Если у вас в семье два ребенка, ваше вербальное и невербальное общение со вторым из них будет отличаться от общения с первым. Следующие рекомендации помогут вам улучшить свое общение со вторым ребенком. 1. Сделайте понятными свои чувства. Для того чтобы помочь своему второму ребенку избавиться от недопонимания и ощущения ненадежности в общении с вами, последовательно рассказывайте ему о своих усилиях и чувствах. Если вы расстроены, раздражены или о чем-то беспокоитесь, ваш ребенок, скорее всего, это заметит, поэтому чтобы избавить его от ненужного беспокойства, вы можете поговорить с ним также и об этих проблемах. 2. Демонстрируйте свою любовь. Поскольку первые дети получают, как правило, больше всего внимания ваш второй ребенок должен чувствовать, что он является важной и неотъемлемой частью семьи. Убедите его в своей любви, используя для этого слова и действия. Если такой ребенок вынужден делить комнату с кем-то другим, убедитесь, что в вашем доме есть какое-то место или значительный объект, который он мог бы назвать своим. Поскольку у вашего ребенка могут возникнуть сложности с выражением своих чувств, вам необходимо поговорить с ним о том, как, где и когда лучше всего выражать и получать любовь. 3. Обеспечьте эмоциональную стабильность. Если ваш второй ребенок эмоционально подавлен, убедите его в том, что вы его любите и он очень важен для вас. Постарайтесь избежать эмоциональной реакции. Если вы будете чем-то расстроены, ребенок может точно так же перенять ваши чувства, чем только усугубит проблему. Ответьте ребенку рационально и с любовью. Обнимите его и скажите: «Позже, когда ты немного успокоишься, и будешь чувствовать себя лучше, мы сможем поговорить об этом». Когда ребенок сможет говорить, спросите его о том, что он чувствует. Помогите ему отделить свои чувства от чувств других людей, вовлеченных в эту проблему. Когда ребенок ощущает какую-либо угрозу, он может повести себя не очень красиво: испытать приступ раздражения, ударить, крикнуть, оскорбить и т.д. Подобная реакция ребенка часто может спровоцировать его неприятие другими людьми, что вполне объяснимо. В такие моменты вы должны спокойным голосом сказать о своей любви. Ваша эмоциональная стабильность подготовит почву для обсуждения последствий подобного поведения. 4. Стимулируйте общение, но не требуйте его. Если ваш ребенок делает вид, что сказал вам все о том, что он думает или чувствует. Но на самом деле не сделал этого, не ругайте и не критикуйте его. Просто спросите, не осталось ли чего-то, о чем он забыл упомянуть. Если вы продемонстрируете свою заинтересованность в том, чтобы услышать больше, ребенок с большей охотой поделиться этим с вами. Кроме того, не утомляйте своего второго ребенка чрезмерным общением. Узнайте, как много он хочет знать, снабдите его необходимой информацией и избегайте продолжительных объяснений. 5. Научитесь визуальному общению. Второй ребенок склонен думать и учиться с помощью зрения. Наполните свое общение с таким ребенком визуальными образами. Обращаясь к нему, используйте метафоры, которые вызовут у него в воображении различные картины. Стимулируйте ребенка подобным же образом выражать себя в общении с вами. Вы можете улучшить общение, если попросите ребенка рассказать вам о том, что он «видит», или же описать картины, которые возникают в его воображении.
|