| МБДОУ города Астрахани №52 «Росинка» Федорова Ольга Павловна воспитатель
 
 Тема: Ярмарка «Русские чудеса».
 (старшая группа)
 
 Программное содержание:
 Продолжать знакомить детей с творением народных рук – народной игрушкой, показать ее разнообразие через материал, роспись, характер; подвести к пониманию того, что любая игрушка – отражение времени, память о человеке.
 Дать представление о том, что в разных уголках нашей большой родины живут и трудятся мастера народной игрушки.
 Воспитывать интерес, любовь, бережное отношение к изделиям мастеров, народному творчеству; формировать потребность и желание делать свои игрушки.
 
 Материал:
 А) зрительный ряд
 -карта России;
 -матрешка;
 -дымковская игрушка;
 -свистулька: филимоновская, городецкая, жбаниковская;
 -каргопольская игрушка;
 -цветные силуэты народной игрушки для карты;
 -фотография П.С. Тимофеевой – мастера жбаниковской игрушки;
 -кассета «Тайны птицы Сирин»;
 -телевизор;
 -магнитофон;
 -лукошко;
 -иллюстрации народных игрушек (дымковской, филомоновской, каргопольской);
 -альбом « Жбаниковская свистулька»;
 -карусель.
 Б) литературный ряд
 - стихи «Велика Россия наша…»;
 -стихи: «Дымковский индюк»
 «Ох, ты, свисты, пересвисты…»
 -пословицы о труде.
 -загадки о матрёшке, дымковской игрушке.
 
 Предварительная работа:
 Проведение серий занятий по знакомству с конкретной народной игрушкой, рассматривание иллюстраций, книг; заучивание стихов, пословиц о труде.
 
 Ход занятия:
 
 - Сегодня у нас гости, а гостям мы всегда рады. Поздоровайтесь (дети здороваются). Доброму гостю хозяин рад.
 - Ребята, как называется страна, в которой мы живем?
 - Как вы думаете, что это такое? (обращаю внимание, на стене висит карта России с силуэтами разных игрушек).
 - Да, это карта нашей Родины.
 Велика Россия наша
 И талантлив наш город.
 О Руси родной, мастерах-умельцах
 На весь мир молва идет.
 - О каких мастерах-умельцах на весь мир идет молва? (ответы детей).
 - О людях, которые умеют делать своими руками вещи, вызывающие восхищение, радость, желание любоваться ими.
 - Русские мастера умели трудиться и в свою работу они вкладывали все свое умение, всю душу, поэтому и изделия получались у них яркими, красивыми. С изделиями разных мастеров, которые проживают на территории нашей страны, можно познакомиться по–разному:
 -рассматривать книги, альбомы;
 -посмотреть по телевизору передачу «Живое дерево ремесел», « Секреты старых мастеров»;
 -если удастся, то поехать в город или в село, где живут и работают мастера;
 -побывать на ярмарке, где можно увидеть самый разный товар, познакомиться и поговорить с мастером.
 Даже наша карта поможет узнать, где какие мастера живут и что они делают.
 Ярмарка. Кто из вас знает, что это такое? (ответы детей).
 Ярмарка – это место, где можно и купить и продать разнообразный товар. Мастера из разных уголков земли везут свои изделия на ярмарку. Ходит народ по рядам, а товара так много – глаза разбегаются. Издавна русский народ славился на весь мир умелыми руками, не зря про их изделия говорят «русские чудеса».
 -Вот нам бы побывать на ярмарке русские чудес.
 (Звучит фонограмма)
 -Эй, народ честной, да удачливый!
 На нашу ярмарку поворачивай!
 -Что душа не пожелает,
 Все на ярмарке найдет!
 Всяк подарки выбирает,
 Без покупки не уйдет!
 (слышится музыка, смех).
 -Кажется, нас на ярмарку приглашают. На ярмарке слышится смех, музыка, шутки – прибаутки, загадки. Я когда там бывала, тоже их слышала, одну запомнила, да вам принесла, отгадаете – отгадка будет ваша:
 Мышку встретили подружки
 И попрятались друг в дружке,
 А которая осталась,
 Больше всех перепугалась.
 - Что это за подружки? (ответы детей). Почему вы так решили? (беру в руки матрешку, показываю детям).
 - Правильно, это матрешка. Вы с ней знакомы. Чем особенна эта игрушка? Из чего она сделана? Кто ее делает? Вспомните, с какой матрешки мастер начинает свою работу?
 - Загадку отгадали, про матрешку рассказали – теперь она ваша (кладем в лукошко).
 - Чтобы стать настоящим мастером надо много трудиться. Труд человека, его мастерство русский народ прославил в пословицах, некоторые вы знаете.
 Вставайте в круг, передавая матрешку, друг другу, будем говорить пословицу о труде (дети встают в круг, матрешка в руках педагога, который первый говорит пословицу).
 - У работящего в руках дело огнем горит.
 - Дело мастера боится.
 -Хочешь, есть калачи, не сиди на печи.
 -Делу время, потехе час.
 -Труд человека кормит, а лень портит.
 -Без труда нет плода.
 -Терпение и труд все перетрут.
 -Без труда добра не будет.
 -Запевай, а работу знай.
 -Глаза страшатся, а руки делают.
 -От лени-болезни, от труда – здоровье.
 -Добрая работа мастера хвалит.
 -Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
 -Не то дорого, что красно золота,
 А то дорого, что мастера доброго.
 - Молодцы! Много пословиц назвали, и матрешка оказалась хорошей помощницей. Где же делают такую замечательную Семеновскую матрешку? Подойдем к карте и посмотрим: постарайтесь найти на карте силуэт матрешки. (дети находят).
 - Недалеко от города Нижний Новгород расположен небольшой городок Семеново, здесь и делают семеновскую матрешку.
 (дети крепят на карту цветной силуэт матрешки).
 - Настала пора идти на ярмарку и посмотреть, какие чудеса завезены. Что же здесь продают?
 Узнать поможет загадка:
 Игрушки не простые,
 А волшебно расписные.
 Белоснежны, как березки,
 Простой, казалось бы узор,
 Но отвести не в силах взор.
 (ответы детей)
 - Молодцы! Отгадали, это действительно дымковская игрушка.
 -Из чего сделаны все эти игрушки?
 -Почему они называются дымковскими?
 -Чем их покрывают?
 -Назовите элементы узора (круг, точки, кольца, полоски, волнистая линия).
 -Когда смотрите на эти игрушки, что чувствуете?
 -Что можно сказать о мастере, который сделал такие игрушки? (ответы детей). Сама игрушка говорит о мастере, «Добрая работа мастера хвалит».
 -Ребята, а вы хотели бы купить дымковскую игрушку? Но продаются они не за деньги, а за шутки, прибаутки, стихотворения.
 
 Ребенок читает «Дымковский индюк»
 Вот индюк нарядный, весь такой он ладный,
 У большого индюка все расписаны бока.
 Всех нарядом удивил, крылья важно распустил,
 Посмотрите, пышный хвост у него совсем не прост,
 Точно солнечный цветок, а высокий гребешок
 Красной краскою горя, как корона у царя.
 Индюк сказочно красив, он напыщен, горделив.
 Смотрит с высока вокруг птица важная – индюк.
 
 - Замечательно! Покупку нашу положим в лукошко, а на карте поищем вот такой силуэт дымковской игрушки и узнаем, где ее делают.
 Звучит фонограмма: звучание свистулек, вначале тихо, затем громче, потом опять тихо.
 -Что это такое? Как вы думаете? Подойдем к следующему столу и посмотрим, чем здесь порадуют нас мастера. Может быть, кто-то из вас уже догадался?
 -Ой, да здесь свистульки разные. У каждой свое название. Давайте их внимательно рассмотрим.
 -Красота, да и только! Как называется эта свистулька? (показываю филимоновскую).
 -Почему она так называется? - Из чего сделана?
 -В деревне Филимоново делали из глины посуду и игрушки, но не всякие, а именно свистульки. Какие игрушки вы здесь видите? ( котик, барышня, птичка …)
 - Игрушки яркие, нарядные. Какими элементами узора мастер расписывает игрушки? (круг, треугольник, полоски, елочка, ростки).
 -Что означает круг?
 -Что означает треугольник?
 -Что означает росток, елочка?
 -Узор на игрушке напоминает о связи человека и природы.
 Где же находится эта деревня Филимоново, в которой живут мастера-умельцы?
 (по силуэту филимоновской игрушки находим на карте и прикрепляем цветной силуэт).
 -Здесь у нас еще есть свистульки. Рассаживайтесь поудобнее, рассмотрим их. Вот эти свистульки называются городецкими (показываю городецкие свистульки), их сделали мастера в удивительном городке Городец, что на Волге (даю детям игрушки в руки).
 -Интересно, есть ли на карте силуэт городецкой свистульки, надо поискать.
 ( ищут и прикрепляют цветной силуэт).
 -А вот какие интересные свистульки: и большие и маленькие (показываю жбаниковскую). Называются они жбаниковская свистулька (даю детям посмотреть). Их сделала замечательная мастерица Прасковья Степанова Тимофеева (показ фотографии). Прасковья Степанова начала самостоятельно лепить свистульки с 10 лет. В ее семье этим ремеслом занимались дед, отец; свое умение Прасковья Степанова передала своим детям; сыновьям, дочке, внукам.
 - Свистульки эти очень легко узнать: на каждой Прасковья Степанова ставит свои инициалы, т.е. начальные буквы фамилия, имя, отчества (показ).
 Любимая игрушка – олень.
 Как вы считаете, на карте надо отметить то место, где делают жбаниковскую свистульку? Какой силуэт подходит вот к этой жбаниковской свистульке?
 (показ, отмечаем на карте).
 -Покупаем свистульки? Но они будут наши только тогда, когда мы поиграем в игру «Дирижер». Каждому из вас я дам свистульку, свистеть в нее будете тогда, когда я, как дирижер, взмаху рукой, но перед этим прочитаем стихотворение.
 
 Ребенок читает стихотворение:
 Ох, ты, свисты-пересвисты, тут свистульки голосисты.
 Надувает щеки Дуня, да так дунет хохотунья-
 Свищет глиняная птичка, отвечает ей синичка,
 Соловейка и скворец. Вот так бабушкин дворец!
 
 -Молодцы! Замечательно получилось, у каждой свистульки свое звучание.
 -Из чего сделаны все эти свистульки?
 -Да. Из глины, это хрупкий материал, с ними надо обращаться осторожно и тогда они долго будут нас радовать, а мы помнить о тех людях-мастерах, которые эту радость нам доставили. Аккуратно складываем свистульки в лукошко. Сколько много интересного мы увидели и приобрели. На ярмарку ходили не только взрослые, они брали с собой детей, покупали им игрушки, катали на качелях-каруселях. На нашей ярмарке тоже есть карусель. Садитесь на карусель. (дети встают около шеста с ленточками и берут по одной ленточке в руку, идут по кругу под народную музыку)
 -Еле, еле, еле, еле завертелись карусели,
 А потом, потом, потом всё бегом, бегом, бегом.
 Тише, тише, тише, тише карусель остановите.
 -Подходим к последнему столу с товаром.
 -Какую игрушку здесь видим? Как вы думаете, из чего они сделаны?
 -Посмотрите внимательно, что в них такого особенного: птица Сирин – птица счастья с человеческим лицом; загадочный и интересный персонаж в каргопольской игрушке – кто? Рассмотрим его? (дети садятся)
 -Это Полкан – огромный, добрый богатырь, защитник людей от зла. На кого похож Полкан?
 -Полкан – фантастическое существо: полуконь, получеловек, грудь у него крепкая, лицо с большой бородой, туловище, как у коня, ноги крепкие.
 -Что изображено на груди у Полкана? В Каргополе мастера лепили не только игрушки, но и свистульки (показ)
 -Найдём на карте г. Каргополь и прикрепим, цветной силуэт Полкана, и сразу понятно, где какую игрушку делают.
 -Ребята, на ярмарке не только можно купить товар, но и посмотреть, как работает мастере. Хотите? (просмотр видеосюжета «Тайны птицы Сирин» - работа мастера Дмитрия Васильевича Шевелёва)
 -В семье Дмитрия Васильевича Шевелёва, как и в семье Прасковьи Степановны Тимофеевой, мастерство передавалось из поколения в поколение: от родителей – детям, от бабушек и дедушек – внукам. И пока мы будем помнить об этом, беречь то, что нам досталось, мастерство народа будет жить и радовать нас.
 -Много интересного увидели мы на ярмарке «Русские чудеса». Вам понравилось? О чём вы расскажете дома? (даю оценку деятельности детей).
 -Мы не только увидели изделия мастеров, но и выяснили, где они живут. Какие народные игрушки были привезены на ярмарку? (по цветным силуэтам на карте уточняем названия игрушек)
 -Мастеров на Руси очень много, сегодня узнали только о некоторых, но впереди у нас ещё много интересных путешествий и встреч. В память о ярмарке дарю вам альбом «Жбаниковская игрушка». До свидания!
 
 
  
    |