Конспект НОД по образовательной области «Коммуникация» (развитие речи и подготовка к обучению грамоте) для подготовительной группы
28.02.2013, 10:25
Житова Елена Ивановна
учитель-дефектолог МБДОУ Детский сад №11 г. Архангельска
Конспект НОД по образовательной области «Коммуникация» (развитие речи и подготовка к обучению грамоте) для подготовительной группы детей с ЗПР (6-7 лет)
Житова Елена Ивановна, МБДОУ Детский сад №11, г. Архангельск, учитель-дефектолог.
Тема: Звуки [С] - [Сь]. Буква С.
Цель: Дифференциация звуков [С] - [Сь] в словах. Уточнение образа буквы С.
Задачи. Образовательные: 1. Закреплять артикуляционную и акустическую характеристику звуков [С] и [Сь]. 2. Отрабатывать четкое произношение звуков [С] и [Сь] изолированно и в словах. 3. Продолжать упражнять в звуковом и звукобуквенном анализах слов. 4. Закреплять понимание предлогов НА, С, СО. 5. Продолжать учить составлять и распространять предложение с заданным словом. Коррекционно – развивающие: 1. Продолжать развивать фонематическое восприятие на основе задания «Поймай звуки». 2. Продолжать развивать мелкую моторику на основе выкладывания буквы и конструирования лесенки. 3. Продолжать развивать аналитико-синтетическую деятельность на основе выкладывания лесенки. Воспитательные: 1.Воспитывать личностные качества: заинтересованность и участие в общем деле, умение радоваться общему успеху на основе сюжета занятия – оказания помощи героям.
Оборудование: куклы: мальчик и девочка, Баба-Яга; карта-схема и красный кружок; индивидуальные зеркала; ниточки; предметные картинки: велосипед, автобус, синица, лиса, гусь, стакан; кубики; кирпичики двух цветов; колокольчик; звуковые ребусы; кассы букв; буквы на магнитах, магнитная доска и магниты. Ход занятия 1. Организационный момент. Вводная беседа. - Приветствие. - Проверка готовности. - Ребята, вам когда-нибудь говорили взрослые, что без разрешения далеко уходить нельзя, иначе можно заблудиться? (Говорили!) - Вот и Соне с Сёмой (демонстрация кукол) мама об этом говорила! Но они не послушались! И как вы думаете, что с ними произошло? (Они заблудились!) - Да так заблудились, что забрели в лес к Бабе Яге (демонстрация куклы Бабы-Яги), и не знают, как из него выйти! Они же еще совсем маленькие, кто же сможет им помочь? (Мы!) 2.Основная часть. Повторение артикуляции звука. - Вы большие и умные ребята, я думаю, что у вас получиться помочь Соне с Сёмой, если вы будете действовать, как команда! Чтобы получить карту-схему, в которой нарисован путь, как добраться им до дома, Баба – Яга предложила выполнить задание. Итак, слушаем ее внимательно: - Как зовут девочку, которой вы хотите помочь? (Соня!) - Какой звук первый в этом имени? (Звук С!) - Произнесите звук громко и четко! - Как зовут брата Сони? (Сёма!) - Какой звук первый в этом имени? (Звук Сь!) - Произнесите звук громко и четко! - Берем в руки зеркала … и произносим звук С! - Что делают губы? (Улыбаются!) - Произносим Сь! Что делают губы? (Улыбаются, но шире!) - Произносим С… зубы видны? (Зубы видны!) - Произносим Сь! Зубы видны? (Зубы видны!) - Произносим С… Что делает кончик языка? (Упирается в нижние зубы.) - Произносим Сь! Что делает кончик языка? (Задевает нижние зубы.) Повторение характеристики звука. - Отложите зеркала. Звук С/Сь гласный или согласный? Почему? (С/Сь- согласный! Он не поется!) - Звук С/Сь глухой или звонкий? Почему? (Глухой! В ушках не звенит.) - Звук С/Сь твердый или мягкий? (Твердый/мягкий!) - Звук С/Сь каким цветом его обозначаем? (Синим/зеленым без колокольчика!) - Как называется буква, которая обозначает звук С/Сь? (Это буква эс!) - На столах у вас лежат ниточки. Сделайте из них эту букву! - Молодцы! Вы правильно ответили на все вопросы Бабы Яги, получайте карту! (Карта-схема вывешивается на доску.) - Ребята, подойдите к доске и рассмотрите карту! Что здесь изображено? (Избушка Бабы Яги!) - Здесь пока находятся дети (приклеивает красный кружок). А где же домик детей? - Как могут дети добраться до домика? (По тропинке!) - Но прежде, мы должны преодолеть препятствия. Посмотрите, первое препятствие – это… (Ладошки и ноги!) Задание «Поймай звуки». - Баба Яга хочет, чтобы мы поймали звук С ладошками, а звук Сь ногами! Если услышите слово со звуком С, хлопайте в ладоши, а если со звуком Сь, топайте ногами! Собака, сено, сыр, самолет, синица, гусь, лес, поднос, бусы, осёл, лист, куст. Задание «Найди звуки» - (Раздает каждому по две картинки: велосипед и автобус; синица и лиса; гусь и стакан.) Поднимите картинку в названии которой есть звук С/Сь! Динамическая пауза. - Мы справились, с первым заданием. Соня и Сёма могут идти дальше (кружок передвигается.)… но тут новое препятствие Бабы Яги! Что это? (Колокольчик!) - Баба - Яга предлагает нам найти в кабинете кубики и бруски, пока звенит колокольчик. … будет искать зеленые кубики, … – синие кирпичики, … – красные кирпичики… Задание «Предлоги». - Начинаем! Возьмите детали с ковра /с окна/ со стола/ с полки/ со стула/ с пола. Положите детали на стол/ на другую деталь (звенит колокольчик). Задание «Лесенка» - Все ближе и ближе Соня и Сёма к дому (кружок передвигается). Но Баба - Яга выдумала новое препятствие! Что на этот раз? (Указывает на схему-карту.) (Лесенка!) - Баба Яга уверена, что мы не сможем собрать вот такую лесенку из кубиков и кирпичиков (демонстрация лесенки, построенной путем прикладывания и накладывания элементов друг на друга). Но мы же справимся с этим заданием? - Постройте ровную и красивую лесенку из деталей, которые лежат на ваших столах. (Оказывает индивидуальную помощь.) Задание «Звуковой ребус». - Молодцы! Мы и Бабе Яге показали, что мы умные ребята, и Соне с Сёмой помогли по тропинке дальше отправиться (кружок передвигается). Что дальше Баба - Яга нам приготовила? Что это? (Схема звукового анализа.) - Верно! Но сначала мы должны отгадать слово! (Раздает каждому схемы с картинками.) Прочитай слово по первым звукам. (Оказание индивидуальной помощи.) Какое слово получилось? (Санки.) - Все знают, что такое санки? Для чего нужны санки? (Картинка.) (Чтобы кататься зимой с горки.) Звукобуквенный анализ слова. - Выложите это слово из букв! (Оказание индивидуальной помощи.) - Сделайте звуковой анализ этого слова! (Индивидуальная помощь.) - …, выложи это слово на доске. …, обозначь магнитами звуки. (Индивидуальная помощь.) Задание «Составь предложение». - Молодцы! Давайте вместе составим с этим словом предложение. …, какое предложение ты составил? (Девочка катится на санках.) - Давайте распространим это предложение! Откуда девочка катится на санках? (Девочка катится на санках с горки.) - Как она катится? (Девочка быстро катится на санках с горки.) Заключительная часть Подведение итогов - Вот и помогли мы пройти все препятствия Соне с Сёмой! (Кружок передвигается к домику.) Они очень вам благодарны за помощь и обещают, что больше без разрешения далеко уходить не будут! А вы будете без разрешения взрослых далеко уходить от дома? (Нет, не будем!) - Ребята, трудные задания придумала Баба-Яга? (Высказывают мнения.) - Что было трудным? - Какие задания были интересны? - С какими звуками мы сегодня работали? (Со звуками С и Сь.) Оценка деятельности. - Мне понравилось, что каждый из вас принял участие, и вы работали как настоящая команда! Молодцы! … лучше всей определял звуки в словах, … построил ровную лесенку. … быстро и правильно сделал звуковой анализ слова.
Все права на материалы
сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе
законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта. Оплачивая товары и услуги нашего сайта, Вы соглашаетесь с договором-oфертой.