Цель: познакомить с историей возникновения музыкального инструмента — арфа; закрепить знания о башкирском музыкальном инструменте — курае; развивать у детей умение различать тембр звучания различных музыкальных инструментов; расширять представления детей о многообразии музыкальных инструментов; совершенствовать речь детей, умение свободно и четко высказывать свои мысли, обогащать словарный запас, воспитывать интерес и любовь к музыке, уметь выражать свои чувства и высказываться о прослушанной музыке.
Пальчиковая гимнастика. Мир, окружающий нас, наполнен различными звуками. Какие звуки вы обычно слышите дома? Верно! Голоса родных, журчание воды, бегущей из крана, ворчание закипающего чайника, шум различных электроприборов, а еще звуки музыки, льющейся из радио, телевизора или магнитофона (педагог добавляет то, что не сказали дети) Какие звуки можно услышать на улицах большого города? Звуки, которые мы слышим в природе? Видите, как много звуков мы с вами вспомнили. А еще звуки мы можем услышать, когда музыканты играют на музыкальных инструментах. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в волшебный мир музыкальных инструментов. Для этого сядем поудобнее, и музыка унесет нас далеко-далеко, в незабываемый прекрасный мир чудес и волшебства. Тихо-тихо рядом сядем, Входит музыка в наш дом В удивительном наряде, В разноцветном, расписном! И раздвинутся вдруг стены - Вся земля видна вокруг: Плывут звуки речкой пенной, Тихо дремлет лес и луг... бегут лесные тропки, Тают в дымке голубой... Это музыка торопит и Зовет нас за собой! А отправимся мы с вами в далекое прошлое, в то время когда только начали зарождаться музыкальные инструменты. Мы знаем с вами, что музыкальные инструменты возникли в глубокой древности. Как вы думаете из чего изготовлялись первые муз. инструменты? (из костей животных, шкур, растений и т. д.) Да, из костей животных. В них вдалбливались отверстия для вдувания воздуха. А материалом для духовых инструментов был... Как вы думаете? Но сегодня мы с вами познакомимся с историей возникновения удивительного инструмента. А какого вам нужно будет догадаться самим. Игра «Буквы рассыпались» На доске буквы рассыпались составьте из них слово и вы получите название музыкального инструмента о котором мы с вами сегодня поговорим. (дети отгадывают) Правильно - это арфа. Было это так: однажды, натягивая тетиву лука, какой-то охотник заметил, что она издает нежный мелодический звук. Звук этот понравился ему. (показать лук) Тогда он решил натянуть рядом еще одну тетиву и получилось уже 2 музыкальных звука различной высоты. Это было великое открытие. Возник первый струнный щипковый инструмент. Шли годы струнам прибавлялись все новые и новые, но он продолжал иметь форму лука. Арфу любили в Древнем Египте, в Финикии и Ассирии, в Древней Греции и Риме. Ее называли «волшебным инструментом». А Ирландии Арфа была политическим символом на протяжении многих веков. Она впервые была использована для символического изображения Ирландии в Королевском Флаге Короля Шотландии. (показать картинку) С 1922 года Ирландское Свободное государство продолжало использовать арфу как государственный символ, запечатлённый на Большой государственной печати Ирландии, на гербе, Президентском флаге и Президентской печати, а также в ряде других государственных символов и документов. Арфа также изображается на ирландских монетах, начиная со средневековых, и до современных ирландских монет евро. В основном на арфе играют женщины. Ребята, к какому виду муз. Инструментов мы отнесем арфу щипковым клавишным. Конечно, это щипковый музыкальный инструмент. А сейчас мы с вами поиграем игру «Путешествие в прошлое» Вам нужно классифицировать музыкальные инструменты. Вам дается подсказка как выглядел этот инструмент раньше, а вам надо отнести карточку с изображением инструмента современного. Струнные Ударные Клавишные Духовые Значит к духовым мы отнесем какие инструменты? (ответы детей) Друзья, я недавно встретила веселых музыкантов, которые играли на разных музыкальных инструментах. А вот на каких вам нужно будет угадать прослушав мелодию. Музыкальных инструментов Знаем мы, ребята, три. А какой сейчас сыграет, Ну-ка быстро говори. Проводится игра «Узнай какой инструмент звучит» (В конце звучит мелодия курая) Ребята, что вы знаете о курае? Где, ребята, вы видели такой курай? Что означает 7 лепестков курая? (содружество семи племен башкирского народа) Как называется легенда о курае? (Сказание о курае) Давайте вкратце вспомним легенду.
Физминутка. А сейчас мы с вами поиграем в игру «Четвертый лишний» Мастер по изготовлению музыкальных инструментов потерял свои чертежи и затрудняется в изготовлении инструментов. Давайте ему поможем. Проводится игра «Сложи картинку» Что нового сегодня узнали? Что было для вас интереснее всего? Кто был сегодня активным на занятии? Как ты занималась на занятии?
Смычок на ней пиликает, как воробей чирикает (скрипка) Заиграли 3 струны на четыре стороны (балалайка) Она у папы шестиструнная Её настройка – дело трудное И чтобы папу не расстраивать, Её нам лучше не настраивать (гитара)
|