Цель: Развитие интеллекта у детей дошкольного возраста через игровую деятельность.
Задачи: - учить детей самостоятельно вырабатывать и находить остроумное решение поставленной задачи; - развивать умение слушать других, реагировать на вопросы в пределах ограниченного времени; - побуждать детей к интеллектуальной творческой инициативе; - упражнять в умении рассуждать на различные темы; - побуждать к сотрудничеству и сотворчеству взрослых и детей; - развивать словарь, знакомить с новыми словами; - развивать креативное и логическое мышление; - воспитывать любовь к Родному краю, желание узнать новое из истории Урала.
Предварительная работа. - Знакомство с правилами игры. - Подбор материала по данной теме. - Знакомство с творчеством писателя П. Бажова. - Чтение художественных произведений: «Голубая змейка», «Серебряное копытце», «Малахитовая шкатулка».
Ход игры. Дети входят в группу, садятся полукругом. Вдруг неожиданно у воспитателя звонит сотовый телефон. Воспитатель просит прощения у детей за звук, объясняя, что в общественных местах звук отключают. Но при этом вежливо просит детей заглянуть в него, а вдруг произошло, что-то необычайно важное. С разрешением детей зачитывает сообщение: «Дорогой друг! В этом году отмечается 250-летний юбилей писателю сказочнику Павлу Бажову, написавшему сказы о седом Урале и его мастерах умельцах. Не хотите ли вы стать участником путешествия по Уральским горам и добыть себе драгоценные камни. Сходить в гости к самой хозяйке Медной горы за Малахитовой шкатулкой?!
Дети охотно соглашаются.
Воспитатель дает краткую информацию об Урале и говорит, о том, что карта с изображениями Уральских гор испорчена, разрезана на несколько частей. Предлагает ее всем вместе сложить. (Дан образец – глобус).
После того, как карта сложена, воспитатель предлагает детям начать путешествие за Малахитовой шкатулкой.
Воспитатель (достает конверты (10 штук) с заданиями. На каждом конверте указано, кто будет вскрывать его.)
Дети всей командой читают надписи на конвертах, решают кому из детей принадлежит конверт, тот и будет вскрывать его.
Именные конверты: 1конверт. Самому умному 2 конверт. Эрудированному 3 конверт. Любознательному 4 конверт. Догадливому 5 конверт. Находчивому 6 конверт. Смышленому 7 конверт. Сообразительному 8 конверт. Внимательному 9 конверт. Любопытному. 10 конверт. Интеллектуалу.
В каждом конверте задание + старинная пословица о кладе, о труде, о ремесле, об уме. (Конверты раскрывают последовательно, выполнив 1 задание, приступают к следующему.)
1 задание. Игра «Какое настроение будет к концу путешествия?» Игровая задача: Определить выражение эмоции в последней пустой клетке.
2 задание. Игра «Лабиринт». Игровая задача: найти правильный путь по лабиринту. Провести линию по лабиринту от начала пути ремесленника до шкатулки.
3 задание. Игра «Что прячется за изображением?» Игровая задача: Определить геометрическую форму камня. Воспитатель объясняет, что камень приобретал определенную форму после обработки.
4 задание. Воспитатель, говорит о том, что мастера составляли узоры из камня, добавляя другие изразцы. Игра «Добавь или убери лишний предмет». Игровая задача: составить выражения с помощью геометрического рисунка, используя знаки равенства «+» и « - ».
5 задание. Воспитатель читает логическую задачу: «В старину камни раскладывали в шкатулки. Положите камень так, как должна быть: Красный камень не в круглой и не в квадратной шкатулке. А зеленый не в круглой и не в прямоугольной. Где лежит синий камень?»
6 задание. Игра «Какую фигуру сделал мастер?» Игровая задача: Соединить по точкам от 1 до 30, определить какая фигура получится. («Жар-птица»).
7 задание. Воспитатель предлагает помочь Даниле-мастеру посчитать количество драгоценных камней в лепестках цветка. Игра «Собери цветок». Игровая задача: Собрать цветок из лепестков. На лепестках выражения на сложение и вычитание, а в центре цветка результат. Сосчитав и соединив выражение с результатом, получается цветок. 8 задание. Воспитатель предлагает вспомнить название драгоценного камня, из которого сделана шкатулка. Игра «Составь слово». Игровая задача: составить из слогов слово – «Ма – ла – хит».
9 задание. Воспитатель рассказывает о том, что каждый мастер делал свои цветы из камня. Игра «Непохожий». Игровая задача: Найти цветок, отличающийся от других. Рассказать об отличии.
10 задание. Воспитатель предлагает детям помочь Даниле-мастеру выбрать новый цветок, которого нет в образцах. Игра «Подбери цветок». Игровая задача: Выбрать из пяти вариантов цветок непохожий на другие восемь. Развитие внимания, логики действий.
После выполнения самого сложного задания звучит запись голоса «Хозяйки Медной горы».
«Дорогие ребята! Вы славно потрудились. И доказали, что вы мастера своего дела. Среди вас оказались и умные, и догадливые, и любознательные. И я, хозяйка Медной горы, щедро награжу вас за свои труды. Вы получаете в награду Малахитовую шкатулку с драгоценными камнями Урала. Оставайтесь такими же дружными и смышлеными!»
Воспитатель достает шкатулку и показывает драгоценные и полудрагоценные камни.
После игры зачитываются названия каждого камня.
Пословицы и поговорки:
1. По труду и награда 2. Как ты к работе, так и работа к тебе 3. Не всякому дураку клад дается, на клад знающего надо 4. По работе и работника знают 5. Умеючи и заклятый клад вынимают 6. Не без ума, так и не без промысла 7. По выучке мастера знать 8. Клад положен, головою наложен, а кто знает, достанет 9. Не умеючи и лапти не сплетешь 10. Один всего не узнает. Одному всей премудрости не пройти.
|