Жизнь и прогресс возможны Только для того, у кого есть сердце, а тот, кто только может рассуждать, но лишен способности чувствовать, неизбежно засыхает. С вами Вивекананде
Ребенок дошкольного возраста, не смотря на стремление быть самостоятельным и действовать самостоятельно, нуждается в поддержке, одобрения и оценке его действий и поведения со стороны взрослого человека. Особенно не обходима и актуальна для ребенка психологическая поддержка и оценка того взрослого, который для него наиболее авторитетен, который проводит с ним наибольшее количество времени. Поэтому важно, чтобы педагог в ситуации взаимодействия со всей многочисленной группой дошкольников обязательно нашел время для индивидуального, интимного общения с каждым ребенком. Поэтому в организации просматривается 12 пунктов речевого общения педагога с детьми. 1. Важно продумывать ключевые моменты занятия и мероприятия, слова, обращения и фразы. (т.е. оценивать целесообразность использования общих, коллективных обращений и высказываний; прогнозировать ситуации индивидуального продвижения каждого отдельного ребенка и способы его поддержки и подкрепления)
2. Развитию диалога взрослого и ребенка способствуют пробуждающие, стимулирующие фразы педагога. («А как ты думаешь?», «Наверное надо полечить?», «Давайте подумаем, что здесь произошло….» и т.д.)
3. Подтверждающие обращения и высказывания. («У тебя все получиться!», «Сегодня ты всех выручил!», «Ты мой помощник!» все это направлено на оказание поддержки ребенка и помогает ему преодолеть неуверенность в себе, в своих силах)
4. При использовании педагогом запрещающих обращений важно и желательно аргументировать, мотивировать их. («Не подходите к дороге-это опасно!», «Не следует рвать овощи с грядки-они еще не созрели».)
5. Для развития у детей чувства ответственности, чувства и умения организовывать свою деятельность целесообразно использовать регламентирующие высказывания и обращения. «До обеда осталось 20минут», «Поиграть в тренажерном зале можно 10 минут», «Давайте договоримся ждать своей очереди».
6. Инструктирующие обращения и высказывания направлены на то, чтобы сообщить детям условия и правила выполнения чего-либо. (Четкие инструкции способствуют более точному и адекватному пониманию детьми игровой или познавательной ситуации)
7. Педагог внимательно наблюдает за проявляемой активностью детей и выстраивает взаимодействие на основе наблюдений.
8. Учитывая излишнюю активность «инициативных» детей в процессе речевого общения, их постоянную готовность к поддерживанию любого разговора, важно продумывать пути и способы контроля их активности.
9. Педагог внимательно относиться к поведению и высказываниям «малоактивных» детей и детей – «наблюдателей», которые позже включаются в диалог и деятельность. Важно поддерживать любые высказывания этих детей, используя конструктивную, эффективную похвалу.
10. Воспитатель продумывает способы эффективного вовлечения в деятельность «уходящих» детей, которые отвлекаются от игр, реагируя на более сильные раздражители, уходят подальше от места занятий.
11. В речевом взаимодействии педагога с детьми индивидуальные обращения и высказывания должны преобладать над коллективными.
12. Для расширения словаря психологической поддержки детям воспитатель может составлять собственный педагогический эмоциональный словарь. В него могут войти слова и обращения. («Молодец! У тебя все получилось», «Послушайте, как здорово придумал!», «Ты еще не то сможешь!» и т.д.)
Непосредственные наблюдения за деятельностью педагога ДОУ показывают, что при проведении игр, занятий и режимных моментов они обращаются ко всей группе одновременно, используя привлекающие внимание, контролирующие высказывания. Важно, чтобы ребенок активно, с удовольствием и желанием, достаточно непринужденно вступал с педагогом в общение, доверял ему и оставался открытым для дальнейшего взаимодействия.
|