НОД Познание. Исследовательская деятельность. «ПУТЕШЕСТВИЕ В ПОДВОДНЫЙ МИР» (для детей подготовительной группы) Автор: Жулина Любовь Васильевна, МБДОУ Детский сад № 35 г. Энгельса Саратовской области, воспитатель детского сада.
Цель: 1. Продолжать и расширять знания детей об обитателях моря, об их особенностях, внешнем виде, питании, передвижении. 2. Познакомить детей со свойствами морской воды: отсутствие собственной формы, прозрачность, плотность. 3. Развивать навыки проведения лабораторных опытов: закрепить умение работать с прозрачной посудой (стеклышки, пробирки). 4. Работать с незнакомыми растворами, соблюдая при этом необходимые меры безопасности. 5. Активизировать умственные способности детей через головоломки, рассказывание по схеме. 6. Воспитывать потребность детей в общении с живой природой ,повышать интерес к познанию ее законов, реально участвовать в деятельности по охране природного окружения.
Словарная работа: актиния, Мировой океан, кристаллы, выпаривание. Активизация словаря: морские обитатели, кораллы, морская соль. Материалы и оборудование: глобус, «подводные» маски для каждого ребенка, грамзапись (шум моря), схемы опытов, держатель, спиртовка, черный экран, пипетка, стекла, куриные яйца, морская соль, аквариум, рыбка из пенопласта, нефть, стеклянные трубочки, тазик, сочки, осьминожки - сувениры. Предварительная работа: Рассматривание глобуса, карты, оборудования для проведения опытов с морской водой; обитателей подводного мира на иллюстрациях; чтение произведений: Коллин Пэйни «Приключения маленьких дельфинов», Б.Заходер «Отшельник и Роза», «Кто в домике живет?». Проведение опытов экспериментов с водой. Наблюдение за рыбками (как они дышат, питаются, плавают). Ход занятия: Дети входят в зал (занавес закрыт). Воспитатель: Как называется планета, на которой мы живем? (Земля). Земля – это единственная планета солнечной системы, на которой есть суша и вода. Воспитатель: А что это? (показываю на глобус) (Глобус) А что он изображает? (Модель Земли) Если быстро раскрутить глобус, покажется, будто он разноцветный. Какой? (Голубой). Почему? (голубой краски больше, чем желтой, белой, зеленой, коричневой). Воспитатель: Что изображено голубой краской? (реки, моря, океаны, озера). Моря и океаны занимают в 2 раза больше места , чем суша. Воспитатель: Назовите, какие вы знаете реки? (Волга, Кама, Ока и т.д.). Назовите моря (Черное море, Каспийское море, Балтийское море и т.д.). Воспитатель: Рек, морей, озер, океанов много и они вместе составляют один большой, его называют Мировым океаном. Он играет большую роль в жизни нашей планеты. Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в подводный мир, для того, чтобы пополнить свои знания. Но прежде, чем отправиться туда, ответьте: «Чем и как мы дышим?» (воздухом, нос – легкие). Воспитатель: А дышат ли рыба? Чем? (Да, жабрами). А как мы будем дышать под водой? (надо надеть спец. маски, ласты, кислородные баллоны). И так, надеваем маски, ласты, кислородные баллоны и погружаемся на морское дно (звучит музыка, открывается занавес и детей встречает царь – Нептун с осьминожками). Нептун: «Я пучины повелитель Грозный царь соленых вод. И хотите, не хотите Только дальше извините Вы и шагу не сделаете вперед». Воспитатель: Ваше морское величество, за что такая немилость? Это мы, из детского сада. Мы опустились в твое царство, чтобы познакомиться с твоими владениями. Нептун: А что вы знаете о моем царстве? (дети рассказывают о 2-х рыбах: морском коньке и морском петухе; затем о водорослях, дельфине, а остальных обитателей просто называют: рыба-молот, рыба-пила, рыбы-прилипалы, скаты). Нептун: А теперь разгадайте головоломку. Морской художник специально перепутал части тела у обитателей морского дна. (дети подходят к фланелеграфу, на котором находятся: морской конек, акула, креветка, рыба-молот). Вы должны это исправить. (дети исправляют ошибку). Нептун: Вы исправили ошибку моего художника. А сейчас я вам расскажу об очень удивительном животном морского дна. (Нептун по схеме рассказывает, что на морском дне очень красиво. Даже цветы растут с длинными лепестками, но на самом деле это не цветы, а животные актинии. «Лепестки» их – жгучие, как крапива, щупальца. В середине «чашечки» – рот. Зазевается рыбка, заденет случайно «лепесток» и тот час попадет на обед актинии. Неподвижно стоят актинии на морском дне, только шевелят щупальцами, прицепится к ракушке и едет). Нептун: А вот мое следующее задание. Расскажите о том, что изображено на этих иллюстрациях? (дети рассказывают о морской звезде, что она любительница устриц. Передвигается на своих лучах с присосками. У нее 5 лучей, рот может быть расположен в центре тела с нижней стороны). Нептун: А что вы можете рассказать о морской воде? (соленая, нельзя пить, лечебная). Я вам, ребята, предлагаю пополоскать рот морской водой (поласкают). Действительно, морская вода соленая на вкус. В моей лаборатории вы можете узнать, почему вода в море соленая. (дети проходят в лабораторию, где на столах все необходимое для опыта). Опыт: (проводит Нептун). Разделение однородной смеси – соль + вода методом выпаривания. Для эксперимента нам понадобится следующее оборудование: спиртовка, держатель, фарфоровая чашка для выпаривания, черный экран, лупа, стекла. 1 этап. – Выпаривание. Закрепляем держатель на чашке для выпаривания, наливаем немного морской воды, зажигаем спиртовку и начинаем нагревание. В процессе выпаривания, вода испаряется, а кристаллики соли остаются на дне чашки.
ВНИМАНИЕ! Чтобы погасить пламя горелки, ни в коем случае нельзя дуть на огонь.
Взяв специальный колпачок, накрываем пламя. Горение прекратилось. Вывод: При выпаривании морской воды, вода испарилась, а осталась морская соль. Нептун: Ребята, у вас на столах лежат кристаллы морской соли. Рассмотрите их при помощи лупы (дети рассматривают). На что они похожи? (на сахар, иней и т.д.). Какого цвета? (белого) Какой формы? (прямоугольной, в форме звездочки и т.д.) Имеют ли запах (нет). 2 этап. А теперь поместим эти кристаллы в пресную воду, помешивая стеклянной палочкой, ускоряем процесс растворения этих кристаллов. Что произошло с ними? (растворились). Вывод: У воды важное свойство: она может растворять в себе многие вещества (соль, сахар и т.д.). Нептун: а теперь я предлагаю вам провести увлекательный опыт самостоятельно. Но прежде, чем приступить к опыту, я хотел бы узнать, а все ли моря одинаково соленые? (дети называют Мертвое море, в котором очень много соли, и где нет животного и растительного мира: и все предметы не тонут, а остаются на поверхности). Эксперимент (по схеме). 1 этап. Берем прозрачную емкость с пресной водой, опускаем яйцо, оно тонет, т.к. яйцо тяжелое. 2 этап. Берем другую емкость с пресной водой, добавляем туда большое количество соли, помешивая ждем, когда соль полностью растворится. А теперь представьте себе, что яйцо – это человек, а вода в емкости – вода Мертвого моря! «Человек» плавает. Нептун: какие вы молодцы, выполнили все мои задания. Воспитатель: Морской царь, мы узнали столько нового, а теперь нам пора возвращаться в детский сад. Нептун: подождите ребята, у меня есть большая проблема. Люди сильно загрязняют мои владения, но самое страшное, когда попадает в воду нефть, сбрасывают отходы от промышленных предприятий. Море становится грязным и ядовитым, потому что вода покрывается жирной пленкой, которая словно крышка не дает проникнуть кислороду вглубь моря. От этого задыхаются водоросли, мелки рачки, гибнут рыбы, дельфины, болеют морские птицы. Сейчас я вам покажу, как это происходит. Опыт с нефтью. Нептун: Это модель моря (показывает на аквариум с прозрачной водой, на дне рыбка из пенопласта, придавленная грузом). Представьте себе, что в море попала нефть (при помощи стеклянной трубочки Нептун набирает нефть и капает несколько капель на поверхность «моря»). Нептун: Посмотрите, образовалась пленка, покрывая всю поверхность «моря». Кислород теперь не поступает вглубь «моря». Нашей рыбке стало тяжело дышать на глубине и она стала всплывать на поверхность (убирают груз и пенопластовая рыбка всплывает, погибает). Нептун: что можно сделать, чтобы очистить воду от нефти? (дети предлагают способы: можно промокнуть многослойной салфеткой, собрать сачком с фильтром или же стеклянной трубочкой. Затем дети берут стеклянные трубочки и собирают нефть с поверхности воды). Нептун: мы на этом маленьком опыте предотвратили экологическую катастрофу. Воспитатель: Дети, а если бы вы были волшебниками, чтобы вы сделали, чтобы не загрязнялись водные просторы, чтобы вода была в водоемах чистая, полезная? (не бросать мусор, не мыть машины около водоемов и т.д.). Воспитатель: воду надо беречь. Беречь воду – значит беречь жизнь, здоровье, красоту окружающей природы. Нептун: Спасибо вам друзья мои за все. Эти осьминожки вам, помните обо мне и моих обитателях (он дарит им «осьминожек» и макет морского дна с его обитателями). Дети благодарят Нептуна и отправляются в детский сад.
|