Тезисы к исследовательской работе
«Космическая тема в творчестве Рэя Бредбери»
Здравствуйте, уважаемые участники конференции. Сегодня мы представляем вашему вниманию исследовательскую работу «Космическая тема в творчестве Рэя Бредбери», автор работы – Газитуллина Регина, ученица 7 класса школы № 1 города Можги.
- Рэй Дуглас Брэдбери (родился в 1920 году) - американский писатель XX века, с именем которого связано одно из интереснейших явлений мировой художественной литературы - научная фантастика. Темы, которые интересуют Брэдбери, многочисленны: магия, ужасы, монстры; ракеты, роботы, путешествия во времени и в космосе; взросление в среднезападном городе в 1920-е годы и старение в заброшенной земной колонии на другой планете.
- Но нас в нашей работе интересовала только одна – тема космоса.
Перед началом исследования мы определили его цель: на примерах прочитанных нами произведений увидеть, как раскрывает космическую тему автор.
В соответствии с темой, определены и задачи:
1. Прочитать произведения Р. Бредбери на космическую тему.
2. Проанализировать прочитанное.
3. Классифицировать рассказы и произведения других жанров в соответствии с темами и проблематикой, которые в них раскрыты.
4. Сделать выводы по теме исследования.
- В произведениях Брэдбери присутствует множество предсказаний. Еще 60 лет назад он предсказал возникновение многих устройств, которые сегодня стали реальностью и появились уже при жизни автора, а Рэй Брэдбери прожил до 91 года и умер в 2012 году. Они касаются науки и техники, человеческих взаимоотношений в обществе, а также предсказания в области освоения космоса.
- К примеру, он предсказал появление наушников . Герои романа «451° по Фаренгейту» носили «крошечные, с напёрсток радиоприемники-втулки» под названием «Ракушки».
- Плазменные панели : в том же романе - плоские телевизоры размером во всю стену.
- Радиобраслет: в рассказе «Убийца» позволяет разговаривать на ходу.
- Социальные сети: в упомянутом романе «Брэдбери пишет о так называемых стенах – суперсовременных телевизорах, с помощью которых герои произведения общаются друг с другом на расстоянии.
- Изображение формата 3 D или телекомната с эффектом присутствия: телевизоры показывают изображение «в цвете и объеме».
- Электронное наблюдение и устройства слежения.
- Круглосуточное банковское обслуживание.
- Автоматизированный дом существует во многих произведениях Р.Брэдбери. В рассказе «Будет ласковый дождь» технически безупречный дом продолжает заботиться о хозяевах даже после их гибели в результате атомной войны.
- Роботы-животные.
- Роботы в виде человека.
- Автомобили с искусственным интеллектом.
- А как же представлена космическая тема? Для того, чтобы это понять, мы составили список произведений, которые необходимо прочитать. Среди них рассказы, названия которых вы видите на слайде.
- Космическую тему в произведениях Брэдбери мы можем разделить на три блока:
- Предсказания о космосе.
- Освоение человеком космического пространства.
- Личность человека, попавшего на другие планеты или путешествующего в космическом пространстве.
Последний блок содержит следующие подтемы:
а) Поведение землянина в условиях, далеких от Земли
б) Взаимоотношения в коллективе
в) Взаимоотношения в семье
г) Превосходство человека во Вселенной
д) Одиночество человека в космическом пространстве или на других планетах.
- Предсказывая космические полёты на другие планеты Солнечной системы, Брэдбери не вдаётся в детали устройства космического корабля или роботов. Его занимают человеческие взаимоотношения и столкновение развитых существ разных цивилизаций. Он пытается заглянуть в душевный мир инопланетян, в их восприятие землян, проникших в древнюю культуру марсианской цивилизации. Как правило, в фантастических рассказах повествование ведется от лица астронавтов-землян, а в «Марсианских хрониках» мы часто смотрим на Вселенную глазами марсиан. В этой книге человек, попадая на другую планету, обнаруживает цивилизацию гораздо более древнюю, чем на Земле, и более прекрасную. Марсиане не стремятся на иные планеты только потому, что они, говоря словами одного из героев, «остановились там, где надо было остановиться сто лет назад».
- Как человек будет жить на другой планете? Этот вопрос Р. Брэдбери часто поднимает в своих рассказах. В - человек в космосе чувствует себя подавлено, он ощущает свою чужеродность. Наиболее ярко мы видим это в рассказе "Все лето в один день": Девочка Марго прилетела с Земли на Венеру лишь пять лет назад. И за это время она так и не привыкла к новой планете. За это ее недолюбливают одноклассники. Из-за сильной тоски по Земле Марго начинает болеть. Девочке с каждым днем становится все хуже. Не только в моральном, но и физическом плане. И после долгих раздумий ее родители решают вернуться обратно на Землю.
В других его произведениях человек постепенно, шаг за шагом, привыкает к условиям жизни на чужой планете. Например, в рассказе "Были они смуглые и золотоглазые" мы видим внутреннюю борьбу главного героя. Его семья хочет, чтобы они переехали жить на Марс. Сам же он хочет остаться на Земле, но все же он ставит интересы семьи превыше своих, и они улетают. Через некоторое время он замечает изменения в природе: трава становится фиолетовой, овощи меняют форму и т.д. Потом меняются его дети, жена, а затем и он сам. Превращение это происходит медленно, но неминуемо. И теперь это семья марсиан.
В рассказе "Земляничное окошко" мы также наблюдаем за семьей, которая живет на Марсе. Эта семья отчаянно скучает по мелочам, которые остались на Земле, которые составляли их жизнь, делали ее настоящей. И вот как-то отец решается, и потратив все сбережения возвращает с Земли их мебель, посуду, все те мелочи, которые делали их жизнь уютной. И семья потихоньку привыкает к жизни на этой планете.
- Личность человека – это, несомненно, самая главная тема во всех произведения Р.Брэдбери. Для удобства я решила разделить эту тему на несколько подтем.
Первая – это «Взаимоотношения в семье». Прежде всего я хотела бы рассмотреть отношения между детьми и родителями на примере уже упомянутого рассказа "Были они смуглые и золотоглазые".
Дети, которые родились на Земле, но сейчас с родителями живут на другой планете, в этом рассказе самые первые подвергаются изменениям: они становятся похожими на коренных жителей этой планеты. В какой-то степени понятно, почему первыми к чужой жизни приспособились дети, ведь когда человек еще мал, он с наименьшими затруднениями воспринимает и принимает всяческие изменения. Именно дети первые стали менять свою речь, поведение. И вслед за ними стали изменяться взрослые. И мы видим, что именно дети меняют будущее. Ведь они и есть будущее.
- Темой одиночества пропитаны все рассказы Рэя Бредбери, но особенно остро это ощущается в рассказах о космосе. В рассказах героя могут окружать люди, и он не одинок в прямом смысле. Но в его мыслях, в его мировоззрении он всегда одинок.
И снова я хочу показать вам это на примере рассказа "Все лето в один день". Главный герой - девочка Марго, живущая на чужой планете, так и не сумевшая забыть Землю. Между строк можно прочесть о ее грусти, о ее невыносимой тоске по Земле, по солнышку. Которого так не хватает на Венере и об одиночестве. Никто не может понять ее чувсв, все ее одноклассники с рождения живут на Венере, и они никогда не смогут понять ее тоски по дому, ведь только на Земле Марго ощущает себя дома.
- Человек-странное существо, нам всегда всего мало . Нам дали целую планету ,а нам и этого мало. Теперь мы засматриваемся на другие планеты. Совсем скоро на Марс полетит первая экспедиция и Бредбери уверен, что к концу века мы колонизируем его. А что дальше? Юпитер? Сатурн? На что мы надеемся? Неужели мы думаем, что хоть где-то сможем прижиться? Что хоть где-то нас не будут считать варварами, нагло занявшими чужие территории? Неужели люди думают, что смогут жить вечно? Не лучше ли умереть на своей родной планете, оставшись хозяевами, а не паразитами?
- Взаимоотношения в коллективе можно рассмотреть на примере рассказа «Калейдоскоп». Людям нужны люди - неопровержимая истина. Но часто людей, в которых мы так нуждаемся, не оказывается рядом с нами. А еще чаще окружающие совершенно нам не нравятся. Примерно в такой ситуации находится главный герой рассказа. Он невыносимо одинок по своей воле. И вот перед смертью он слышит, как его сослуживцы вспоминают прожитую жизнь, в то время как ему вспомнить -то нечего. Ведь он бежал от людей в космос. И вот перед смертью он пытается убедить себя, что вот сейчас-то они все равны. Но понимает, что нет, люди будут помнить тех, кто был им дорог, но не его, ведь о нем просто-напросто некому вспоминать!
- Рэя Брэдбери в одном из интервью спросили:
- Почему люди до сих пор не высадились на Марс?
На что писатель ответил:
- Потому что люди - идиоты. Они сделали кучу глупостей: придумывали костюмы для собак, должность рекламного менеджера и штуки вроде айфона, не получив взамен ничего, кроме кислого послевкусия. А вот если бы мы развивали науку, осваивали Луну, Марс, Венеру... Кто знает, каким был бы мир тогда? Человечеству дали возможность бороздить космос, но оно хочет заниматься потреблением - пить пиво и смотреть сериалы.
- Писатель собрал и использовал почти все самые популярные в науке и литературе представления о нашем ближайшем соседе Марсе и о том, как будет проходить покорение Космоса. Во всех произведениях Р. Брэдбери мы находим философские размышления о Добре и Зле, которые не зависят от того, насколько далеко ушел человек по дороге материального прогресса. Главным в его творчестве являются люди и взаимоотношения между ними.
Продолжение читайте в приложенном файле (кнопка "Скачать")
|