Цель: познакомить с правилами пожарной безопасности, последовательностью действий в случае пожара.
Задачи:
I. Образовательные:
1.Содействовать формированию у детей понятия “пожарная безопасность”;
2. Расширить представления об огне;
3. Обсудить причины, по которым происходят пожары.
II. Развивающие:
Развивать речь , наблюдательность, познавательные интересы.
III. Воспитательные:
Воспитывать взаимопомощь и доброжелательное отношение друг к другу, чувство гордости за людей профессии пожарного, бережное отношение к своему здоровью.
Оборудование:
• иллюстрации различных пожароопасных ситуаций;
• иллюстрации пожарного оборудования.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Огонь издавна был другом человека. Сила у огня большая-пребольшая.
Но если с этой силой обращаться неумно и неосторожно, то огонь может стать страшным, коварным врагом.
Он уносит миллионы человеческих жизней, стирает с лица Земли и большие города, и маленькие деревни.
Сегодня на нашей планете возникает около пяти с половиной миллионов пожаров в год. Каждые пять секунд – новый пожар. Горят предприятия и больницы, поезда и самолёты, леса, поля и дома. А в результате – колоссальные убытки. И самое главное–десятки тысяч человеческих жертв, среди них и дети.
II. Сообщение темы и целей занятия.
Сирена, сирена, сирена звучит
На вызов пожарные едут.
Сигнал поступил на пульт «01»
А в трубке: “ Горим! Помогите!”
- Ребята, о чём мы будем сегодня говорить на занятии?
- Правильно. Сегодня мы будем говорить об огне и правильном обращении с ним.
III. Работа по теме занятия.
Пожар - неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни людей.
В жилых домах пожары возникают значительно чаще, чем в общественных или производственных зданиях.
Причины пожаров во всех случаях одни и те же:
- Неосторожное обращение с огнем.
- Небрежное использование бытовых нагревательных приборов.
- Нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации сети и электропроводки.
- Возгорание телевизоров, радиоаппаратуры.
Устранение пожара.
- Чем можно потушить пожар?
Игра «Добавь словечко»
Воспитатель: Выпал на пол уголек,
Деревянный пол зажег.
Не смотри, не жди, не стой,
А залей его. . . (ВОДОЙ).
- Недаром говорят: ОГОНЬ ВОДЫ БОИТСЯ.
- А ещё чем можно?
- Пожар не ждёт! К ящику бросок!!
- Насыпь на очаг спасительный …
(ПЕСОК)
IV. Составление правил пожарной безопасности
Воспитатель: Давайте, определим правила пожарной безопасности.
Правила пожарной безопасности:
1. Не балуйся дома со спичками и зажигалками.
2. Уходя из комнаты или из дома, не забывай выключать электроприборы.
3. Не суши бельё над плитой.
4. Ни в коем случае не зажигай фейерверки, свечи, бенгальские огни дома (лучше это делать со взрослыми) .Педагог:1. Когда из дома ты выходишь,
Не забудь проверить вновь,
Все ли выключил приборы,
Не возникнет ли огонь.
2. Разводить костёр у дома
Строго запрещается,
Так как страшный тот огонь
Легко распространяется.
3. Если вдруг увидишь дым,
Что-то загорается,
Позвони по 01,
Сразу все уладится.
V. Ритмическая пауза
Педагог: Предлагаю вам считалку
Очень веселую, так для разрядки.
На вопросы наши хором отвечайте.
Где с огнем беспечны люди,
Там взовьется в небо шар,
Там всегда грозить нам будет
Злой ... (Пожар.)
Раз, два, три, четыре —
У кого пожар ...? (В квартире.)
Дым столбом поднялся вдруг.
Кто не выключил ...? (Утюг.)
Красный отблеск побежал.
Кто со спичками ...? (Играл.)
Стол и шкаф сгорели разом.
Кто сушил белье над ...? (Газом.)
Пламя прыгнуло в траву
Кто у дома жег ...? (Листву.)
Кто бросал в огонь при этом
Незнакомые ...? (Предметы.)
Помни каждый гражданин этот номер ... (Ноль один – 01.)
Дым увидел — не зевай и пожарных ... (Вызывай.)
VI. Беседа о пожарных
Загадка: С огнем бороться мы должны,
С водою мы напарники,
Мы очень людям всем нужны.
Так кто же мы? (Пожарные)
Пожарный одет в брезентовый костюм, он не промокает и не горит в огне. А скажите, ребята, зачем пожарному каска? (каска защищает голову от ударов, если на пожарного что-нибудь упадет.)
Правильно, когда случается пожар- это очень опасно. Поэтому, необходимо соблюдать все правила пожарной безопасности. Ведь тушить пожар нелегко. Как вы думаете, каким должен быть пожарный? (смелым, отважным, храбрым, умным.)
А каких людей не возьмут в пожарные? (ленивых, трусливых, слабых.)
Педагог: Труд пожарного не лёгок,
Он опасен и суров.
Если хочешь стать пожарным,
Ко всему ты будь готов!
VII. Дидактические игры
1. «Позвони пожарному»
Дети с помощью телефонного аппарата “вызывают” пожарных.
– По какому номеру надо звонить и как объяснить, что произошло?
Описание. Воспитанник «звонит» по телефону в пожарную часть, докладывает диспетчеру пожарной части (службы спасения), что случилось: называет адрес; где горит; свой номер телефона; свою фамилию; на каком этаже горит; как лучше подъехать к дому; сколько подъездов в доме. Все сведения ученик должен сообщить четко, быстро, без запинок.
2. «Где горит»
Педагог: Огонёк всегда такой-
И хороший и плохой.
Он и светит, он и греет,
И проказничать умеет.
На противоположной стороне лежат картинки, по которым вы определяете источник возгорания. Смотрите на картинки, угадываете, что там изображено, бегом возвращаетесь к команде и называете предмет.
3. «Спасение»
При работе на пожаре пожарным приходится продвигаться по задымлённому коридору, надев специальные противогазы. Мы с вами будем работать с противогазами ГП-5.
По длине зала помощники держат обручи – это коридор, по которому надо пробежать. На противоположной стороне противогазы для каждой команды. У первых участников они тоже есть. По команде ведущего надо одеть противогаз на себя и бежать за другим, чтобы принести его для следующего члена команды. Когда второй ученик надевает противогаз , взявшись за руки они проходят сквозь обручи. Первый снимает противогаз, чтобы остаться на безопасной стороне от дыма, и передаёт его второму, который должен передать его третьему. Действие повторяется.
4. «Тушение пожара»
Чтобы огонь победить,
Его надо быстро потушить!
Вёдра с водой стоят возле команд. Пустые вёдра на противоположной стороне. Необходимо стаканчиком набрать воды и, не проливая её, принести в другое ведро.
Кто больше принесёт воды?
VIII. Беседа «Огонь - ваш друг или враг?»
Педагог:
- Как вы думаете, огонь - ваш друг или враг? (Огонь-враг, потому что из-за него могут сгореть вещи, квартира, дом, лес.) (Могут погибнуть люди, животные)
- Вред огня зависит от человека. Взрослые умеют не ссориться с огнем. А детям нужно учиться. Неужели огонь всегда злой? (Наверное, нет)
- Подумайте, когда огонь бывает добрым и полезным? (в лесу можно погреться у костра, приготовить еду)
Ведь без доброго огня
Обойтись никак нельзя.
Он надежно дружит с нами,
Гонит холод, гасит мрак.
Он приветливое племя
Поднимает будто флаг.
- Что нужно делать, что бы огонь приносил нам пользу и радость? (правильно с ним обращаться)
Педагог:
Да, огонь бывает разный:
Бледно-жёлтый, ярко-красный,
Синий или золотой,
Очень добрый, очень злой.
Ребята, слово «огонь» известно человеку с давних времен. С его помощью совершается много полезных дел. Он, верно, служит в повседневном быту и на производстве. И мы готовы защищать огонь как нашего друга.
Знают все: человек без огня,
Не живет ни единого дня.
При огне как при солнце светло!
При огне и зимою тепло!
Посмотрите, ребята, вокруг:
Нам огонь - повседневный друг!
Но когда мы небрежны с огнем,
Он становится нашим врагом.
Педагог: При неосторожном обращении огонь нередко из верного друга превращается в беспощадного врага, который в считанные минуты уничтожает то, что создавалось долгими годами упорного труда. Он сметает все на пути, и остановить его бывает невозможно.
IX. Физкультминутка.
Я буду называть слова, а вы, услышав слово, относящееся к пожару, должны прыгнуть и хлопнуть в ладоши. (Пожарный, торт, огнетушитель, пакет, кисть, каска, пожарный рукав, ноты, огонь, спички, 01, бинт.)
Педагог: Молодцы, с заданием справились.
X. Закрепление пройденного материала
1) Скороговорки и пословицы.
1. Кто лучше проговорит скороговорку.
• Уголек из печки скок и поджег половичок.
• Шалун со спичками шалил, шалун в больницу угодил.
2) Вопросы на смекалку.
1. Что останется в коробке, если убрать все спички? (дно)
2. У кого язык самый длинный? (у огня)
3. По чему утка плавает? (по воде)
4. Что выше крыши, ловчее мыши? (дым)
5. Что выше дерева и растет? (дым)
6. Рта нет, а пожирает.
7. Что рукой не схватишь? (дым)
8. Какой огонь не жжет? (нарисованный)
9. Что сильнее всех на свете? (вода)
10. Без чего не может жить человек? (без имени)
XI. Подведение итогов
– Какие важнейшие правила безопасности при пожаре вы запомнили?
– Как нужно действовать, если в квартире возник пожар?
– Почему во время пожара нельзя прятаться под кроватью?
|