МБДОУ города Астрахани №52 «Росинка» Федорова Ольга Павловна воспитатель
Тема: Ярмарка «Русские чудеса». (старшая группа)
Программное содержание: Продолжать знакомить детей с творением народных рук – народной игрушкой, показать ее разнообразие через материал, роспись, характер; подвести к пониманию того, что любая игрушка – отражение времени, память о человеке. Дать представление о том, что в разных уголках нашей большой родины живут и трудятся мастера народной игрушки. Воспитывать интерес, любовь, бережное отношение к изделиям мастеров, народному творчеству; формировать потребность и желание делать свои игрушки.
Материал: А) зрительный ряд -карта России; -матрешка; -дымковская игрушка; -свистулька: филимоновская, городецкая, жбаниковская; -каргопольская игрушка; -цветные силуэты народной игрушки для карты; -фотография П.С. Тимофеевой – мастера жбаниковской игрушки; -кассета «Тайны птицы Сирин»; -телевизор; -магнитофон; -лукошко; -иллюстрации народных игрушек (дымковской, филомоновской, каргопольской); -альбом « Жбаниковская свистулька»; -карусель. Б) литературный ряд - стихи «Велика Россия наша…»; -стихи: «Дымковский индюк» «Ох, ты, свисты, пересвисты…» -пословицы о труде. -загадки о матрёшке, дымковской игрушке.
Предварительная работа: Проведение серий занятий по знакомству с конкретной народной игрушкой, рассматривание иллюстраций, книг; заучивание стихов, пословиц о труде.
Ход занятия:
- Сегодня у нас гости, а гостям мы всегда рады. Поздоровайтесь (дети здороваются). Доброму гостю хозяин рад. - Ребята, как называется страна, в которой мы живем? - Как вы думаете, что это такое? (обращаю внимание, на стене висит карта России с силуэтами разных игрушек). - Да, это карта нашей Родины. Велика Россия наша И талантлив наш город. О Руси родной, мастерах-умельцах На весь мир молва идет. - О каких мастерах-умельцах на весь мир идет молва? (ответы детей). - О людях, которые умеют делать своими руками вещи, вызывающие восхищение, радость, желание любоваться ими. - Русские мастера умели трудиться и в свою работу они вкладывали все свое умение, всю душу, поэтому и изделия получались у них яркими, красивыми. С изделиями разных мастеров, которые проживают на территории нашей страны, можно познакомиться по–разному: -рассматривать книги, альбомы; -посмотреть по телевизору передачу «Живое дерево ремесел», « Секреты старых мастеров»; -если удастся, то поехать в город или в село, где живут и работают мастера; -побывать на ярмарке, где можно увидеть самый разный товар, познакомиться и поговорить с мастером. Даже наша карта поможет узнать, где какие мастера живут и что они делают. Ярмарка. Кто из вас знает, что это такое? (ответы детей). Ярмарка – это место, где можно и купить и продать разнообразный товар. Мастера из разных уголков земли везут свои изделия на ярмарку. Ходит народ по рядам, а товара так много – глаза разбегаются. Издавна русский народ славился на весь мир умелыми руками, не зря про их изделия говорят «русские чудеса». -Вот нам бы побывать на ярмарке русские чудес. (Звучит фонограмма) -Эй, народ честной, да удачливый! На нашу ярмарку поворачивай! -Что душа не пожелает, Все на ярмарке найдет! Всяк подарки выбирает, Без покупки не уйдет! (слышится музыка, смех). -Кажется, нас на ярмарку приглашают. На ярмарке слышится смех, музыка, шутки – прибаутки, загадки. Я когда там бывала, тоже их слышала, одну запомнила, да вам принесла, отгадаете – отгадка будет ваша: Мышку встретили подружки И попрятались друг в дружке, А которая осталась, Больше всех перепугалась. - Что это за подружки? (ответы детей). Почему вы так решили? (беру в руки матрешку, показываю детям). - Правильно, это матрешка. Вы с ней знакомы. Чем особенна эта игрушка? Из чего она сделана? Кто ее делает? Вспомните, с какой матрешки мастер начинает свою работу? - Загадку отгадали, про матрешку рассказали – теперь она ваша (кладем в лукошко). - Чтобы стать настоящим мастером надо много трудиться. Труд человека, его мастерство русский народ прославил в пословицах, некоторые вы знаете. Вставайте в круг, передавая матрешку, друг другу, будем говорить пословицу о труде (дети встают в круг, матрешка в руках педагога, который первый говорит пословицу). - У работящего в руках дело огнем горит. - Дело мастера боится. -Хочешь, есть калачи, не сиди на печи. -Делу время, потехе час. -Труд человека кормит, а лень портит. -Без труда нет плода. -Терпение и труд все перетрут. -Без труда добра не будет. -Запевай, а работу знай. -Глаза страшатся, а руки делают. -От лени-болезни, от труда – здоровье. -Добрая работа мастера хвалит. -Без труда не выловишь и рыбку из пруда. -Не то дорого, что красно золота, А то дорого, что мастера доброго. - Молодцы! Много пословиц назвали, и матрешка оказалась хорошей помощницей. Где же делают такую замечательную Семеновскую матрешку? Подойдем к карте и посмотрим: постарайтесь найти на карте силуэт матрешки. (дети находят). - Недалеко от города Нижний Новгород расположен небольшой городок Семеново, здесь и делают семеновскую матрешку. (дети крепят на карту цветной силуэт матрешки). - Настала пора идти на ярмарку и посмотреть, какие чудеса завезены. Что же здесь продают? Узнать поможет загадка: Игрушки не простые, А волшебно расписные. Белоснежны, как березки, Простой, казалось бы узор, Но отвести не в силах взор. (ответы детей) - Молодцы! Отгадали, это действительно дымковская игрушка. -Из чего сделаны все эти игрушки? -Почему они называются дымковскими? -Чем их покрывают? -Назовите элементы узора (круг, точки, кольца, полоски, волнистая линия). -Когда смотрите на эти игрушки, что чувствуете? -Что можно сказать о мастере, который сделал такие игрушки? (ответы детей). Сама игрушка говорит о мастере, «Добрая работа мастера хвалит». -Ребята, а вы хотели бы купить дымковскую игрушку? Но продаются они не за деньги, а за шутки, прибаутки, стихотворения.
Ребенок читает «Дымковский индюк» Вот индюк нарядный, весь такой он ладный, У большого индюка все расписаны бока. Всех нарядом удивил, крылья важно распустил, Посмотрите, пышный хвост у него совсем не прост, Точно солнечный цветок, а высокий гребешок Красной краскою горя, как корона у царя. Индюк сказочно красив, он напыщен, горделив. Смотрит с высока вокруг птица важная – индюк.
- Замечательно! Покупку нашу положим в лукошко, а на карте поищем вот такой силуэт дымковской игрушки и узнаем, где ее делают. Звучит фонограмма: звучание свистулек, вначале тихо, затем громче, потом опять тихо. -Что это такое? Как вы думаете? Подойдем к следующему столу и посмотрим, чем здесь порадуют нас мастера. Может быть, кто-то из вас уже догадался? -Ой, да здесь свистульки разные. У каждой свое название. Давайте их внимательно рассмотрим. -Красота, да и только! Как называется эта свистулька? (показываю филимоновскую). -Почему она так называется? - Из чего сделана? -В деревне Филимоново делали из глины посуду и игрушки, но не всякие, а именно свистульки. Какие игрушки вы здесь видите? ( котик, барышня, птичка …) - Игрушки яркие, нарядные. Какими элементами узора мастер расписывает игрушки? (круг, треугольник, полоски, елочка, ростки). -Что означает круг? -Что означает треугольник? -Что означает росток, елочка? -Узор на игрушке напоминает о связи человека и природы. Где же находится эта деревня Филимоново, в которой живут мастера-умельцы? (по силуэту филимоновской игрушки находим на карте и прикрепляем цветной силуэт). -Здесь у нас еще есть свистульки. Рассаживайтесь поудобнее, рассмотрим их. Вот эти свистульки называются городецкими (показываю городецкие свистульки), их сделали мастера в удивительном городке Городец, что на Волге (даю детям игрушки в руки). -Интересно, есть ли на карте силуэт городецкой свистульки, надо поискать. ( ищут и прикрепляют цветной силуэт). -А вот какие интересные свистульки: и большие и маленькие (показываю жбаниковскую). Называются они жбаниковская свистулька (даю детям посмотреть). Их сделала замечательная мастерица Прасковья Степанова Тимофеева (показ фотографии). Прасковья Степанова начала самостоятельно лепить свистульки с 10 лет. В ее семье этим ремеслом занимались дед, отец; свое умение Прасковья Степанова передала своим детям; сыновьям, дочке, внукам. - Свистульки эти очень легко узнать: на каждой Прасковья Степанова ставит свои инициалы, т.е. начальные буквы фамилия, имя, отчества (показ). Любимая игрушка – олень. Как вы считаете, на карте надо отметить то место, где делают жбаниковскую свистульку? Какой силуэт подходит вот к этой жбаниковской свистульке? (показ, отмечаем на карте). -Покупаем свистульки? Но они будут наши только тогда, когда мы поиграем в игру «Дирижер». Каждому из вас я дам свистульку, свистеть в нее будете тогда, когда я, как дирижер, взмаху рукой, но перед этим прочитаем стихотворение.
Ребенок читает стихотворение: Ох, ты, свисты-пересвисты, тут свистульки голосисты. Надувает щеки Дуня, да так дунет хохотунья- Свищет глиняная птичка, отвечает ей синичка, Соловейка и скворец. Вот так бабушкин дворец!
-Молодцы! Замечательно получилось, у каждой свистульки свое звучание. -Из чего сделаны все эти свистульки? -Да. Из глины, это хрупкий материал, с ними надо обращаться осторожно и тогда они долго будут нас радовать, а мы помнить о тех людях-мастерах, которые эту радость нам доставили. Аккуратно складываем свистульки в лукошко. Сколько много интересного мы увидели и приобрели. На ярмарку ходили не только взрослые, они брали с собой детей, покупали им игрушки, катали на качелях-каруселях. На нашей ярмарке тоже есть карусель. Садитесь на карусель. (дети встают около шеста с ленточками и берут по одной ленточке в руку, идут по кругу под народную музыку) -Еле, еле, еле, еле завертелись карусели, А потом, потом, потом всё бегом, бегом, бегом. Тише, тише, тише, тише карусель остановите. -Подходим к последнему столу с товаром. -Какую игрушку здесь видим? Как вы думаете, из чего они сделаны? -Посмотрите внимательно, что в них такого особенного: птица Сирин – птица счастья с человеческим лицом; загадочный и интересный персонаж в каргопольской игрушке – кто? Рассмотрим его? (дети садятся) -Это Полкан – огромный, добрый богатырь, защитник людей от зла. На кого похож Полкан? -Полкан – фантастическое существо: полуконь, получеловек, грудь у него крепкая, лицо с большой бородой, туловище, как у коня, ноги крепкие. -Что изображено на груди у Полкана? В Каргополе мастера лепили не только игрушки, но и свистульки (показ) -Найдём на карте г. Каргополь и прикрепим, цветной силуэт Полкана, и сразу понятно, где какую игрушку делают. -Ребята, на ярмарке не только можно купить товар, но и посмотреть, как работает мастере. Хотите? (просмотр видеосюжета «Тайны птицы Сирин» - работа мастера Дмитрия Васильевича Шевелёва) -В семье Дмитрия Васильевича Шевелёва, как и в семье Прасковьи Степановны Тимофеевой, мастерство передавалось из поколения в поколение: от родителей – детям, от бабушек и дедушек – внукам. И пока мы будем помнить об этом, беречь то, что нам досталось, мастерство народа будет жить и радовать нас. -Много интересного увидели мы на ярмарке «Русские чудеса». Вам понравилось? О чём вы расскажете дома? (даю оценку деятельности детей). -Мы не только увидели изделия мастеров, но и выяснили, где они живут. Какие народные игрушки были привезены на ярмарку? (по цветным силуэтам на карте уточняем названия игрушек) -Мастеров на Руси очень много, сегодня узнали только о некоторых, но впереди у нас ещё много интересных путешествий и встреч. В память о ярмарке дарю вам альбом «Жбаниковская игрушка». До свидания!
|