ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №33 ГОРОДА СЫЗАРАНИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА СЫЗРАНЬ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ - «ДЕТСКИЙ САД»
Занятие разработано заместителем заведующего структурного подразделения – «Детский сад» Гольдмахер Ириной Игоревной и творческой группой педагогов: музыкальным руководителем Карзубовой Лидией Васильевной, воспитателем (с обязанностями инструктора по изобразительной деятельности) Егоровой Натальей Петровной, воспитателем Алашеевой Надеждой Владимировной
Интегрированное занятие в старшей группе «Веселая горница»
Задачи: Учить детей правильно называть промысел, элементы узора росписей, высказывать свое чувство, отношение к народной игрушке. Формировать представление о композиционной четкости каждого изделия, типа орнамента, колорита, структуры, сюжета. Продолжать учить сопоставлять увиденное с поэтическим словом, музыкальным образом. Приобщать детей к музыкальным истокам русского народа. Дать детям представление о разной интерпретации исполнения песен, частушек, потешек, в зависимости от культурных, исторических, этнических традиций края. Воспитывать любовь к самобытному таланту умельцев России: Дымки, Хохломы, Городца, Семенова, Филимонова, к традициям, народному творчеству, культурному наследию русского народа. Развивать эстетические чувства при рассматривании народных игрушек, изделий народных мастеров. Предварительная работа: рассматривание изделий народных мастеров: Дымки, Городца, Хохломы, Филимонова. Чтение произведений, разучивание песен, хороводов, музыкальных игр.
Материалы и оборудование: оформление русской горницы; Изделия мастеров народного промысла: дымковские игрушки, семеновские матрешки, хохломская посуда и т.д. Костюм куклы-водоноски (дымка), народные костюмы. Материалы для рисования: гуашь, вода, кисти Материалы для аппликации: силуэты посуды на красном, желтом, черном фоне, бумага, кисти, клеенки, клейстер, ножницы. Прялка.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Зал оформлен как русская горница. Дети подходят к залу, стучатся в ставни. Хозяйка: Милости прошу, гости дорогие, себя покажите, посмотрите мою горницу, у меня здесь много необычного. Все создано с любовью народными умельцами. Может быть вам что-нибудь знакомо? Дети подходят к дымковским игрушкам. Стоит воспитатель в костюме водоноски. Хозяйка: Какие мастера сделали все эти игрушки? Дети: Дымковские мастера. Хозяйка: Посмотри сюда, дружок, Вьется голубой дымок, Дым идет из труб столбом. Точно в дымке все кругом, Голубые дали и село большое «Дымково» назвали. Там любили песни, пляски, В селе рождались чудо-сказки, Вечера зимою длинны И лепили там из глины Все игрушки не простые, А волшебно-расписные: Белоснежны, как березки. Кружочки, клеточки, полоски. Простой, казалось бы, узор Отвести не в силах взор. И пошла о дымке слава, Заслужив на это право. Говорят о ней повсюду, Удивительному чуду Мы поклонимся не раз О древней дымковской игрушке Поведем сейчас рассказ. Хозяйка: Ребята, как вы узнали, что это дымковская игрушка?
Ответы детей. Дети рассматривают и называют элементы дымковской росписи. Подходят, рассматривают водоноску.
Хозяйка: За студеною водицей Водоноска – молодица Как лебедушка плывет, Ведра красные несет На коромысле не спеша. Посмотри, как хороша – Эта девица-краса: Туга черная коса, Щечки алые горят, Удивительный наряд: Сидит кокошник горделиво, Водоноска так красива. Как лебедушка плывет, Песню тихую поет. Под музыку водоноска оживает и начинает двигаться по залу. Навстречу ей идет девочка в сарафане и мальчик в косоворотке. Сарафан и рубашка не расписаны.
Водоноска: А вот и Аннушка с Демьяном мне идут помогать. Здравствуй, Аннушка! Здравствуй, Демьян! А что это вы такие грустные?
Аннушка: У вас здесь так красиво, так ярко и нарядно. А у меня нет наряда для праздника и сарафан мой некрасивый.
Демьян: И у меня тоже.
Водоноска: Не огорчайтесь! Наши ребята помогут! Ведь они у нас настоящие умельцы!
Инструктор по ИЗО помогает детям расписать сарафан и рубашку. Хозяйка: Посмотрите, ребята, какие красивые получились костюмы! Аннушка и Демьян: Спасибо вам, ребята! Ради праздника такого Мы сплясать и спеть готовы! Инсценировка песни «Аннушка» муз. А. Филиппенко.
Хозяйка: Оставайтесь в нашей горнице. В моей горнице есть еще дымковские игрушки. А кто знает про них стихи. Дети читают стихи про индюка, про козлика, про коня. Проводится игра «Привяжу я козлика» (бел.нар.мел.) Вместе с музыкальным руководителем дети заводят хоровод «Ой, вставала я ранешенько» (русская народная песня)
Музыкальный руководитель: А теперь я предлагаю вам послушать замечательную песню, в которой рассказывается о какой-то росписи, попробуйте угадать о какой? Звучит песня «Наша Хохлома» Ю. Чичкова.
Хозяйка: Ребята, вы узнали, о какой росписи идет речь? Правильно, о хохломской! А в моей горнице есть изделия хохломских мастеров? Кто нам может их показать? Дети подходят к столу, показывают хохломскую посуду.
Хозяйка: Давайте полюбуемся этой росписью. (Тихо звучит музыка) Роспись хохломская словно колдовская В сказочную песню просится сама. И нигде на свете нет таких соцветий Всех чудес чудесней наша хохлома. Хозяйка: Ребята, какие цвета используют хохломские мастера? Ответы детей. Два ребенка читают стихи о хохломе.
Хозяйка: До чего ж веселая хохлома, так и хочется запеть! Ну-ка возьмем хохломские ложки, да споем песню. Исполняется песня «Русские ложки»
Инструктор по ИЗО: Предлагаю вам, ребята, стать хохломскими мастерами и выполнить аппликацию на этих чашках, а родители помогут вам. Выносят два столика, на которых большие чашки из картона, элементы узора росписи из цветной бумаги. Дети совместно с родителями украшают посуду. Хозяйка: А у меня для вас спрятан сюрприз в сумке. Здесь спряталась посуда, Не посуда, просто чудо. Вынимаю на показ И пойдет о ней рассказ. Вы не скажите откуда Появилось это чудо? Дети: из Городца!
Хозяйка: А как вы узнали, что эта посуда из Городца? Ответы детей. Обобщение взрослого: роспись идет по чистому дереву, без фона, элементы росписи – розан, бутон, листья, белые оживки.
Инструктор по ИЗО: посмотрите, ребята, в горнице есть прялка, но чего-то на ней не хватает. Дети: ее нужно расписать, украсить. Инструктор по ИЗО предлагает детям выполнить аппликацию на прялке. Рассматривает ее с детьми и гостями.
Хозяйка: Какая замечательная получилась прялка, веселая, нарядная1 Так и хочется за нее сесть и запеть веселую песню. Хозяйка запевает частушку, дети подхватывают «Частушки о Городце». С детьми проводится аттракцион «Кто скорее разберет предметы». Детям нужно разобрать предметы на один стол – хохломские, на второй – городецкие, на третий – дымковские. Хозяйка: Ох, какой сегодня день удачный. Гости у меня побывали, и меня повеселили, и уменья свои показали. Ребята, а вам понравилось у меня в горнице? Что понравилось? Ответы детей. Хозяйка: Вот видите, какие в России талантливые люди. Их руки создают такую красоту! Эти изделия любят не только в России, но и гости из других стран покупают их в подарок своим близким.
|