Экстренные состояния у детей
Веломобиль: главные критерии и советы по выбору
О пользе настольных игр
Выбираем качественное образование

На сайте всего: 13
Гостей: 13
Пользователей: 0



Главная » Дошкольное образование » Взаимодействие с родителями

Из опыта работы "Социальное партнерство детского сада и семьи при формировании у воспитанников основ физической культуры и культуры здоровья

Скачать (88.0 Kb) 03.12.2013, 21:02
Шабалина Валентина Ивановна
старший воспитатель МБДОУ детский общеразвивающего вида "Родничок"
Раздел 1.
Информация об опыте Условия возникновения и становления опыта
Сегодня, когда в обществе происходят сложные социально – экономические процессы и одновременно изменяются цели и ценности образования, родители потеряли привычные ориентиры в вопросах обучения и воспитания детей. Старые методы, которые вырабатывались в культуре веками, не действуют, а новые не только не созданы, но даже не прожиты в опыте взрослых – их учили и воспитывали по – другому.
Введение в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного воспитания, утв. приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655, создало предпосылки для равноправного и заинтересованного взаимодействия семьи и детского сада как условия реализации государственного социального заказа.
Современный дошкольник подвержен таким порокам цивилизации, как накапливание отрицательных эмоций, переедания, гиподинамия, телевизионная и компьютерная зависимость. Для того чтобы предотвратить возникновение подобных проблем, необходимо в первую очередь создать благоприятные условия для воспитания. Так, доброжелательная атмосфера в семье даёт ребёнку возможность почувствовать защищённость, любовь, стимулирует и направляет развитие здорового малыша. И, конечно же, семья – это школа здорового образа жизни с самого рождения.
Семья, как никогда раньше, остро нуждается в помощи педагогов. Но и педагоги не могут решить свои профессиональные задачи без поддержки семьи, так как именно семья в первую очередь формирует мировоззрение ребёнка, его жизненную позицию, правила, по которым он действует. Поэтому важно определиться в том, каким образом педагоги выстраивают свое взаимодействие с семьёй, делая родителей своими союзниками, партнёрами и единомышленниками.
В настоящее время складываются новые формы сотрудничества детского сада с семьей. Между тем наблюдаются некоторые противоречия. Во – первых, постоянный профессиональный поиск, когда, с одной стороны, педагоги чувствуют приверженность традиционным формам работы, а с другой – ищут новые способы взаимодействия.
Во – вторых, кризис доверия – «Почтовые ящики», «Книги отзывов» зачастую носят формальный характер и содержат общие фразы.
В – третьих, внешняя активизация взаимодействия с семьёй, измеряемая количественными признаками, когда мероприятия из-за нехватки времени не имеют обратной связи.
В – четвёртых, несовпадение позиций: педагоги ищут точки соприкосновения в вопросах воспитания здорового ребёнка, а родители считают «пусть воспитывают и развивают, пока я на работе».
Так, с помощью анкетирования и наблюдений было установлено, что 21% родителей заинтересованы как в активных (Дни здоровья, эстафеты, спортивные состязания, походы выходного дня), так и пассивных форм (конференции, семинары, практикумы, тренинги) участия в мероприятиях, организуемых в ДОУ.
Часть родителей, наиболее занятых на работе 35% проявили желание участвовать в заочных мероприятиях, таких как домашний мастер – класс, дистанционное обучение, конкурсы – выставки нетрадиционного спортивного оборудования. Была выявлена категория родителей 44%, которые всем довольны и на предложения детского сада реагируют слабо. (Приложение №1)
Анализ полученных результатов анкетирования родителей, учет их пожеланий о наиболее приемлемых формах сотрудничества с ДОУ, оценка контингента детей, их здоровья, качественная характеристика семей воспитанников дали возможность педагогическому коллективу детского сада составить свою классификацию форм взаимодействия (приложение №2) и спланировать мероприятия с семьями воспитанников (приложение №3).
Актуальность опыта
Задача раннего формирования основ физической культуры и культуры здоровья актуальна, ведь именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья ребёнка, его физического развития и культуры движений. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни, а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями, работая в тесном контакте с семьёй.
Коллектив МБДОУ детский сад общеразвивающего вида «Родничок» также стремится к поднятию качества дошкольного образования, через обновление содержания, введение современных комплексных и парциальных программ. Даже строго следуя требованиям СанПина о максимальной учебной нагрузки на ребёнка, можно сказать, что ритм жизни воспитанников в детском саду остаётся высоким, не всегда удаётся сохранить оптимальный баланс между учебной и двигательной деятельностью. В этом и есть противоречие: с одной стороны работа детского сада, как центра развития ребёнка, предполагает превышение образовательного стандарта по всем направлениям развития дошкольника, что в свою очередь обеспечивается введением парциальных программ, реализацией программ дополнительного образования с согласия родителей. С другой стороны решения основной задачи дошкольного образования: сохранения и укрепления здоровья ребёнка необходимо обеспечить оптимальный двигательный режим в детском саду, достаточное время в режиме дня для осуществления оздоровительных мероприятий, активно взаимодействуя с семьёй. Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы между педагогами и родителями, при которой происходила интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге способствовало сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребёнка, формированию привычки здорового образа жизни.
Ведущая педагогическая идея опыта
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в повышении эффективности при формировании у детей основ физической культуры и культуры здоровья посредством создания системы тесных партнерских отношений между педагогами и родителями на основе выстраивания алгоритмов деятельности всех субъектов образовательного процесса ДОУ, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья воспитанников, формирование индивидуального стиля здорового поведения.
Длительность работы над опытом
Работа над опытом «Социальное партнерство детского сада и семьи при формировании у детей основ физической культуры и культуры здоровья» разделена на несколько этапов.
1этап – начальный (констатирующий) – сентябрь - ноябрь 2009года Начальный этап предполагал подбор диагностического материала и выявления уровня сформированности знаний родителей по проблеме; педагоги знакомятся с литературой по вопросам взаимодействия с родителями; подбирается практический материал, составляется тематический план работы.
II этап – основной (формирующий) – декабрь 2009 – май 2012года
Содержанием работы на данном этапе является реализация тематического плана, который предусматривает различные формы сотрудничества с семьёй: анкетирование, индивидуальные консультации педагогов ДОУ, конкурсы для детей и родителей, открытые показы непосредственно образовательной деятельности, просмотр видео по организации жизни детей в ДОУ, спортивные досуги и праздники, тренинги для родителей, обмен опытом семейного воспитания по формированию у детей основ физической культуры и культуры здоровья.
III этап – заключительный (контрольный) – апрель – декабрь 2012 учебный год
Определяется эффективность работы по данной проблеме, сравниваются начальный и конечный результаты диагностики, прослеживается повышение педагогической культуры родителей в вопросах физического воспитания, оздоровления и развития детей.
Диапазон опыта
Так как основу работы положены идеи системного подхода при формировании у детей основ физической культуры и культуры здоровья, то опыт имеет широкий диапазон. В опыте выделены следующие группы форм взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников:
- информационно – просветительские;
- традиционные;
- развивающие общественное управление;
- интерактивные;
- творческо – продуктивные;
- обратная связь.
Теоретическая база опыта
Современные подходы к определению понятия «здоровье» акцентируют внимание на нескольких его основных видах: соматическое (телесное) - текущее состояние органов человека; физическое — уровень развития функциональных возможностей органов и систем организма. Вместе с тем, категория «здоровья» поднимает роль физической культуры и культуры здоровья на новый уровень: она становится основой формирования здорового образа жизни человека.
А фундамент здорового образа жизни человека, как известно, закладывается с самого раннего детства, ещё в дошкольном возрасте. При этом, ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как впервые годы жизни детей.
В последнее десятилетие по исследуемой проблеме появился ряд работ, представляющих определенный научный интерес. Вопросы сохранения здоровья, оздоровления и развития ребенка нашли свое отражение в научных трудах Е.А. Аркина, М.Н. Алиева, С.П.Кожина.
Современные специалисты А.А. Кисель, О.Н. Булычёва, В.И. Молчанов считают, что наиболее сильно страдает от отсутствия или дефицита физических упражнений детский организм, поскольку двигательная активность стимулирует рост и развитие не только здорового, но и больного ребенка.
В работах учёных В.М. Бехтерева, П.Ф.Лесгафта, И.М. Сеченова установлено, что полноценное физическое развитие с самого раннего возраста способствует формированию нервной системы, строению и функций опорно-двигательного аппарата и внутренних органов.
Здоровый образ жизни, как обновленное научное и бытовое понятие, охватывающее собой объективную потребность современного общества в здоровье, физическом совершенстве человека, в физической культуре личности, рассматривается в работах В.Г. Агеевец, В.А .Астахова, Г.П. Богданова.
Вопросы формирования и воспитания культуры здорового образа жизни детей рассмотрены в работах И.И. Брехмана, Э.Н. Вайнера, Л.Н. Волошиной, М.П. Дорошкевич, Г.К. Зайцева, Т.С. Казаковцевой, Н.В. Тверской.
Проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей рассматриваются в трудах А.В.Алексеевой, В.И. Безлюдной. Существует и ряд работ, посвященных формам и методам взаимодействия ДОУ и семьи в укреплении здоровья детей В.Ф. Базарный, Ю.Ф. Змановский.
Необходимость использования здоровьесохраняющих технологий подчёркивают исследования В.В. Колбановой, Л.Г.Татарниковой и В.П. Петленко, подтверждающих, что здоровье человека более чем на 60% зависит от его образа жизни. В работах В.Г. Алямовской, М.Л.Лазарева и Г.А. Баранчукова отмечается, что становление культуры здоровья обусловлено, прежде всего, процессом воспитания, педагогическим взаимодействием взрослого и ребёнка, широким спектром педагогических средств и приёмов.
Постоянно расширяется и перечень программ, прошедших экспертизу федерального уровня и получивших гриф Минобразования России. Информация о них содержится в инструктивно-методических письмах Минобрнауки России.
Новизна опыта
Новизна данного педагогического опыта заключается в создании целенаправленной системы методов, приемов и форм взаимодействия детского сада и семьи, нацеленных на формирование у дошкольников основы физической культуры и культуры здоровья.
Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта
Материалы опыта могут быть использованы в дошкольных образовательных учреждениях района.

Весь текст материала находится в приложенном файле


Категория: Взаимодействие с родителями | Добавил: habalina
Просмотров: 6004 | Загрузок: 1133 | | Рейтинг: 5.0/1 |

0

Рекомендуем также:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:






Группа: Гости
Вход
  
Регистрация
  



XV Всероссийский творческий конкурс "Зимний марафон"
Всероссийский творческий конкурс посвящённый Cимволу 2023 года "Пушистые крольчата — весёлые ребята"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Новогодняя мастерская"
VII Всероссийский творческий конкурс "Ёлочка-красавица!"
IV Всероссийский творческий конкурс "Зверюшки на лесной опушке"
IV Всероссийский творческий конкурс "Сытая птица зимы не боится"
VII Всероссийский творческий конкурс "Мир фантазий"
XII Всероссийский творческий конкурс "Пластилиновая фантазия"
XXIII Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Мой педагогический успех"
X Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Педагогическое открытие"
XV Всероссийский творческий конкурс "Осенний марафон"
VII Всероссийский творческий конкурс "Осенняя мастерская"
VI Всероссийский творческий конкурс "Мир творчества"





© Детский развивающий портал "ПочемуЧка" 2008-2022
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54566 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).

Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
WhatsApp: +79277797310

Информация на сайте обновлена: 01.12.2022


Реклама на сайте
О нас
Ваши отзывы
Обратная связь
Полезные сайты

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.
Оплачивая товары и услуги нашего сайта, Вы соглашаетесь с договором-oфертой.