Программное содержание: Формировать реалистические представления о птицах, расширять знания об особенностях внешнего вида, повадках птиц. Учить анализировать, делать простейшие выводы, устанавливать причинно-следственные связи. Развивать коммуникативные навыки, эмоциональную отзывчивость. Воспитывать заботливое отношение к птицам.
Материал к занятию: иллюстрации с изображением перелетных птиц, шапочки с изображением птиц, карточки для индивидуальной работы, карандаши,сундучок, листы белой бумаги, розетки с растительным маслом, салфетки, тарелочки с водой, макет телевизора, иллюстрации с изображением гнезд, заготовки для рисования, краски, кисточки, баночки с водой.
Ход занятия: Круг радости «Наша планета». К детям приходит Чепухарик. Он несет сачок для ловли бабочек. Чепухарик здоровается с детьми и говорит, что видел на улице много бабочек и хочет их наловить. Чепухарик показывает детям картинки с изображением птиц. Воспитатель: Чепухарик, да разве это бабочки? Ребята, посмотрите, кого хочет поймать Чепухарик?! Дети рассматривают картинки и говорят, что это не бабочки,а птицы. Чепухарик: Какие же это птицы? Ведь у них крылья, и хоботки, и лапки? Воспитатель: Ребята,давайте пригласим нашего чепухарика к нам на передачу, которую мы будем записывать, и он узнает, кто такие птицы и не будет их путать с бабочками. Дети соглашаются помочь Чепухарику. Воспитатель: Перед началом передачи надо сделать разминку и вспомнить, что мы знаем о птицах. Разминку будем проводить в виде игры «Три круга». Проводится игра: дети становятся в маленький круг и по очереди называют, что есть у птицы (в первом приближении)-крылья ,клюв, лапы. Потом делают шаг назад и называют, что есть у птицы во втором приближении -деревья, небо, трава. Дети делают шаг назад и говорят, какие чувства могут быть у птицы. Воспитатель предлагает детям сесть за столы, т.е занять свои места в студии. Воспитатель: Сегодня мы с вами готовим эфир «Окно в природу», который посвящен перелетным птицам. И первую рубрику нашей передачи открывает Анечка. Аня выходит и объявляет: «Здравствуйте, в эфире рубрика «Репортаж из лаборатории». К нам в рубрику пришли письма. Вот одно из них. Прочитайте, пожалуйста Марина Юрьевна.» Воспитатель читает письмо: Привет от Савельева Саши. Мне интересно узнать, почему птицы летают и не падают на землю? Что помогает им хорошо держаться в воздухе?» Воспитатель: Как же нам поступить,Анечка? Аня: Надо провести исследование. Воспитатель: Ты права. Для исследования понадобится лист бумаги. Возьмите его и сложите гармошкой. Дети складывают лист гармошкой. Воспитатель: Что у нас получилось?(веер). Помашите им вверх, вниз. Что вы чувствуете?(ветер). Крылья птиц похожи на ветер. Они могут складывать и раскрывать, когда надо лететь. Раскрытые крылья удерживают птицу в воздухе, не дают ей упасть. Перья птиц длинные и нужны для полета. У пиццы есть пух. Как вы думаете, для чего он нужен?(для тепла) Аня: У нас есть еще одно письмо. Воспитатель читает: «Здравствуйте, вам пишет Айгуль. Мне очень интересно узнать, почему птицы плавают и не мокнут?» Аня: Надо провести исследование. Воспитатель: Совершенно верно. Чтобы ответить на вопрос Айгуль, нам надо провести следующий эксперимент. Опустите палец в розетку с маслом, а теперь обмакните его в воду. Что вы видите?(вода стекла и не задержалась на пальце) вот и у птиц перья покрыты тонким слоем жира, поэтому когда вода попадает, они не намокают. Воспитатель: Спасибо, Анечка, а следующую рубрику представит Кристина. Кристина: «Здравстуйте. В эфире рубрика «Вы пишите, а мы отвечаем». К нам пришло письмо от Смирнова Юры. Он пишет : «Сейчас весна, птицы прилетают в родные края. Но птицы летят очень высоко и их не различишь, а можно ли птиц узнать по полету?» Воспитатель: Для того, чтобы ответить на вопрос Юры, нам понадобится волшебный сундучок. Пойдемте со мной. Дети становятся в круг. Воспитатель достает сундучок. Воспитатель: Вы знаете, сундучок не открывается. Читает слова, написанные на сундучке «Когда птиц перелетных вы назовете, тогда сундучок отопрете».Дети поочереди дотрагиваются до сундучка и называют перелетных птиц на казахском языке. Сундучок открывается, а там лежат маски перелетных птиц. Воспитатель: Сейчас мы покажем, как летают перелетные птицы. Мы все превращаемся в гусей. Как летают гуси?(вереницей) . Вожаком у нас будет Илья. А теперь все – журавли. Как летят журавли?(клином). Вожаком у нас будет Адиль. Дети двигаются по группе клином. А как летят ,например, мелкие пташки-ласточки?(стайкой). Дети двигаются по группе стайкой. Молодцы, спасибо. Мы ответили на вопрос наших зрителей. Занимайте места в студии. Воспитатель: Со следующей рубрикой нас познакомит Оля. Оля: «Здравствуйте, в эфире рубрика «Жалобная книга».К нам поступила жалоба от птички-малиновки. Она рассказывает, что в прошлом году у нее из гнезда пропали яйца и боится, что в этом году случиться тоже самое. Как быть?» Воспитатель: Наверное, птичка-малиновка плохо замаскировала свои яйца. Давайте ей поможем. Раскрасим яйца в гнезде так, чтобы они сливались с окружающей обстановкой. Дети выполняют работу индивидуально. Воспитатель: Наша передача подошла к концу..Давайте посмотрим пленку и проанализируем, что у нас получилось. Анализ занятия. Воспитатель ставит макет телевизора и вместе все просматривают в виде диафильма части занятия. Чепухарик благодарит детей, говорит, что он узнал много интересного и теперь не будет пугать птиц и насекомых. Воспитатель: У нас получилась замечательная передача о перелетных птицах. Ребята, а какое у вас настроение? А теперь я предлагаю выразить свое настроение в творческой работе. У вас на столах лежат заготовки птиц. Нарисуйте птицу, которую вам хочется нарисовать. Это может быть сказочная, волшебная птица счастья. Дети рисуют под музыку. После окончания оформляется выставка и анализируется.
|