Тема: «Вот какие у нас сосульки!»
Цель: формирование элементарных представлений о свойствах воды.
Задачи: 1. учить детей описывать предмет (сосульку); 2. закрепить умение различать и называть белый цвет, проводить прямые вертикальные линии пальцем и наносить пятна белого цвета в заданном месте (под сосулькой); 3. развивать познавательную активность и произвольное внимание; 4. воспитывать интерес к природе, умение взаимодействовать друг с другом, аккуратность.
Словарная работа: обогащение словаря прилагательными (прозрачная, тоненькая, длинная, холодная); образным словосочетанием (сосулька – плакса).
Материалы: ледяная сосулька; домики, заполненные манной крупой; подвижные картинки (солнце, тучка, мороз); мольберт с картинкой для воспитателя; гуашь белого цвета; картинки для работы детей; макет домика – теремка; игрушки (лисичка и зайчик).
Методы и приемы: беседа, рассматривание натурального объекта (сосулька), показ способов изображения, игровые ситуации.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание, художественное творчество (рисование), безопасность.
Ход деятельности Дети стоят полукругом вокруг стола, где стоит домик – теремок. Воспитатель: Стоит в поле теремок, теремок, Он ни низок не высок, не высок … Давайте посмотрим, кто в теремке живет. Дети стучат по теремку. Никто не отвечает. Наверное никого нет. Ребята, посмотрите, что это такое на теремке? (Указывает на настоящую сосульку, свисающую с крыши теремка) Дети: Сосулька. Воспитатель: Правильно! Теремок у нас сказочный, а сосулька волшебная. Давайте потрогаем сосульку. (Дети трогают сосульку лежащую на подносе) Какая сосулька? Дети: Холодная. Воспитатель: Верно. А еще сосулька длинная, тоненькая, прозрачная. Тает от тепла рук. Ребята, а где живет сосулька? Дети: На крыше. Воспитатель: Какое сейчас время года? Дети: Весна. Воспитатель: Правильно. Как только появляются на крышах сосульки, значит уже весна. Весной чаще появляется солнышко из – за тучки. Солнышко греет. На улице становится теплее. Как появляются сосульки, я вам сейчас расскажу. На крыше лежит снег (показывает на крышу макета домика-теремка на приклеенную вату). Когда из – за тучки выглядывает солнышко становится теплее (показать появление солнышка на передвижных картинках), снег тает и превращается в воду (нажать на вату лежащую на крыше и заранее смоченную водой). Вода начинает капать с крыш. А когда солнышко спрячется за тучку (показать уход солнышка за тучку на передвижных картинках), то становиться холодно, появляется мороз (появление из-за другой тучки мороза). Водяные капли замерзают и превращаются в сосульку. (приклеить к крыше теремка сосульку из прозрачной слюды). Вот так появляются сосульки. Ребята, а давайте с вами нарисуем сосульки. Рисовать сосульки мы будем пальчиками. Приготовили пальчики для разминки. Разминка для пальчиков. Пальцы делают зарядку (поочередное сжимание и разжимание Чтобы меньше уставать пальцев в кулак) И сейчас ребята будут Пальчиком сосульки рисовать Воспитатель подводит детей к подносу с манной крупой и дети рисуют пальчиком сосульки с крыш (прямые вертикальные линии). Воспитатель: Ребята, сосульки рисуем сверху вниз! Сверху вниз! Какие замечательные сосульки у вас получились. Ребята, давайте посмотрим, что же происходит с сосульками на солнышке? (рассказ сопровождается показом передвижных картинок) Рано утром солнце встало, Стало солнце припекать, И веселые капели Звонко капают опять. Кап – кап – кап! (на прикрепленном к мольберту рисунке воспитатель изображает сосульки –плаксы – рисует пальцем точки белого цвета под сосульками). Когда появляется солнышко, становиться теплее и сосульки начинают капать, т.е. становятся сосульками – плаксами. Какого цвета я нарисовала капельки? Дети: Белого! Воспитатель: Правильно! А теперь вы сами изобразите сосульки – плаксы. Занимайте место за столами. (Дети рассаживаются за столы и сами рисуют, а воспитатель по мере необходимости оказывает помощь) Воспитатель: Очень красивые сосульки получились у вас. А сейчас мы с вами побудем сосульками. Выходите ко мне на коврик. ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «Сосулька» Девочки и мальчики представьте, что вы сосульки. Солнце спряталось за тучку (дети поднимают руки вверх И сосульки тут как тут. соединяют их над головой А вот и солнце появилось медленно садятся И сосульки все текут на корточки Кап – кап! Кап – кап! стучать указательными пальчиками по полу) А теперь вы не сосульки, а маленькие ребятки. Молодцы! Все были внимательными! Ребята, а давайте посмотрим, кто в теремке живет. Подводит детей к макету домика – теремка. Из теремка раздается голос – идем, идем. Воспитатель показывает лисичку и зайчика с перебинтованным ухом. Воспитатель: Кто это? Дети: Лисичка и зайчик. Воспитатель: Посмотрите, ребята, у зайки перебинтовано ухо. Лисичка, что случилось с зайчиком? Лисичка: Хотели мы с зайчиком пойти в лес на прогулку, вышли из нашего теремка и на зайчику упала сосулька. Я отвела его к доктору, и он полечил зайчика. Зайчик: Оказывается, что сосульки опасны! Вот что может произойти, если гулять там, где много сосулек. Ребята, будьте осторожны! Воспитатель: Ребята, давайте покажем лисичке и зайчику, какие сосульки – плаксы у вас получились. Оформление выставки «Сосульки – плаксы». Лисичка: Какие замечательные рисунки у вас получились. Зайчик: Молодцы ребята! Воспитатель: Давайте посмотрим еще раз на сосульку. Подводит детей к подносу, где лежала сосулька, которую трогали ребята в начале занятия. Ой, ребята, смотрите, сосульки нет! Что стало с сосулькой? Дети: Растаяла. Воспитатель: Что осталось от сосульки? Дети: Вода. Воспитатель: Правильно! Но вы не расстраивайтесь, сосулька ведь волшебная. Если водичку вынести на холод, то она превратится в льдинку. Показывает на тарелочке кусочки льда.
|