Занятие-экспериментирование для старших дошкольников "Из чего состоит земля?"
(10.5 Kb)
05.02.2012, 14:08
Капустина Галина Владимировна
Воспитатель МБДОУ Детский сад № 64 "Весёлая семейка"
Автор: Капустина Галина Владимировна МБДОУ Детский сад № 64 «Весёлая семейка» Воспитатель
Занятие – экспериментирование для старших дошкольников, которые немного знакомы с методами проведения экспериментов. Я провожу его в рамках кружка по экспериментированию. Это первое занятие по теме: «Твёрдые вещества» (ранее мы уже изучили воду и воздух). Дети параллельно с воспитателем выполняют безопасные для них эксперименты и сразу делают выводы о составных компонентах почвы, убеждаясь, что это смесь разных веществ. Последний опыт кратко знакомит с песком и глиной, которые подробнее изучаются на последующих занятиях.
Занятие-экспериментирование «Из чего состоит земля?»
Задачи: 1. Познакомить детей с составом земли. 2. Развивать умение определять и сравнивать вещество по его внешним характерным признакам. 3. Тренировать навык проведения простых экспериментов, умение пользоваться простейшим лабораторным оборудованием. 4. Развивать логическое мышление детей, познавательную активность, способность устанавливать причинно-следственные связи. 5. Воспитывать любовь и уважение к родной земле. 6. Воспитывать аккуратность при выполнении работы, тренировать усидчивость.
Оборудование: тарелочки с комочками земли, лупы, ложечки, стаканчики с водой, трубочки наполненные землёй, стаканы с песком и глиной, салфетки.
Ход занятия: Ребята, о чём говорится в этой загадке?
Меня бьют, колотят, Ворочают, режут – Я всё терплю И всем добром плачу. (земля)
Мы ходим по ней, играем с ней, сажаем в неё растения. Что же такое земля? Мы сегодня узнаем много интересного об этом веществе.
Опыт 1: «Что это такое ?» У вас на тарелочках лежат комочки земли. Рассмотрите землю с помощью лупы, перемешивая её палочкой. -Что вы увидели? (камешки, песчинки, веточки, мелких животных) Рассмотрите землю у своего соседа. Одинаковая ли она? (отличается по цвету, по составу) Вывод: Земля из разных мест отличается по внешнему виду и составу. - Как вы думаете, что ещё может находиться в земле? (предположения детей) Давайте попробуем ответить на этот вопрос, проведя несколько экспериментов.
Опыт 2 «Воздушные пузырьки» Возьмите ложечкой небольшой комочек земли и опустите в воду. -Что вы наблюдаете? (пузырьки воздуха поднимаются на поверхность) -А где воздух «прячется» в земле? (между мелкими частицами ) Вывод: В земле содержится воздух.
Опыт 3: «Есть ли в земле вода?» Потрогайте землю на тарелочках на ощупь. Мокрая ли она? В ложечку я накладываю эту почву и нагреваю на пламени, над почвой я держу стёклышко. -Что происходит со стёклышком? Почему оно запотело? Что за капельки появились на стекле? Вывод: В земле содержится вода. Вода в земле может путешествовать между частицами. Возьмите трубочки, заполненные песком, и опустите их в ложечку с водой. - Что наблюдаем? Почему земля темнеет снизу вверх? (вода смачивает землю) Капните воду сверху в отверстие трубочки. –Что увидели? (земля пропускает воду вниз) Вывод: Земля смачивается водой.
Физкультминутка: Мы к лесной лужайке вышли, Поднимая ноги выше, Через кустики и кочки, Через ветви и пенёчки. Кто высоко так шагал ─ Не споткнулся, не упал.
Опыт 4: «Растворимость земли». Землю в стакане с водой хорошо перемешайте стеклянной трубочкой, подождите немного. -Растворилась ли земля в воде? Вывод: Земля в воде не растворяется.
Опыт 5: «Определение перегноя» Землю в металлической ложечке я хорошо прогреваю над пламенем. -Что мы чувствуем? (появляется белый дым и неприятный запах) А теперь я положу в ложечку сухой листик, хвоинки, останки древесины, хорошо прогрею. -Что наблюдаем? Этот запах издаёт горящий перегной, содержащийся в земле. Это гниющие останки растений и животных, которые делают землю более полезной для растений. Чем дольше перегноя, тем быстрее и крупнее они растут, дают больший урожай. Землю, содержащую перегной, называют почвой.
Опыт 6: «Сравнение свойств песка и глины» -Почему же частички почвы не рассыпаются как пыль, а склеиваются между собой? В почве есть не только песок, перегной, но и особое вещество – глина. Рассмотрите песок и глину в стаканчиках, потрогайте их на ощупь. -Какие они? ( песок рыхлый, глина твёрдая) Теперь капните в них немного воды. -Где вода впитывается быстрее? (В песке, а глина плохо пропускает воду) Возьмите в руки немного сырого песка и сырой глины. Чем они отличаются? Вывод: Глина и песок разные по свойствам.
Игры с песком А сейчас давайте поиграем с песком. Возьмите горсть песка и сильно сожмите его в кулачке, сделайте вдох; удерживайте песок в руке и задерживайте дыхание. Затем медленно высыпайте песок в стаканчик и делайте медленный выдох. Стряхните песок с пальцев, расслабляя кисти рук.
Все права на материалы
сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе
законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта. Оплачивая товары и услуги нашего сайта, Вы соглашаетесь с договором-oфертой.