Учеба учебе рознь
Доставка цветов – простой и всегда актуальный способ выразить свои чувства
Как продать залоговое авто у банка?
Основные преимущества онлайн-школ: почему все больше родителей выбирают дистанционное образование для своих детей

На сайте всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0


Главная » Изобразительное искусство » Разное

Воспитание через народные традиции на занятиях объединения «Радуга творчества»

Скачать (70.6 Kb) 16.05.2024, 06:08
Щерба Алёна Геннадьевна
педагог дополнительного образования МБУ ДО "Дом детского творчества"
Народные традиции являются эффективным средством духовнонравственного воспитания детей. Во все времена у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического опыта, накопленного предшествующими поколениями. Только в том обществе, где смыслом жизни является труд, созидание, а не потребление, может быть сформирована система культурных ценностей, которая передается из поколения в поколение. На занятиях общей образовательной программы «Радуга творчества» мы обращаемся к следующим блокам, в которых можно представить часть нашего культурного наследия: Фольклор. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям. Практический опыт показал, что широкое включение фольклора в работу с детьми обогащает их жизнь, вводит в мир народной жизни, знакомит их с обычаями и традициями русского народа, создает положительную эмоциональную обстановку в детском учреждении. На занятиях дети знакомятся с технологическими возможностями мелкой пластики, используя при этом тему «Сказка», как базовую точку опоры для продумывания и построения многофигурных композиций. Авторы почти всех трактовок определяют сказку как вид устного повествования с фантастическим вымыслом. Связь с мифом и легендами выводит сказку за пределы простого фантастического рассказа. Сказка — не только поэтический вымысел или игра фантазии; через содержание, язык, сюжеты и образы в ней отражаются культурные ценности её создателя. Народная игра. Неоценимым богатством являются народные игры. Они воспитывают у детей активность, сноровку, сообразительность, инициативу. Игры – своеобразная школа для ребенка. Они заставляют детей в равной степени подчиняться воле всех. Дети осознают свою связь с коллективом.

По большей части в теории (за исключением пробы изготовления дымковской игрушки), мы знакомимся с керамической игрушкой. Многие столетия глиняные игрушки являются свидетелями расцвета и заката цивилизаций, отражением быта и жизни народов разных стран и континентов. У такой керамики было много предназначений. Например, музыкальное. Множество полых внутри игрушек — свистулек могли издавать разные звуки — от самых низких (медведь) до средних (барашек) и высоких переливов (соловушка). Широко использовались и грематушки (в полые шары или фигуры с дырочками засыпали зерно, гремели и так развлекали малышей). Ещё одно значение — мифилогически-обрядовое. Игрушки были наполнены символами. Буквально каждый цвет, каждая линия несли в себе сакральный смысл. Изделия применялись в народных обрядовых действиях (позже — в христианских), ритуалах. Например, существовал фольклорный праздник, который назывался «Свистопляска». Во время него при помощи свистулек из глины изгонялись духи зла и болезни. Следующий блок на занятиях общеобразовательной программы «Радуга творчества» — это изготовление кукол-оберегов. Обрядовые куклы были непременным атрибутом основных семейно-бытовых обрядов (рождение, свадьба, уход к предкам). Тряпичные обрядовые куклы имеют одну характерную особенность: у них практически никогда не изображается лицо. По традиционным представления самых разных народов именно через черты лица духи-покровители вселяются в свои изображения. Народные праздники. Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники. Народные праздники, которые организуют педагоги, дают возможность детям прикоснуться к русской национальной культуре. На празднике дети демонстрируют те знания и опыт, которые они получили на занятиях. Поэтому на всех праздниках мы включаем те формы и методы работы, которые помогают закрепить знания: загадки, пословицы, поговорки, дидактические игры.

Акцент на разработке собственных концепций несомненно важен для общей образовательной программы «Радуга творчества», поэтому при выполнении авторской куклы, у детей стоит цель не просто скопировать какой-либо существующий праздничный наряд, а используя народные мотивы в одежде, переработать их для создания собственного проекта. Авторской, считается кукла, полностью созданная автором, включая создание оригинального образа, выкройки, росписи, костюма — собственного неповторимого стиля. Чаще всего, авторская кукла выполняется в одном экземпляре, представляет плод длительного кропотливого труда. При выполнении одежды упор делается на народные мотивы. Россия — страна с богатым и авторитетным наследием, которое сохранилось до наших дней. В музеях, книгах и даже на просторах интернета можно найти уникальные стилистические решения, которых нет в народных костюмах других национальностей, ведь они неповторимы: вышивки с оберегами и узорами, понёвы и душегреи, кокошники. Учитывая детскую предрасположенность ко всякому роду украшательства, на занятиях объединения «Радуга творчества» мы знакомимся с плетением из лент, нитей, а также изготавливаем декоративных узлов. Плетение — одна из первых технологий, освоенных человеком, стало древнейшим магическим ритуалом. Сакральным смыслом наполнялись узлы из кожаных лент, травы и нитей. Навязывание узлов с целью защиты и охраны было явлением постоянным у многих народов. Народные промыслы. Народное искусство во всем своем разнообразии несет огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, помогает приобщить детей к культуре своего народа, частью которой является.

Очень важно, знакомя детей с тем или иным народным промыслом, давать наиболее полное представление о нём: где и почему этот промысел возник, для чего люди это делали. Например, на занятиях мы в доступной для усвоения детьми знаний можем выделить такие простые формы как: игрушки для забав детей, росписи для украшения мебели и посуды, вышивку и кружево – для украшения одежды и т.д. Таким образом, объяснять детям, что наши предки всегда стремились к красоте, творческому созиданию, к труду, их жизнь всегда была наполнена смыслом.

В настоящее время народное искусство широко применяется в художественном воспитании детей. Подлинные образцы народного творчества и современные произведения народного искусства используются на занятии и в оформлении группы. Таким образом, народное декоративноприкладное творчество выступает и как высшее выражение коллективной памяти народа, и как способ человеческого бытия в мире, и как мир, творимый человеком.

Большое внимание на занятиях общей образовательной программы «Радуга творчества» уделяется декоративной росписи (миниатюра, роспись по металлу, роспись по дереву). Художественная роспись — одна из самых древних форм искусства, с которой познакомилось человечество. Желание украшать пространство вокруг себя и предметы быта возникло у людей очень рано. В определённом смысле прикладная художественная роспись стала родоначальником живописи. В России художественная роспись развивалась в первую очередь именно в народной среде, при этом впитывая в себя традиции и иконописи, и станковой живописи. На занятиях более тесно изучаются техника Кемеровской росписи: начиная с оттачивания базовых мазков и заканчивая составлением сложным композиционных схем по типу «Две ветки» и «Ковровая». На занятиях мы знакомим детей и с базовыми принципами вязания. Вязание является одним из самых старинных видов декоративного декоративно-прикладного искусства. Это технология производства тканей, полотен из нитей пряжи. В отличие от ткачества, вязание не требует ни ткацкого станка, ни какого-либо другого крупного оборудования, что делало его особенно ценным для кочевых и аграрных народов. Начиная с 19 века вязание использовалось для украшения этнической одежды, обычно имитируя дорогие и редкие ткани. Вязание — это не только одно из наиболее широко распространённое хобби, это ещё и исторически сформировавшиеся художественные промыслы. Также как и вязание, важную роль играет такой традиционный промысел как вышивка. Возможность путём приложения своего труда преобразить белую ткань холста в красиво украшенную вещь всегда влекла мастериц к вышивке, а их природные художественные данные способствовали необычайному развитию в народе этого вида искусства. Произведения народных мастериц несут в себе историческую память народа, хранят его представления о мире, человеке, красоте и добре. Дети знакомятся с плетении из бумажных трубочек, в основе которой технология плетения из лозы. Плетение из газетных трубочек — очень популярное занятие, и это неудивительно: что-то должно было прийти на смену традиционному плетению из лозы. Поделки из бумаги получаются ничуть не хуже, а главное, плетение из трубочек доступно детям любого возраста — надо только заготовить побольше материала.

В заключение следует отметить, что воспитание детей в духе русской культурной традиции — не только средство для духовного и интеллектуального развития. Это и профилактика таких деформаций личности, как потеря смысла жизни или пассивный взгляд на жизнь.


Категория: Разное | Добавил: Алена32
Просмотров: 59 | Загрузок: 9 | | Рейтинг: 0.0/0 |

0

Рекомендуем также:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:





Группа: Гости
Вход
  
Регистрация
  



XVIII Всероссийский творческий конкурс "Летние недельки"
II Всероссийский творческий конкурс "Лето, солнце, красота!"
IV Всероссийский творческий конкурс ко Дню России "Мой удивительный край"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Цветочное настроение"
X Всероссийский творческий конкурс "Усатые и полосатые"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Пернатые друзья"
XVII Всероссийский творческий конкурс "Творим и мастерим"
XXII Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Педагогическое открытие»





© Детский развивающий портал "ПочемуЧка" 2008-2024
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54566 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).

Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
Электронный адрес редакции: info@pochemu4ka.ru
Телефон редакции: +79277797310

Информация на сайте обновлена: 16.06.2024


Реклама на сайте
О нас
Ваши отзывы
Обратная связь
Полезные сайты

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.
Оплачивая товары и услуги нашего сайта, Вы соглашаетесь с договором-oфертой.