Методические
рекомендации для родителей в
повседневной жизни
1. Экскурсии и наблюдения – основа для
игр с математическим содержанием.
Для формирования реальных представлений дошкольников
об окружающем мире и элементарных математических знаний огромное значение имеет
опыт детей, который они получают во время экскурсий и наблюдений. Такие
экскурсии и наблюдения могут быть организованы как в условиях дошкольного
учреждения, так и во время семейных прогулок.
Таким образом, математическое развитие детей в
процессе экскурсий и наблюдений ведёт к формированию у них устойчивых
математических представлений, которые служат основой для овладения
математическими действиями.
2. Использование художественной литературы в играх
с математическим содержанием.
«Часы» (г.
Сапгир), «Машенька» (А. Барто), «Пастушок» (Г. Демченко), «Зазвонил будильник»
(Г. Ладонщиков), «Все спят» (С. Капутикян), «Птичка» (К. Ушинский), «Новая
столовая» (З. Александрова) и другие. У С. Маршака есть целый цикл стихов,
посвященным временам года. Он называется «Круглый год».
Пространственные, количественные и
величинные свойства и отношения достаточно ярко представлены в любимой детьми и
взрослыми сказке «Репка». На материале
сказки формируются количественные представления один, много, два, три персонажа
и т.д. применение приёма подсчёта количества персонажей сказки, соотненсение их
с различными знаками (цветные символы, палочки Кюинзера, геометрические фигуры,
цифры, куклы для пальчикового театра и т.п.) возможно и в процессе
дидактических и театрализованных игр.
Примеры игровых занятий с использованием литературного
материала
·
«Пускаем
кораблики в озеро»
·
«Числовая
лесенка»
3. Игры и упражнения с пальчиками.
«Пальцевый счёт» является наиболее ранним счётом в
развитии человека. В связи с этим на начальном этапе формирование представлений
о количестве рекомендуется использовать игры с пальчиками, пробуждающие у детей
интерес к действиям, имеющим математическое содержание. Эти действия
сопровождаются проговариванием потешек, стихотворений, прозаических текстов,
которые отражают содержание действий.
При формирование количественных и временных
представлений детей хороший результат дают игры на соотнесение пальцев с днями
неделями.
Примеры игр с пальчиками
·
«Сколько
тебе лет?»
·
«Следы на
песке»
·
«Прятки»
4. Игры с
природным материалом
Игры с природным материалом (водой, снегом, песком,
плодами и т.д.) включаются в общий комплекс образовательной работы с детьми, в
том числе и математической. Среди множества игр и упражнений с природным
материалом выделяются игры с водой и песком, требующих системных знаний,
которые ребёнок получает в процессе формирования математических представлений.
Включение в игры с песком мелких игрушек и природного
материала (камешков, ракушек, желудей, каштанов и т.п.) расширяет возможности
математического развития детей.
Кроме игр с песком, в процессе формирования
математических представлений детей можно активно использовать игры с различными
сыпучими веществами, например со всевозможной крупой, применяя при этом разные
ёмкости (баночки, сосуды, миски и т.п.).
Для математического развития детей дошкольного
возраста большое значение имеют игры-упражнения с водой.
Примеры игр с песком (крупой) и
водой
·
Следы на
песке
·
Рисуем цифры
·
Рисуем
геометрические фигуры
·
Считаем
предметы
· Ищем геометрические фигуры и пространственные тела
· «Печём куличики»
· Много – мало – пусто
· Количество: одинаковое или разное?
· Цифры – рыбки (цифры из пластика)
· Угадай цифру, плавающую «на животе»
· Цифры и игрушки
· «Уточки в озере»
· «Водяная мельница»
· «Сколько ведёрок с водой»
· «Стаканы и вода»
Игры с бытовыми
предметами
В настоящее время промышленность
выпускает разнообразные бельевые прищепки, различающиеся величиной, материалом,
цветом. И все они могут быть использованы для развивающих игр с математическим
содержанием.
Примеры игр и игровых
упражнений с бельевыми прищепками
· «Развиваем мелкую моторику»
· «Учимся определять цвет»
· «Развиваем счётные навыки»
· «Прищепки и цифры»
· «Слышим – прикрепляем»
· «Делаем игрушки»
· «Составляем картинку»
· «Развесь платочки на верёвке»
5. Игры и упражнения с сенсорными предэталонами и
эталонами
Дети учатся выделять, узнавать, сравнивать, объединять
предметы в группы, воспроизводить по подражанию и простейшему образцу
разнообразные действия.
Формированию умственных действий способствуют игры с
логическими блоками. Логические блоки используются для формирования у детей
понятия о классификации по форме, величине, цвету, в упражнениях на тактильное
выделение формы предметов и соотнесение их по величине.
Помимо занятий с логическими блоками дети выполняют
следующие упражнения: конструирование (из фигур блоков), выкладывание ряда по
цвету, ритмическое чередование фигур и т.п.
Варианты игровых упражнений с плоскостным конструктором
·
«Разложи
фигуры»
·
«Разложи
фигуры по цвету»
·
«Разложи
фигуры по величине»
·
«Чем похожи
и чем различаются фигуры?»
·
«Найди
одинаковые по форме фигуры и сравни их количество»
·
«Классификация
фигур по цвету или форме
·
«Чего не
стало Что изменилось?»
·
«Круглый
коврик»
·
«Дорожка для
куклы»
·
«Ёлка»
6. Игры и упражнения с использованием
полифункционального оборудования
Современная
пространственно-развивающая среда – это, прежде всего среда, насыщенная
полифункциональным интерактивным оборудованием и материалами.
·
Игровой
модуль «Часики»
·
Игровой
модуль «Дидактическая черепаха»
|