Обучение математике при ознакомлении с природой для средней группы
Цель: Закреплять представление об основных свойствах овощей (вкус, форма, цвет, величина), обогащать речь детей новыми словами (бардовый, хрустит), формировать умение различать геометрические фигуры (круг, треугольник); учить детей пользоваться моделями-заменителями, классифицировать предметы по 3-4 признакам (цвет, размер, форма, толщина); закреплять счет пределах четырех, состав числа из двух меньших чисел. Воспитывать доброжелательное отношение к героям, желание помогать им.
Материал Демонстрационный: вилок капусты, свекла, морковь, лук, помидор, разделочная доска, нож, кастрюля. Наборное полотно, геометрические фигуры, карточки с цифрами, модели на карточках (солнце, дождь, почва, лейка, человек). Раздаточный материал: три белых круга разного размера, белый треугольник, разделочная доска, нож (на каждого ребенка), модели по блокам Дьеныша.
Ход занятия I часть: Игра «Чудесная корзинка»
В: К нам в гости пришел наш друг Чебурашка. Он принес корзину с овощами и просит приготовить нас борщ для его друзей. (Воспитатель по очереди вызывает детей и предлагает им вынимать из корзины овощи и вместе с детьми определяет их форму и величину) В: Какого цвета свекла? Д: Красного В: А помидор? Какого же он цвета, такого же как свекла? Д: Нет. Они разного цвета, помидор красный, а свекла другого цвета. В: Свекла бордового цвета, а помидор красный. Д: Свекла бордового цвета, она бордовая, (аналогично дети сравнивают цвет моркови с цветом помидора, закрепляют новое слово - оранжевый)
В: Ребята, а где у нас растут овощи? Д: Овощи растут в огороде на грядках. В: Кто помог овощам вырасти на грядках в огороде? Кто согревал их? Д: Солнце. В: Найдите картинку солнце. А кто поливал овощи? Д: Дождик и люди, когда не было дождей. В: Найдите картинки на которых изображены дождь и лейка. А в чем овощи росли? Кто их кормил? Д: Они росли в земле (находят рисунок почвы) В: Сколько же помощников помогали овощам расти Д: Один, два, три. Солнце, дождь и почва. В: Человек тоже помогал овощам расти, поливал, полол их. (Выставляет карточку изображений человека) Сколько помощников у овощей? Д: Один, два, три, четыре. В: Что принес Чебурашка в корзинке? Д: Морковь, свеклу, капусту, лук, помидор. Овощи. В: Зачем Чебурашка принес овощи? Д: Чтобы мы приготовили борщ. II часть: Приготовление борща Воспитатель разрезает капусту так, чтобы в разрезе получился круг, показывает детям. В: Какую фигуру вы видите? Д: Круг. В: Найдите у себя на тарелке круг, которым можно заменить капусту, (дети выбирают из геометрических фигур самый большой круг, показывают его воспитателю и кладут перед собой, затем воспитатель берет свеклу и разрезает ее так, чтобы в разрезе получился круг.) В: Какую фигуру вы видите? Д: Круг. В: Он больше первого или меньше? Д: Меньше. В: Найдите фигуру, которой можно заменить свеклу (дети выбирают круг среднего размера и показывают воспитателю) В: Что заменит круг, который остался на тарелке? Д: Лук (воспитатель берет морковь и делает разрез вдоль) В: Какую фигуру вы видите? Д: Треугольник В: Найдите фигуру на тарелке и положите рядом с кругами. Возьмите разделочную доску и нож, будем резать овощи, (воспитатель режет настоящие овощи, а дети заменители). Вызывает детей к столу, просит закрыть глаза и определить на вкус овощ. Спрашивает у детей, что он резал, показывая на соответствующую геометрическую фигуру.) В: Какими геометрическими фигурами вы заменили овощи? Д: Кругами и треугольниками. В: Сколько у вас кругов? Д: Три круга, (воспитатель выставляет на наборное полотно три круга и под ними цифру 3) В: А сколько треугольников? Д: Один, (воспитатель выставляет треугольник и под ним цифру 1) В: Сколько всего геометрических фигур? Д: Четыре. В: Значит четыре это... Д: Один и три (выставляется цифра 4, воспитатель складывает овощи в кастрюлю, выясняет, что нужно еще для борща - вода, соль, и относит на кухню) III часть: Игра с блоками Дьеныша В: Пока готовится борщ на кухне мы с вами поиграем с геометрическими фигурами. Возьмите карточку и найдите фигуру, соответствующую карточке (ребенок подходит, выбирает фигуру и объясняет, почему он взял эту фигуру) IV часть: Итог занятия
Воспитатель МБДОУ №20 «Светлячок», г.Салехард Ниясова НадеждаПетровна.
|