Развитие речи «Наше тело» Программное содержание: Обобщить знания детей о частях тела, органах их функциях; учить воспринимать предметы, включая разные органы чувств; Развивать грамматические категории (подбирать к существительным качественные прилагательные, подбирать действия к предметам, учить образовывать существительные в родительном падеже). Продолжать развивать фонематический слух, речевое дыхание, артикуляционную моторику, интонационную выразительность речи. Воспитывать желание беречь и укреплять свое здоровье. Материалы для воспитателя: дидактическая кукла «Малыш», плакат «Наше тело», магнитофон. Материалы для детей: баночки с ватой, пропитанной запахами хвои, чеснока, духов; маленькие зеркала; лоток с кусочками продуктов, набор картинок для игры «Найди место для картинки»
Ход занятия: 1. Мотивационный момент. (Дети стоят полукругом) У нас в гостях Малыш, он просит рассказать, для чего нужен нос, руки, глаза. Объясним, покажем, поможем понять.
2. Объяснение нового материала. -Нужно различать части тела и органы. Посмотрите на плакат. -Назовите самую большую часть тела (Туловище) Внутри туловища расположены внутренние органы – сердце, легкие, желудок и т.д. от туловища растут ноги, руки и голова. а) голова: - Что находится выше всего на голове? (волосы) Потрогайте, подавите их. -Какие они? (мягкие, пушистые, темные, светлые, длинные, короткие) -Для чего нужны волосы? (для защиты холода и от жарких лучей солнца) -Сзади головы - затылок, впереди – лицо. б) Ниже волос – лоб, ниже лба – глаза. -Закройте глаза. Что я делаю? (взяла книгу, помахала рукой) Теперь откройте глаза. Вот что я делала (повторить действия). -Зачем нужны глаза? в) За столами. – Зажмите ладонью нос и рот. Посидите. Зачем нужен нос? (чтобы дышать). Но есть у него еще одна обязанность. - Откройте футляры от киндер - сюрпризов, поднесите к носу. Что почувствовали? (запахи). Чего? (духов, хвои, чеснока, апельсина). Так зачем нам нос? (дышать и чувствовать запахи). - Выражением лица или с помощью мимики покажите, понравился вам запах или нет, а я попробую отгадать. - Индивидуально. Саша Ш., Соня С.Глубоко вдохните, на выдохе скажите: «Приятный запах!» Еще вдох: «Ах, какой приятный запах!»
3. Физминутка. «Мы ногами топаем, мы руками хлопаем…»
4. Отгадайте загадку: У зверушки на макушке, а у нас ниже глаз. (Уши) -Проверим, для чего уши. Плотно закройте уши. В – ль тихо произносит слова шапка, машина, бубен. Что я сделала? Как догадались? Что я сказала? Для чего уши? Послушайте. Плач малыша. Повторите громко, тихо, шепотом. Как можно успокоить малыша? (покачать как мама)
5. Артикуляционная гимнастика. Возьмите зеркала, покажите, как малыш сосет соску. Упражнение «Чищу зубки» Чищу зубки, Чищу зубки, И вверху я, и внизу, Чтоб сверкали и блестели, Никогда бы не болели. Упражнение «Язычок заболел» Наш веселый язычок Захворал как старичок. Он закашлял, застонал, Еле я его узнал. Быстро чаем напоил («Чашечка») И варенье не забыл («Вкусное варенье») Язычок стал веселей («Улыбка») И позвал к себе друзей («Иголочка» – движения вперед- назад) -Угадайте, какие первые звуки Малыш учится говорить (по артикуляции дети определяют звуки) - Как догадались? -Какие это звуки? (гласные). Почему? (Их можно пропеть). -Какие органы помогают нам говорить? (язык, губы, зубы)
- Игра «Остановись на звук». Дети ходят по кругу, в – ль называет слоги, когда услышат слог со звуком /И,/ должны остановиться.
-Дидактическая игра «Найди место для своей картинки» В коробку под символом «а» положить картинки, которые начинаются со звука /а/, а под символом «у» - со звука /у/.
6. Из лотка возьмите хлеб, съешьте его. Попробуйте другие продукты. -Расскажите как вы ели (жевали зубами, проглотили) Что еще почувствовали? (вкус продуктов) Итак, зачем человеку рот? (говорить, есть, чувствовать вкус еды)
7. Итог. Малыш, теперь ты знаешь для чего части тела и органы? -Мы нашли части тела, которые были бы не нужны человеку? А такой орган, который бы ничего не делал? Природа все предусмотрела, а нам остается, ухаживать за собой, беречь и укреплять свое здоровье. О том, как это делать, мы поговорим на других занятиях.
|