Занятие по изодеятельности Гасс Ольга Васильевна, воспитатель по изодельности, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение: "Центр развития ребёнка - детский сад №41" (старший дошкольный возраст) Тема: «Путешествие в страну Волшебных красок» (по итогам года, с элементами развлечения)
Художественно-педагогическая идея: Свет доброты. Цель: способствовать желанию детей выражать свои чувства, мысли в слове, художественном творчестве, рисунке. Время проведения: 40-45 мин. Задачи: Создать условия для развития творческого воображения у детей дошкольного возраста. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Дать детям представление о богатстве красок и о значении их в рисунке; учить детей логически мыслить, находить выход из трудных ситуаций, побуждать к фантазированию, воспитывать эстетические чувства, дружеские взаимоотношения, обогащать речь. Оборудование: Расписной сундучок, подушечки для сидения, акварель, гуашь, фломастеры, кисть малярная, кисточки, наряд для Королевы Кисточки, замок Кощея Бессмертного, декорации леса, замка Кощея, ворота, шаблоны бабочек, картины (пейзажи, натюрморт, портрет), ватман с изображением геометрических фигур, искусственные цветы разных цветов (холодные, теплые), волшебный карандаш, клубок, оборудование для физкультминуток: дощечки, для ходьбы по кочкам, три камня с надписью, посылка. Аудиозапись: Тихая спокойная музыка; Музыка из «Спокойной ночи, малыши»; Песня «В мире много сказок»; Песня «Мы едем, едем, едем...»; Песня «Если с другом вышел в путь»; «Песня Красной Шапочки»; «Песенка друзей». Сказочные герои: Художник, гном, Красная Шапочка, Почтальон Печкин, Баба Яга, Кощей Бессмертный, Водяной, Королева Красок Звучит музыка из передачи «Спокойной ночи, малыши». В зале стоит сундучок, вокруг которого разложены подушечки для сидения. Дети под музыку усаживаются вокруг сундучка. Воспитатель: Прозвучала сказочная мелодия и это значит, что волшебный сундучок зовет нас к себе в гости. Как вы думаете, что он для нас приготовил? Дети: Наверное, расскажет сказку или приготовил сюрприз. Воспитатель: Давайте сядем поудобнее и посмотрим, что же он приготовил? Воспитатель открывает сундучок, в нем обыкновенная малярная кисть и ко¬робка гуаши. Воспитатель: Что же это такое? Кто так пошутил? Звучит громкая аудиозапись: Ха-ха-ха! Что сказку захотели услышать? Не услышите! Не будут вам сего¬дня сказок. Мы все здесь с Кощеем заколдовали. Это говорю вам я - красавица, умница Баба Яга. Воспитатель: (разочарованно) Что же нам делать? Может сами сочиним свою сказку. Про что? Да, хотя бы про эту гуашь и кисточку. Кем эта кисть будет в сказке? Дети: Королевой. Воспитатель: А чтобы она была похожа на королеву, что нужно сделать? Дети: Нарядить, сделать корону. Дети помогают наряжать кисточку. Воспитатель: Как вы думаете, есть у нее свое королевство? И как можно на¬звать эту страну? Там живут краски, все любят рисовать. Дети: Страна Волшебных красок. Звучит музыка «В мире много сказок...» Воспитатель: В некотором царстве, в некотором государстве, в «Стране Волшебных красок», краски, карандаши, кисточки жили дружно, ни когда не ссорились и очень любили рисовать. Поэтому у них все вокруг было ярким, красивым, красочным. Главной в этой стране была наша Королева Кисточка. Раздается стук в дверь. Входит Почтальон Печкин. Почтальон Печкин: Здравствуйте, ребята! Вам письмо от неизвестного адресата. Получите, распишитесь, (собираясь уходить, вспоминает) Да, чуть не за¬был, вам и посылка от какой-то Акварельки. А вообще вам ли посылка? Документы есть? Покажите, распишитесь. Ну, я пошел, работы много. До свидания. Воспитатель: Спасибо тебе, Почтальон Печкин. Дети: До свидания. Воспитатель: (открывает письмо) «Здравствуйте, деточки? Не будет вам «Страны Волшебных красок». Мы с Кощеем все заколдовали. Великий Бессмертный Кощеюшка и Бабочка Ёжечка». Воспитатель: Дети, вы поняли, что случилось? Дети: Наверное Кощей Бессмертный с Бабой Ягой похитили Королеву Кис¬точку, и все стало в стране Волшебных красок бесцветным. Воспитатель: Пришла посылка, которую прислала Акварелька. Открывают посылку, в ней фломастеры, карандаши, акварельные краски, кисточки и открытка. Воспитатель: (читает открытку) «Помогите Королеве Кисточке» подпись Акварелька. А как же мы ей поможем? Дети: Отправимся в страну Волшебных красок, спасем Королеву. Воспитатель: А вы не боитесь? Дети: Нет. Воспитатель: Давайте переложим фломастеры, карандаши, краски в корзину, вдруг пригодятся. Ну, и в путь - дорогу! Возьмемся за руки, друзья, И по тропе чудес Отправимся на испытания В волшебный чудный лес. Звучит музыка, дети подпевают «Веселые путешественники» сл. С.Михалкова, муз. М.Старокадомского. Дети проходят через волшебные ворота в лес, на пути большой камень. На нем написано: «Налево пойдешь - в музей попадешь». Дети подходят к выставке репродукций картин. Их встречает Веселый Художник. Художник: Дети я потерял свой карандаш волшебный. Это Баба Яга его спрятала. Дала какие-то задания, ответишь правильно - сказала, верну карандаш. Воспитатель: Не печалься Художник. Дети тебе помогут, они у нас все умеют. Художник: (Задание №1) Помогите, пожалуйста. На какие три группы можно разделить эти картины, (пейзаж, портрет, натюрморт). Чтение стихотворений М.Яснова «О картинах». 1 ребенок: Если видишь на картине Нарисована река Или ель и белый иней Или сад и облака, Или снежная равнина Или поле и шалаш Обязательно картина Называется ... (пейзаж). 2 ребенок: Если видишь на картине Чашку кофе на столе, Или морс в большом графине, Или розу в хрустале, Или бронзовую вазу, Или грушу, или торт Или все предметы сразу Знай, что это ...(натюрморт). 3 ребенок: Если видишь, что с картины Смотрит кто-нибудь на вас, Или принц в плаще старинном, Или вроде верхолаз, Летчик или балерина, Или Колька твой сосед Обязательно картина Называется ...(портрет). Художник: Молодцы, ребята! С этим заданием вы справились, а что же вы еще знаете? (Задание №2) Найти картину по описанию. (Задание №3) На столах лежат репродукции картин разных жанров, дети должны выбрать и выставить только пейзаж. (Задание №4) Дети должны подобрать соответствующие репродукции картин к следующим музыкальным фрагментам: «Шум моря», «Пение птиц».
Художник находит свой волшебный карандаш. Дети прощаются, волшебный карандаш указывает путь.
На пути второй камень.
«Направо пойдешь - друзей обретешь» Детей встречает грустный гномик.
Воспитатель: Здравствуй, гномик! Что случилось? Гном: Злая Баба Яга и Кощей Бессмертный здесь побывали. Я хотел Бело¬снежке нарисовать картину, уже почти нарисовал, а они заколдовали, все мои рисунки исчезли. Воспитатель: Мы тебе поможем, наши дети любят рисовать. Серия дидактических игр под музыку «Дорисуй» «На что похожи геометрические фигуры» Гном: Молодцы! Быстро справились. Спасибо вам большое, расскажу своим братьям Гномам и Белоснежке о вас - добрых детях. А вы ищите Королеву? - ступайте прямо. До свидания.
Звучит фрагмент музыки «Веселые путешественники» На пути камень «Прямо пойдешь - в сказку попадешь» Звучит музыка «Песня Красной Шапочки» Из-за елочки выходит Красная Шапочка
Воспитатель: Здравствуй, Красная Шапочка! А у тебя что случилось? Красная Шапочка: Я шла к бабушке в гости. У нее день рождения, несла ей подарок. По дороге хотела нарвать букет цветов. Я знала полянку, где растет много красивых цветов. Пошла туда. А там произошло что-то непонятное. Цветы по¬никли, тихо на полянке и летают бесцветные бабочки. Воспитатель: Не переживай, Красная Шапочка. Мы знаем, кто это все сделал. Кто, дети? Дети: Баба Яга и Кощей Бессмертный. Воспитатель: Мы поможем тебе. Раскрашивание бабочек - кляксография. Релаксация «Бабочки летают над цветами» Утром бабочка проснулась, Потянулась, улыбнулась. Раз - росой она умылась, Два - изящно покружилась, Три - нагнулась и присела, На четыре - улетела. Воспитатель: А теперь, дети, давайте поможем Красной Шапочке собрать два букета для бабушки (холодных, теплых тонов). Красная Шапочка: Спасибо, ребята! Какие вы молодцы. Возьмите, пожалуйста, клубочек, он покажет вам путь как найти Королеву. Воспитатель бросает клубочек за елочку - атрибут (на пути болото) Воспитатель: Куда же привел нас клубочек? И как нам пройти дальше? А, догадалась! Упражнение «Ходьба по кочкам» Слышится песня Водяного «А мне летать охота» муз. М.Дунаевского, сл. Ю.Энтина Водяной: Я Водяной, я Водяной. Никто не водится со мной Внутри меня водица -Ну что с таким водится Эх, жизнь моя жестянка, Да ну ее в болото! А мне летать охота. Подходит к детям Водяной: Кто пришел ко мне домой? Кто нарушил мой покой? Я вас всех сейчас схвачу И в болото утащу Я самый страшный, Я самый беспощадный. И такой одинокий. Воспитатель: Здравствуй, Водяной! Чего ты расшумелся, видишь дети испугались. Ты лучше нам помоги, скажи, как пройти в замок Кощея Бессмертного. Водяной: А зачем вы его ищите? Дети: Он похитил Королеву Красок, мы хотим ее найти и вернуть в королевство. Водяной: А вы что рисовать любите? Дети: Да, очень любим. Водяной: И чем вы любите рисовать? Дети: Гуашью, фломастерами, акварельной краской, помадой, свечкой, мылом, сангиной, пастелью, ниткой. Водяной: Да, вы настоящие художники, но мне все равно грустно. Воспитатель: Погоди, погоди, Водяной грустить. Мы тебе поможем. Ребята, давайте скажем нашему герою добрые слова и сердце его потеплеет. Дети говорят добрые слова, пословицы о друге и дружбе. Водяной: Ой, ребята, какие вы добрые, да хорошие. Сколько лет служу у Кощея, а слова доброго ни разу не услышал, а вы мне душу успокоили, согрели. Я вам тоже помогу, путь дорогу укажу. Песня «Если с другом вышел в путь» Дети идут с Водяным к занавесу Водяной: Дворец Кощея Бессмертного находится за этой стеной, а что бы туда пройти, нужно сказать волшебные слова. Сейчас я их скажу. Ой, как же... Сейчас... Кажется я их забыл. Эх! Водяная моя голова! Воспитатель: Может, мы сможем тебе помочь. Дети, вы знаете какие-нибудь заклинания? Дети: Сим-Салабим, откройся! Водяной: Да, да , верно! Занавес открывается, появляется бесцветный замок Кощея Бессмертного. Воспитатель: Как же нам найти Королеву Красок? Водяной: Я, кажется, знаю. Вам нужно раскрасить замок. Дети украшают замок яркими красками, звучит музыка. Раздается голос Кощея Бессмертного Кощей Бессмертный: Ой! Ой! Сдаюсь. Не могу злиться. Какой замок красивый у меня. Сколько лет живу, а такого замка не видел. Верну я вам Королеву, обещаю больше вас не трогать. Звучит музыка, появляется Королева Красок. Воспитатель: А вот и наша Королева Красок. И в наше королевство красок снова вернулась радость. А Кощея Бессмертного и Бабу Ягу простим! Дети: Конечно, простим. Баба Яга, Кощей Бессмертный: Спасибо, ребята! Все становятся в хоровод, поют песню «Песенка друзей».
Нетрадиционная техника рисования (семинар - практикум) Детское творчество неразрывно связано с познавательной деятельностью. «Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым он располагает (А. С. Выготский) Задачи: Формирование интереса к изобразительной деятельности; - Овладевать простейшими техническими приёмами работы с различными материалами; - Развивать воображение, видеть необычное в обычных предметах. 1. Теоретическая часть: Воображение дошкольника связано прежде всего с особенностями его мотивационной и познавательной среды и позволяет ребёнку актуализировать свой опыт, даёт ему возможность реализовать целый ряд потребностей: в познании, в общении, в самоутверждении и самовыражения. Основным показателем в творческой сущности воображения является признак новизны. К факторам развития творческого воображения ребёнка следует прежде всего отнести личностно - ориентированное общение взрослого, которое по своим целям и результатам отвечает потребностям дошкольника познавать, преобразовывать, осваивать мир, способствует раскрепощению воображения и мышления. Благоприятным фактором развития воображения является детское экспериментирование, самостоятельная деятельность с новыми предметами ,:Ребёнок, зная, что краски другого цвета можно получить, смешав их, пытается найти свой цвет; пробует рисовать разными предметами, которые даже не предназначены для рисования (перышко птицы, гвоздик, гайка, палец и т. д.) Кроме этого важно научить ребёнка различным способом рисования , дать понятие о разной технике изображения, обогащать эмоциональный опыт. Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение трёх взаимосвязанных задач: • Пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни; • Сформировать у них изобразительные навыки и умения; • Развитие творческого потенциала у подрастающего поколения; Нетрадиционная форма рисования в изобразительной деятельности соответствует современным требованиям к обновлению содержания дошкольного образования, гуманизации педагогической работы в детском учреждении, реализует принципы личностно - ориентированного взаимодействия с детьми в процессе обучения, способствует активизации возможностей детей. Ведь для маленького ребёнка художественный материал обладает завораживающей, притягательной силой, он подсказывает замысел, воздействует на его характер, способствует созданию художественного образа. Занимаясь с детьми не нужно стремиться к ожиданию быстрого успеха, не предъявлять высоких требований, иначе это может вызвать негативную реакцию, дети рисуют не напоказ, а для себя. Надо уметь читать детские рисунки, оценивать их. А от таких занятий дети получают удовольствие. И это ещё один немаловажный эмоциональный фактор. Нередко мы наблюдаем, как ребёнок с удовольствием играет с воображаемым предметом. Так и на нетрадиционных занятиях дети играют: (краска, бумага, поролон, парафин, опилки, мыло, мыльные пузыри и т. д.) На занятии главное у ребёнка - экспериментировать, а что же получится : (капля, шарик, мыльный пузырь, нитка и т. д. ) Я чувствую - Я представляю - Я воображаю - Я творю, (задавать детям вопросы - провокаторы) • На что это похоже? • Кто, что это может быть? • Что или кто может быть такого цвета? • Что можно изобразить такой линией? 2.Практическая часть. (в работе были использованы следующие нетрадиционные техники: • Ниткография • Кляксография • Кляксография с трубочкой • Солёный мел • По - сырому • Печатание • Граттаж • Рисование свечой и мылом З.Подведение итогов Творческий процесс - настоящее чудо. Понаблюдайте, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить: « В творчестве нет правильного пути, нет неправильного Пути, есть только свой собственный путь».
|