Конспект занятия на тему: «Что я чувствую"
Цель: - формировать представления детей об эмоциональных проявлениях людей (мимика, жесты); - развивать эмоциональную сферу, расширять круг понимаемых эмоций; - показать основные приемы владения своими чувствами как проявления силы воли; - воспитывать желание помогать близким людям, сверстникам.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение произведений художественной литературы.
Оборудование: музыкальный центр, диск с записью музыки для проведения физминутки, набор сюжетных картин, иллюстрации, набор пиктограмм, карандаши для каждого ребенка.
Ход занятия: Воспитатель: - Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас всех! А какое у вас сейчас настроение? На что оно похоже: на солнышко или на темную тучку? (ответы детей) Воспитатель: - А сейчас мы вспомним героев наших любимых сказок. - Какие чувства испытывают герои этих сказок? 1.Рады зайчики и белочки, Рады мальчики и девочки. Обнимают и целуют косолапого: «Ну, спасибо тебе, дедушка, за солнышко!» (радость) 2.Плачет серый воробей: - Выйди, солнышко, скорей! Нм без солнышка обидно, В поле зернышка не видно! (грусть) 3.И доктор пришил ему ножки И заинька прыгает снова. А с ним и зайчиха мать Тоже пошла танцевать (радость) 4.Прибежала зайчиха И закричала: «Ай-ай! Мой зайчик попал под трамвай И теперь он больной и хромой Маленький заинька мой!» (страх) Воспитатель: - Дети, вы, наверное, догадались, о чем мы будем говорить с вами на занятии? (ответы детей) - Да, мы будем говорить о чувствах. Как вы понимаете это выражение «чувства»? (ответы детей) Воспитатель: - Верно, все мы умеем радоваться, грустить, печалиться. Но каждый из вас человек и мы должны уметь управлять своими чувствами. - Я могу сдержаться и не заплакать; - Могу не капризничать, хотя мне очень хочется это сделать; - Могу не засмеяться, если даже очень смешно. Воспитатель:- Вы понимаете, как трудно управлять собой, но вы должны этому учиться. - Представьте, перед вами человек, которому очень грустно. Как понять, что ему грустно? Как можно это понять, что нам поможет? (ответы детей) - Верно, нам об этом расскажут глаза, руки, а еще речь. Воспитатель: - У меня в руках конверт, он необычный: на нем нарисован вот такой значок – это пиктограмма, она означает (грусть, печаль и т.д.) - Это письмо передали мне ваши мамы и просили рассказать, что не все дети могут управлять своими чувствами и поэтому доставляют своим мамам много неприятностей. Попробуйте догадаться почему? (выставляю сюжетные картины – дети отвечают на вопрос: « О ком, о каком человеке идет речь?») - Этот мальчик рук не мыл, Месяц в баню не ходил. Сколько грязи, сколько грязи, Мы на шее лук посадим, Репу на ладошках, На щеках картошку, На носу морковь взойдет – Будет целый огород! – «грязнуля, замарашка»
- А это что за девочка? Час жевала грушу, Два - умывалась, Три - вытиралась. Утром завтракать пошла Только к ужину пришла? – «девочка - капуша»
- Костя хлеб жует сухой. «Ты бы ел его с ухой» До ушей краснеет Костя, Он решил правдивым быть. «Я бы съел ухи, да только Мне тарелку нужно мыть» - «мальчик – лентяй»
- Все расскажет про ребят: Кто дерется, кто кричит. Только про саму себя Не расскажет, промолчит – « девочка – ябеда»
-Этому мальчишке доверять нельзя. Что не скажет язычишко, Все неправда, все не так «мальчик – врун»
- А как часто нужно нам С кем- то, чем-то поделиться. Кто привык везде скупиться, Кто твердит всегда «не дам» - «жадина»
- Я - красавец, я - силач, Я - умелец, я - лихач, Я- я – я всёзнайка, А зовут меня - «зазнайка»
Воспитатель: - Вот видите, какие бывают дети. Что вы чувствовали, когда слушали эти стихи? Покажите ту пиктограмму, которая отражает то, что вы чувствуете (дети показывают пиктограммы)
Воспитатель: - Молодцы, ребята! Вы дали правильные ответы. А теперь ответьте на вопрос: «Что вы чувствуете, когда одели …» - красивый сарафан - удобный спортивный костюм - тесную одежду - мягкую, пушистую шубку - мятую рубашку
Воспитатель: - Вы ответили верно. А теперь поиграем в игру, будьте внимательны. Игра «Скажи наоборот» Вы грустные ребята – Мы веселые ребята. Вы ленивые - Мы трудолюбивые. Вы злые - Мы добрые. Вы рассеянные - Мы внимательные. Вы неряшливые – Мы аккуратные. Вы грубые - Мы вежливые. Вы злые - Мы добрые. Воспитатель: - Молодцы! А теперь я вас приглашаю на прогулку по улицам нашего города. Я хочу убедиться, что вы умеете чувствовать настроение тех людей, которые встретятся нам в пути, но хочу предупредить, что это могут быть герои сказок. Будьте внимательны – смотрим на светофор. Физминутка «Красный, желтый, зеленый» (проводится под музыку) Заведем мотор – вниманье: Если свет зажегся красный Значит, двигаться опасно (круговые движения головы вправо – влево) Желтый свет предупрежденья Нет сигнала для движенья (повороты туловища влево - вправо) Свет зеленый говорит Проходите – путь открыт (ходьба на месте)
Воспитатель: - 1 остановка «Карлсон и домоправительница» Посмотрите, перед вами «живые картинки». Нужно рассмотреть их внимательно и оценить ситуацию. (детям предлагаются сюжетные картинки из произведения «Малыш и Карлсон») - Что чувствует Карлсон? - Что чувствует домоправительница?
2 остановка «Домоправительница и Малыш» - Что чувствует домоправительница? -Что Малыш? Почему?
3 остановка «Малыш и Карлсон» - Что, по-вашему, переживает Карлсон? - Что чувствует Малыш?
- А теперь, располагайтесь поудобнее и дорисуйте лица героев сказки пиктограммами. Воспитатель:- Мы сегодня говорили о чувствах, настроениях; вы, общаясь, друг с другом испытывали тоже разные чувства. - Когда вы испытываете гнев, злость, когда кто-то толкнет вас, обидит, то надо помнить о том, что надо не бросаться в драку, а надо успокоиться, мысленно сказать «Я могу сдержаться», «Я могу не плакать» и т.д. - А еще поможет нам успокоиться упражнение «Волшебные нитки» Упражнение «Волшебные нитки» Возьмите в руки клубочек в руки и начинайте медленно сматывать нитки. Дышите медленно, думайте о чем – то приятном. - А еще поможет нам успокоиться упражнение «Драка». Упражнение «Драка» Представьте, что вы сильно рассердились, готовы броситься в драку. Глубоко – глубоко вдохните, крепко- крепко сожмите зубы, сожмите пальцы в кулаки, до боли. Задержите дыхание – посчитайте мысленно про себя до 5. Расслабьтесь, и вы увидите, как все неприятности окажутся позади.
Воспитатель: - Вот и подошло к концу наше путешествие в мир чувств и эмоций. - Что сегодня для вас было интересным и необычным на занятии? - Что нового вы узнали? Надеюсь, ребята, что вы сможете теперь управлять своими чувствами и эмоциями. Спасибо всем за внимание!
|