Конспект познавательно-исследовательского занятия на тему: «Путешествие в прошлое кораблей» в старшей группе. Автор: Кравченко Лариса Владимировна, воспитатель МБДОУ №74 «Винни-Пух» г.Северодвинск Архангельской области. Программное содержание: 1. Развивать у детей ретроспективный взгляд на корабль. Учить понимать назначение и функции корабля, что человек создаёт корабли для облегчения жизнедеятельности. 2. Формировать связную монологическую речь: при описании событий указывать время действия, используя разные типы предложений (простые распространённые и сложные). Активизировать словарь: чёлн, парусник, пароход, ледокол, пассажирский лайнер, исследовательское судно. 3. В процессе экспериментов выяснить, что дерево не тонет в воде, что воздух обладает силой. Развивать наблюдательность, внимание, мышление у дошкольников. 4. Упражнять в изготовлении водного транспорта способом «оригами», используя схему.
Материалы и оборудование: 1. Игрушка «Самоделкин». 2. Схема видов транспорта 3. Иллюстрации: бревна, чёлна, лодки, парусника, парохода, теплохода, атомного ледокола, подводной лодки. 4. Игрушки - водный транспорт. 5. Карточка с точками (корабль). 6. Деревянные палочки. 7. Тазы с водой(2 шт.). 8. Самодельные парусники. 9. Разрезные картинки водного транспорта. 10. Схемы «оригами»- яхта, катер, пароход. Цветные квадраты. 11. Раскраски и модель парусника детям в подарок.
Ход занятия. 1. - Дети, я предлагаю вам поиграть в игру «Какой это транспорт» (по схеме: воздушный, наземный, водный). 2. - Сегодня в группе я обнаружила странное послание вам, ребята (показываю альбомный лист, на нём нарисованы точки и цифры, которые надо соединить по порядку). - …., соедини по порядку все точки и мы увидим, что же это такое.(получился корабль). - Корабль - к какому виду транспорта относится? - Совершенно верно, сегодня мы с вами поговорим о водном транспорте. 3. -На этом корабле к нам прибыл Самоделкин. Самоделкин: «Я приглашаю вас на экскурсию в музей транспорта, где мы познакомимся с прошлым кораблей». - Ребята, вы знаете, как правильно себя нужно вести в музее? (ответы детей). - Проходите, пожалуйста, к первому экспонату. *Очень давно, когда люди жили в пещерах, они заметили, что упавшее в воду дерево не тонет. И стали переправляться на бревне с одного берега на другой (иллюстрация). Опыт: опускаем деревянную палочку в воду (не тонет). *Рассказывает ребёнок: -Но пойманную добычу на одном бревне не перевезти. Тогда люди соединяли несколько брёвен, перевязывали травой, тростником и получили плот. На плоту плавать безопаснее и легче. Опыт: опускаем в воду «плот» (деревянные палочки, соединённые между собой). * -У людей появилась необходимость в более быстром средстве передвижения по воде, чем бревно или плот. Из наблюдений сделали вывод, что если конец бревна сделать острым, оно плывёт быстрее, а если выдолбить углубление, бревно становится лёгким, и в нём удобнее сидеть. Так люди изобрели чёлн, в котором мог поместиться один человек (иллюстрация челна). *Рассказывает ребёнок: -А людям нужно было более вместительное средство передвижения. Им стала лодка. Лодки были разной формы и размеров (иллюстрации лодок). *Рассказывает ребёнок: -Много времени прошло, пока люди стали использовать силу ветра. Так появились первые парусники, а потом – огромные парусные корабли, на которых люди отправлялись в кругосветные путешествия открывать новые земли. Но не всегда дул попутный ветер, и в тихую погоду корабли стояли в ожидании ветра – моряки говорят: полный штиль (иллюстрации парусников). Опыт: самодельные парусники пускают на воду, дуют, изображая ветер. *Рассказывает ребёнок: - К тому времени учёные изобрели паровой двигатель, который стали использовать и на кораблях. Так появились пароходы. Машина начинала работать, гребные колёса вертелись, и корабль мог плыть против течения. Ему попутного ветра не нужно и безветрие не страшно (иллюстрации, игрушки – пароходы). *Учёные продолжали усовершенствовать двигатели, появились тепловые, электрические, а потом и атомные двигатели. Корабли строили уже не только из дерева, но и из металла. Самые прочные корабли – ледоколы (иллюстрации, игрушки: теплоход, атомный ледокол, подводная лодка). -Дети, а какие корабли вы знаете? (пассажирские, туристические, грузовые, военные, исследовательские - их назначение). 4. Игра «Море волнуется…» 5. -Ребята, Самоделкин приготовил для вас разрезные картинки. Попробуйте подобрать пару к своей половинке (игра «Собери целое»). -У вас получился какой вид транспорта? (водный) 6. –Как известно, Самоделкин очень любит мастерить. Сегодня он приготовил для вас схемы, по которым вы сконструируете водный транспорт (дети делают яхту, катер, пароход). -Молодцы! Спасибо вам за интересную экскурсию. Самоделкин дарит детям модель парусника и раскраски о кораблях.
Использованы материалы из книги О.В. Дыбиной "Что было до...", Москва, 2001г.
|