Жирнова Ирина Анатольевна МБДОУ «Детский сад № 86» г. Березники Пермский край Воспитатель
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в области «Безопасность» Тема: «Кузенькины барометры» (для детей старшего дошкольного возраста с 6 до 7 лет) Аннотация: Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Ребенок стремится к активной деятельности. Вот почему такой вид деятельности как наблюдение наиболее близкий и естественный для ребенка. В данном конспекте используется материал по познавательному развитию: рассказ о животных, птицах, насекомых и растениях как они реагируют на изменения в погоде. По ознакомлению с художественной литературой: слушание отрывка стихотворения английского врача Э. Дженнера «Приметы дождя»; игровые приёмы: приход сказочного персонажа домовенка Кузеньки с играми; пластическую гимнастику с элементами корригирующей «Цветы». Цель: формировать основы экологического мировоззрения и природоохранного сознания, ответственного отношения к окружающей среде у детей. Программное содержание: Познакомить детей с «живыми барометрами»: лягушка, ласточки, паук, муравьи, вороны. Учить определять погоду по поведению животных, птиц, насекомых. Закрепить название растений: одуванчик, анютины глазки, черемуха, сирень, их особенности, внешние признаки. Воспитывать познавательный интерес к растительному и животному мир. Развивать речь детей, активизировать словарь новыми словами; умение выдвигать развивать любознательность, умение делать выводы; гипотезы, сравнивать и делать выводы. Словарная работа: обогащение словаря детей новыми словами: барометр, давление, атмосфера, испаряется, нахохлившись. Материал: мягкая игрушка – домовенок Кузя, сундучок; картинки изображающие «живые барометры»: лягушка, ласточки, паук, муравьи, вороны; растения: одуванчик, анютины глазки, черемуха, сирень. Предварительная работа: Беседа о барометре; дидактические игры на развитие познавательных способностей: «Что, где растет?», «Пернатые друзья», «Когда это бывает?» развивать представление о разнообразии растительного и животного мира; чтение стихов, загадок о животных и растениях предсказывающих изменения погоды; изготовление детского журнала «Мы их знаем». Ход В начале, дети занимаются самостоятельной и индивидуальной деятельностью. Играют в художественно-эстетической зоне, зоне конструирования, безопасность (игры с ПДД), увлеченно играют в сюжетные игры «Супермаркет», «Поликлиника» и т.д. Для того, чтобы заинтересовать детей вводится игровой персонаж. Слышится стук - тук-тук-тук! Воспитатель: Ребята, вы слышите? Где-то кто-то стучит. Давайте поищем? Ребята, помогайте нам искать. Дети находят Кузьку Воспитатель: Ты кто? Кузенька: Вы что не узнали? Это же я, домовенок Кузька. Воспитатель: А что же ты стучишь? Ты заблудился? Кузенька: Нет, я к вам пришел сказать, что погода меняется. Воспитатель: Ребята и ты Кузенька давайте посмотрим в окно. Странно, я ни чего не замечаю? Может вы ребята, что ни будь, необычное видите? Кузя, почему ты решил, что погода меняется? (постепенно подходят дети) Кузенька: Я еще молодой, мне всего 300 лет, но хорошо знаю, когда меняется погода, если даже небо чистое без облаков. Воспитатель: Кузя ты определяешь погоду по этому барометру – вот этот прибор, посмотри. (присоединяются еще дети ) Кузенька: Нет, я не знаю этот прибор, и пользоваться им не умею. Но вы правы, я определяю погоду не по этому барометру, а по «живым барометрам». Воспитатель: А наши дети знают, как пользоваться барометром. Давайте Кузеньке расскажем, как он работает. А что значит слово барометр? (Барометр - прибор для измерения атмосферного давления, изменение которого предвещает перемену погоды. Обычно высокое давление означает хорошую, устойчивую погоду, а низкое — облачную и дождливую). Ребята, вспомните, какое давление означает облачную и дождливую погоду? (низкое) А если давление высокое? (погода устойчивая и хорошая) Воспитатель: Ребята, домовенок Кузя хочет нас познакомить с «живыми барометрами». Устраивайтесь поудобнее на ковре. Кто ни будь, из вас знает, кто такие «живые барометры»? Кому еще стало интересно, присоединяйтесь. Все дети сидят на ковере. Воспитатель: Как интересно! Но где ты с ними познакомился? Кузенька: Вы же знаете, что я жил в лесу у бабы Яги, у вороны в гнезде, там я и познакомился с «живыми барометрами». А еще я жил у Наташи, а у нее так много интересных книг. Воспитатель: Посмотри Кузенька, все ребята тебя просят рассказать нам, о «живых барометрах». Кузенька: Хорошо, я буду рад вам помочь. В моем волшебном сундучке есть портреты «живых барометров», вы знакомы с ними. Сундучок, сундучок Позолоченный бочок Расписная крышка, Медная задвижка 1,2,3,4,5, Можно начинать! Кузенька: Слушайте! Многие насекомые, рыбы, птицы и животные способны предсказывать изменения погоды. Оказывается, перед дождем воздух становиться влажным. У насекомых увлажняются и тяжелеют крылья, они не могут летать высоко, и ласточки, пытаясь поймать их, летают не так высоко. В народе так и говорят: «Ласточки низко летают к непогоде» - вот вам первый портрет. Достает картинки Кузенька: А вот вам загадка: это пресмыкающие, очень хорошие синоптики, их предсказания всегда точны. Когда сухо и тепло они сидят в воде, а когда собирается дождь, вылезают: вода с поверхности их кожи не испаряется. Правильно, это лягушки. (показывает картинку) Кузенька: Как вы думаете, кто плетет паутину? Дети: Паутину плетет паук. Кузенька: Да, паук плетет паутину – это, значит, быть хорошей погоде, а если паук затаился – быть дождю. (показывает картинку) Кузенька: Ребята, а вы наблюдали за муравьями? Их домом? Расскажите, на что похож дом муравьев и из чего они его сооружают? Вспомните, всегда ли много муравьев возле муравейника? Дети: Иногда возле муравейника много муравьев, а в другой раз их не видно. Кузенька: Вы правильно заметили, знаете, если в хорошую погоду их не видно – жди дождя, муравьи перед дождем тщательно заделывают все входы в муравейник. (показывает картинку) Воспитатель: Ребята, давайте научим домовенка Кузю делать пластическую гимнастику. Физкультминутка: пластическая гимнастика с элементами корригирующей «Цветы» Чтобы найти красивый цветок - Дети выполняют упражнение «Мостик» Дети шагают через мосток. Цветы головками качают - Лежа на спине, поднимают обе ноги Дети ноги вверх поднимают. вверх. Здесь лучшие цветы на свете - Выполняют упражнение на растяжку Ловко делают «качели» дети. (лежа на животе, берутся руками за голени и, прогнувшись, покачиваются) На ветру цветы качаются - «Бабочка». (Лежа на спине, сгибать ноги Бабочки по лугу разлетаются. в коленях, опираясь ступнями об пол. Разводят колени в стороны, стараясь коснуться ими пола, и возвращаются в и.п.) Цветок головкой покачал, «Кузнечик». (Лежа на животе, поднимают И к нам кузнечик прискакал. и опускают прямые ноги.) Кузенька: А вы знаете ребята, птицы тоже обладают даром предвидения погоды: перед ненастьем ворона, нахохлившись, сидит против ветра и каркает, а грачи – громко кричат. Кузенька: Вы же помните, что я жил у Бабы Яги, и она мне много рассказала, что даже растения оповещают человека об изменении погоды; цветы желтой акации перед дождем раскрываются и очень сильно пахнут. А вот клевер, чистотел наоборот засыпают. Ребята, можете вы сами, наблюдали за растениями? Какие цветы закрываются перед дождем? Дети: Перед дождем закрываются одуванчики, анютины глазки. Кузенька: Может, вы знаете, какие кустарники пахнут перед дождем? Дети: Перед дождем сильно пахнут черемуха, сирень. Кузенька: Молодцы, я вижу, вы сами умеете наблюдать за «живыми барометрами». Примет связанных с погодой много. Наблюдайте за «живыми барометрами» и никакие перемены погоды не застанут вас врасплох. Запомните, берегите, охраняйте «живых барометров», ни кому не позволяйте уничтожать их, любите и ухаживайте за ними. Мне пора, а то мой друг Нафаня заждался. Я рад был встречи с вами и хочу подарить этот конверт, но он не простой. Оставляет конверт. Воспитатель: Давайте проводи нашего гостя. До свидание Кузенька, приходи к нам еще. Воспитатель: Посмотрите, какой чудесный конверт, посмотрим, что в нем? Здесь письмо, давайте прочитаем? Это стихотворение английского врача Э. Дженнера «Приметы дождя», знатока природы и народных примет. Послушайте. В ночи сверкнули огоньки – Лягушка изменила цвет, Зажгли лощину светлячки. На ней коричневый жилет. В барометре упала ртуть, И жабы выползли в траву, Вот ветер начинает дуть. Свинья тревожиться в хлеву. Стал будто ближе дальний лес, Свежо, хотя июльский день, Стал будто ниже свод небес. Потрогай: влажен старый пень. К земле прижаты облака, Грачи спустились с вышины, И режет уши песнь сверчка. Как будто пулей сражены. Ей вторит редкий крик дрозда, Слегка потрескивает шкаф, Вода чиста как никогда. Пахнуло сыростью канав. Рыбешка занята игрой – У очага пригрелся кот, Хватает мушек над водой. Усы пушистой лапой трет. Из сети выглянул паук, Да быть дождю! Пора смириться, Меня к дивану тянет вдруг. С тем, что пикник не состоится. И пес мой бросил грызть мосол, Махнул хвостом и спать пошел. Послушна ветру пыль дорог, Свилась в кружащийся клубок. На скаты крыш садиться дым, Пастух предчувствием томим: Кусают злые мухи скот, Все ниже ласточки полет. Воспитатель: Ребята, мне хочется у вас узнать, что интересного, необычного и нового вы узнали из рассказа Кузьки. (ответы детей) Воспитатель: Это еще не все сюрпризы от домовенка Кузеньки, он для вас приготовил вот эти наклейки с разными насекомыми, цветами, птицами и животными. Кузе, понравилось у нас в гостях, он сказал мне на ушко, что еще к нам придет, но это будет сюрприз.
|