах язык богат сравнениями, эпитетами, олицетворениями, гиперболами, метафорами, что позволяет обогатить пассивный словарь детей, неоднократное повторение, заучивание, проведения инсценировок, перевести со временем эти яркие и выразительные средства в активный словарь . Дети в любой момент могут обратиться ко мне за помощью , за советом.
На занятиях по познавательному развитию (окружающий мир) использую те приметы, правильность которых можно проверить, например:
1. Если зимой вечером на небе много звёзд - жди мороза.
2. Кошка прячет нос - будет холодно.
3. Собака в снегу валяется - к вьюге.
4. Воробьи купаются в песке - будет дождь.
Знание и использование примет в повседневной жизни помогают развить наблюдательность, умение сопоставлять, анализировать, делать выводы.
К весне, которую все ждали, можно обращаться с различными закличками,
например:
Жаворонки, прилетайте,
Студёну зиму забирайте,
Тёплу весну принесите.
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела.
Использование в работе с детьми закличек помогло мне не только привлечь внимание детей к природе, но и интерес к народному творчеству, родному языку, самостоятельным наблюдениям.
Пословицы и поговорки очень похожи. Различие их в том, что пословицы самостоятельное законченное предложение, а поговорка входит в предложение как его часть. Пословицы и поговорки надо подбирать так, чтобы их смысл можно было проверить путём наблюдений, в ходе беседы, постановке опытов .
Загадки использую на всех занятиях для проверки знаний, наблюдательности, сообразительности. Загадка - мудрый вопрос в форме замысловатого описания чего – либо. Использую загадки по обучению грамоте. Дети, отгадывая загадку, определяют место заданного звука, делят слово- отгадку на слоги, составляют с этим словом предложение.
В нашем детском саду оформлена горница, где стоит русская печь , предметы старины ( чугунок, керосиновая лампа, ухват, прялка, веретено т.д.). Провожу занятия в горнице ( тема « Посуда», «Наша горница» и т.д.). Детям такие занятия очень нравятся , ведь они знакомятся с предметами , которыми пользовался русский народ в прошлом. Наши занятия в горнице заканчиваются чаепитием из самовара.

В группе есть библиотечка книг с русскими народными сказками, потешками, загадками, оформлены папки – передвижки. В группе отведено место для театральной деятельности. Есть кукольный , настольный, пальчиковый театры, театр на фланелеграфе, по сюжетам русских народных сказок: "Курочка Ряба", "Теремок", "Волк и семеро козлят", "Заюшкина избушка", "Кот, петух и лиса", "Маша и медведь". Так же в группе есть дидактические и настольно-печатные (лото, мозаика) игры: "Подбери картинку", "Собери любимую сказку", "Мои любимые сказки", Из какой сказки герой", "Из какой сказки предмет".
Провожу для родителей консультации «Роль родителей в возрождении русских традиций»,родительское собрание «Приобщение детей к народным традициям» и т.д.
Родители принимают активное участие в различных конкурсах поделок, готовят костюмы для сказочных персонажей, принимают активное участие в подготовке и проведении развлечений, праздников.
По итогам работы своим достижением считаю создание в группе атмосферы доброжелательности, сочувствия и взаимопонимания, богатой развивающей среды. В результате приобщения дошкольников к фольклору на практике убедилась, что они научились тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Дети внятно произносят в словах все гласные и согласные звуки, в их речи активизировались имена прилагательные и глаголы, обогатился словарь за счет эпитетов, сравнений, эмоционально-оценочной и сказочной лексики, у детей появился интерес к познанию окружающего мира. Появилось желание самостоятельно организовывать народные игры, сочинять загадки, сказки .
Дети используют в активной речи потешки, считалки, загадки; умеют играть в русские народные подвижные игры; знают сказки и сказочных героев, умеют узнавать их в произведениях изобразительного искусства; используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности; бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.
Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России и за ее пределами.
Используемая литература:
1.Тарланов З.К. «Русские пословицы: синтаксис и поэтик - с». Петроза водск, 2001.
2.Усова А. П.» Русское народное творчество в детском саду» М. Просвещение,1999 .
3.Новицкая М.»Фольклорная школа» Дошкольное воспитание, 1993. №9.
4.Неганова Н. «Русский фольклор в жизни малышей» Дошкольное воспитание, 1995,№9.
5.Сергеева Д. «А как речь- то говорит, словно реченька журчит»: малый фольклор. Дошкольное воспитание, 1994, №9.
6. Скворцова Л. «Формирование у детей интереса к русскому фольклору » Дошкольное воспитание, 2004.
7. Лопухина И.С. «Звуки, буквы и слова», « Дельта», 2000
8.Флерина Е.А. « Эстетическое воспитание дошкольников»М.,2004г.
9. Журналы « Дошкольное воспитание».


Категория: Разное | Добавил: irinabondarenko
Просмотров: 14526 | Загрузок: 0 | | Рейтинг: 5.0/2 |

0

Рекомендуем также:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:





Группа: Гости
Вход
  
Регистрация
  



XIX Всероссийский творческий конкурс "Летние недельки"
V Всероссийский творческий конкурс "Краски лета"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Бабочка-красавица"
IX Всероссийский творческий конкурс "Цветы небывалой красоты"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Любимый зоопарк"
VI Всероссийский творческий конкурс "Земля. Природа. Будущее"
IX Всероссийский творческий конкурс "Чудеса своими руками"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Мой педагогический успех"





© Детский развивающий портал "ПочемуЧка" 2008-2024
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54566 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).

Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
Электронный адрес редакции: info@pochemu4ka.ru
Телефон редакции: +79277797310

Информация на сайте обновлена: 18.07.2024


Реклама на сайте
О нас
Ваши отзывы
Обратная связь
Полезные сайты

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.
Оплачивая товары и услуги нашего сайта, Вы соглашаетесь с договором-oфертой.