Цель: Расширять и активизировать словарь детей с ОНР по теме «Семья».
Задачи:
1. Образовательные: Закрепить
понятия «Семья», родственные отношения в семье –
понятие «старше-младше». Учить образовывать существительные с
уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласовывать существительные с
прилагательными. Учить подбирать слова-антонимы.
2. Развивающие: Развивать
связную речь, зрительное восприятие и внимание, артикуляцию, тонкую и
общую моторику. Развивать навыки звукового анализа слов.
3. Воспитательные: Воспитывать навыки сотрудничества, ответственности, инициативности, взаимопомощи и самостоятельности.
Оборудование: Магнитная
доска, картинка с изображением семьи Элли, семейное фото, конверт,
зашифрованные символы, фишки для звукового анализа слов, план – схема
для составления рассказов о семье.
Предварительная работа: Чтение сказки «Волшебник Изумрудного города». Беседа родителей с детьми о семье, рассматривание семейных фотографий.
Ходзанятия:1. Организационный момент.
(Создание игровой ситуации и радостной атмосферы общения).
Логопед: Ребята, мы с вами недавно читали сказку «Волшебник Изумрудного города». Она вам понравилась?
Дети: Да, очень понравилась.
Логопед: А вы хотели бы попасть в сказку?
Дети: Да.
Раздается тихая мелодия.
Логопед: Тогда слушайте. Давным-давно в Канзасе жила одна семья. А кто мне скажет, что такое семья?
Дети: Семья – это родные люди, которые живут вместе. Это мама, папа, сын, дочка, бабушка, дедушка.
Стук в дверь. Входит девочка Элли.
Элли: Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали?
Дети: Здравствуйте! Ой, да это же Элли.
Элли: Я слышала, что вы
говорите о семье, и тоже хочу больше узнать о родственных отношениях, я
предлагаю поиграть в игру «Кто кем приходится». Хотите?
Дети: Да, хотим.
2. Игра «Кто кем приходится».
(Дать понятие о родственных отношениях, понятие «старше -младше»).
Элли: В моей семье живут папа, мама, дедушка, бабушка и я. Кто я буду для мамы?
Дети: Дочка.
Элли: Да. Кто мама для папы?
Дети: Жена.
Элли: Правильно. Кто папа для мамы?
Дети: Муж.
Элли: Кто я для дедушки и бабушки?
Дети: Внучка.
Элли: Кто самый старший у меня в семье?
Дети: Дедушка.
Элли: Да. А кто самый младший?
Дети: Ты.
Логопед: Маша, а у тебя кто есть в семье?
Маша: папа, мама и я. Папа самый старший, а самая младшая – я.
Элли: Вот теперь мы с вами
узнали, какие бывают родственные отношения в семье. Все должны в семье
любить друг друга и называть ласково. А вы знаете, как ласково можно
назвать членов вашей семьи?
Дети: Да, знаем.
Элли: Давайте проверим. Поиграем с вами в игру «Назови ласково».
3. Игра «Назови ласково». (Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами).
Логопед: Как можно назвать маму (папу, бабушку, дедушку, сестру, брата, дочку, сына) ласково?
1 ребенок: Мамочка.
2 ребенок: Мамулечка.
Элли: А еще можно назвать матушка.
Логопед: Ребята, я очень
рада, что вы умеете правильно подбирать ласковые слова. А наша сказка
продолжается. Закройте глаза. (Звучит музыка, шум, вой, грохот).
Элли: Ребята, откройте глаза. Куда это мы с вами попали?
Дети: В волшебную страну.
Элли: Что мне делать? Я хочу домой к маме, к папе, к родным.
Дети: Мы прочитали твою
сказку и знаем, что тебе поможет волшебник Гудвин, пойдем к нему. (Идут и
по дороге встречают Страшилу, которого заколдовали).
Страшило: Ребята, я заколдован, чтобы меня расколдовать вы должны сказать о том, какой я. Только что это значит, я не знаю, а вы?
Логопед: Ребята, давайте поиграем в игру «Какой? Какая? Какие?» и постараемся помочь нашему другу снять заклятье.
4. Игра «Какой? Какая? Какие?» (Учить согласовывать существительные с прилагательными).
Логопед: Ребята, как вы думаете, какой Страшила?
Дети: Добрый, соломенный, полный, отзывчивый, веселый.
Страшила встряхивается.
Страшила: Ребята, вы своими словами расколдовали меня от чар злой Бастинды. Я тоже хочу поиграть с вами в эту игру.
Элли: Страшило, скажи, какие красивые слова можно подобрать для мамы?
Страшила: добрая, милая, нежная, ласковая.
Дети: трудолюбивая, внимательная, молодая, заботливая, умная.
(тоже о папе, дедушке, бабушке, сестре, брате).
Логопед: Молодцы, и с этим заданием все справились на отлично.
Элли: (капризно) Я хочу домой.
Звучит весёлая музыка. Дети идут дальше и на пути встречается Железный Дровосек.
Страшила: Он тоже заколдован и
не может ходить. Бастинда наслала дождь, и он заржавел. Мы все должны
ему помочь. Давайте вместе с ним сделаем зарядку.
5. Физкультурная минутка «Семья».
(Развитие артикуляции, мелкой и общей моторики. Координация речи с движением).
У меня семья большая Маршируют на месте, разводят руками в
стороны.
Помогать я буду всем.
С дедом - сеять, Перебирают пальчиками, как - будто
насыпают зерно.
С бабой – жать. Имитируют движение серпа (жатву).
С мамой куклу наряжать.
Дровосек: Как устал я стоять. Наконец – то я смогу двигаться. Спасибо вам, ребята, за мое освобождение от злых чар. А куда вы идете?
Дети: Мы все вместе идем к великому и могучему Гудвину, чтобы он нас отправил домой. Пойдем и ты с нами.
С веселой песней все отправляются в путь. На пути встречается лев, который постоянно прячется.
Логопед: Лев, почему ты от нас прячешься?
Лев: Я вас боюсь. Меня Бастинда лишила храбрости.
Элли: А давай мы тебе поможем. Предлагаю для этого поиграть в игру «Скажи наоборот».
6. Игра «Скажи наоборот».
(Учить подбирать слова-антонимы).
Страшила: Я глупый, а Гудвин какой?
Дети: Умный.
Элли: Я молодая, а бабушка какая?
Дети: Старая, пожилая.
Логопед: Я старше вас всех, а вы меня?
Дети: Младше.
Дровосек: Я добрый, а Бастинда?
Дети: Злая.
Лев: Я был трусливый, а после ваших слов я стал храбрый.
Логопед: Какие вы все находчивые, такие правильные слова подбирали. Друзья, тропинка закончилась. Куда нам идти дальше?
Все пожимают плечами.
Дети: Смотрите, что это?
Логопед: Это письмо, а в нем
задание: зашифрованное слово. Если мы его отгадаем – то попадем к
Гудвину. Обратите внимание на символы, которыми зашифровано слово.
1У2ВИ3 1- Г
2- Д
3- Н.
Дети расшифровывают слово, подставляя вместо цифр буквы.
Логопед: Молодцы, вы угадали. А теперь посчитайте, сколько гласных и согласных звуков в этом слове, назовите их.
Дети: 2 гласных звука (У), (И), и 4 согласных звука (Г), (Д), (В), (Н) и все они твердые.
Логопед: И на этот раз вы справились с заданием.
Появляется Гудвин.
Гудвин: Великий и могучий
Гудвин рад Вас видеть. Вот так молодцы! Я даже не думал, что вы так
легко выполните это задание. Только это еще не все. Я знаю, что вы и
Элли хотите попасть домой, в свою родную семью. Это в моей власти. Я вас
отпущу тогда, когда вы мне расскажите о своих родителях, о своей семье.
А поможет вам в этом волшебная схема, для составления творческих
рассказов.
|
МАМА, ПАПА, Я, БАБУШКА, ДЕДУШКА, СЕСТРА, БРАТ, ТЕТЯ, ДЯДЯ.
|
ИМЯ И ОТЧЕСТВО
РОДИТЕЛЕЙ И (ИЛИ) ДРУГИХ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ
|
|
|
|
Элли: Можно, я первая попробую?
Дети: Можно.
Элли: Я, Элли, у меня большая
семья: дедушка, бабушка, папа, мама. Самый старший в семье – дедушка, а
младшая – я. Мы живет в маленьком доме. Маму зовут Мэри, а папу Питер,
дедушку - Джон, бабушку – Анна. Мама – домохозяйка, а папа, бабушка и
дедушка работают на ферме. Я люблю свою семью. (Далее несколько
рассказов детей).
Гудвин: Молодцы! А теперь закройте глаза, и сосчитайте до трех.
Дети: Один, два, три. Открыли глаза. (В зале без персонажей, только одни дети и логопед).
Логопед: Вот и закончилось
путешествие, мы оказались дома, а Элли у себя дома, в своей семье.
Ребята, давайте вспомним, где мы сегодня были, о чем говорили? Что вам
больше всего понравилось и запомнилось?
Дети: Мы путешествовали по
сказочной стране вместе с Элли, Железным Дровосеком, Страшилой, Львом и
Гудвином, составляли рассказы о своей семье, решали ребусы,
расколдовывали героев.
Логопед: Какие вы молодцы! Все задания выполняли правильно, и поэтому у вас получилось всех расколдовать и всем помочь!
|