Народные традиции являются эффективным средством духовнонравственного воспитания детей. Во все времена у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического опыта, накопленного предшествующими поколениями. Только в том обществе, где смыслом жизни является труд, созидание, а не потребление, может быть сформирована система культурных ценностей, которая передается из поколения в поколение. На занятиях общей образовательной программы «Радуга творчества» мы обращаемся к следующим блокам, в которых можно представить часть нашего культурного наследия: Фольклор. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям. Практический опыт показал, что широкое включение фольклора в работу с детьми обогащает их жизнь, вводит в мир народной жизни, знакомит их с обычаями и традициями русского народа, создает положительную эмоциональную обстановку в детском учреждении. На занятиях дети знакомятся с технологическими возможностями мелкой пластики, используя при этом тему «Сказка», как базовую точку опоры для продумывания и построения многофигурных композиций. Авторы почти всех трактовок определяют сказку как вид устного повествования с фантастическим вымыслом. Связь с мифом и легендами выводит сказку за пределы простого фантастического рассказа. Сказка — не только поэтический вымысел или игра фантазии; через содержание, язык, сюжеты и образы в ней отражаются культурные ценности её создателя. Народная игра. Неоценимым богатством являются народные игры. Они воспитывают у детей активность, сноровку, сообразительность, инициативу. Игры – своеобразная школа для ребенка. Они заставляют детей в равной степени подчиняться воле всех. Дети осознают свою связь с коллективом.
По большей части в теории (за исключением пробы изготовления дымковской игрушки), мы знакомимся с керамической игрушкой. Многие столетия глиняные игрушки являются свидетелями расцвета и заката цивилизаций, отражением быта и жизни народов разных стран и континентов. У такой керамики было много предназначений. Например, музыкальное. Множество полых внутри игрушек — свистулек могли издавать разные звуки — от самых низких (медведь) до средних (барашек) и высоких переливов (соловушка). Широко использовались и грематушки (в полые шары или фигуры с дырочками засыпали зерно, гремели и так развлекали малышей). Ещё одно значение — мифилогически-обрядовое. Игрушки были наполнены символами. Буквально каждый цвет, каждая линия несли в себе сакральный смысл. Изделия применялись в народных обрядовых действиях (позже — в христианских), ритуалах. Например, существовал фольклорный праздник, который назывался «Свистопляска». Во время него при помощи свистулек из глины изгонялись духи зла и болезни. Следующий блок на занятиях общеобразовательной программы «Радуга творчества» — это изготовление кукол-оберегов. Обрядовые куклы были непременным атрибутом основных семейно-бытовых обрядов (рождение, свадьба, уход к предкам). Тряпичные обрядовые куклы имеют одну характерную особенность: у них практически никогда не изображается лицо. По традиционным представления самых разных народов именно через черты лица духи-покровители вселяются в свои изображения. Народные праздники. Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники. Народные праздники, которые организуют педагоги, дают возможность детям прикоснуться к русской национальной культуре. На празднике дети демонстрируют те знания и опыт, которые они получили на занятиях. Поэтому на всех праздниках мы включаем те формы и методы работы, которые помогают закрепить знания: загадки, пословицы, поговорки, дидактические игры.
Акцент на разработке собственных концепций несомненно важен для общей образовательной программы «Радуга творчества», поэтому при выполнении авторской куклы, у детей стоит цель не просто скопировать какой-либо существующий праздничный наряд, а используя народные мотивы в одежде, переработать их для создания собственного проекта. Авторской, считается кукла, полностью созданная автором, включая создание оригинального образа, выкройки, росписи, костюма — собственного неповторимого стиля. Чаще всего, авторская кукла выполняется в одном экземпляре, представляет плод длительного кропотливого труда. При выполнении одежды упор делается на народные мотивы. Россия — страна с богатым и авторитетным наследием, которое сохранилось до наших дней. В музеях, книгах и даже на просторах интернета можно найти уникальные стилистические решения, которых нет в народных костюмах других национальностей, ведь они неповторимы: вышивки с оберегами и узорами, понёвы и душегреи, кокошники. Учитывая детскую предрасположенность ко всякому роду украшательства, на занятиях объединения «Радуга творчества» мы знакомимся с плетением из лент, нитей, а также изготавливаем декоративных узлов. Плетение — одна из первых технологий, освоенных человеком, стало древнейшим магическим ритуалом. Сакральным смыслом наполнялись узлы из кожаных лент, травы и нитей. Навязывание узлов с целью защиты и охраны было явлением постоянным у многих народов. Народные промыслы. Народное искусство во всем своем разнообразии несет огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, помогает приобщить детей к культуре своего народа, частью которой является.
Очень важно, знакомя детей с тем или иным народным промыслом, давать наиболее полное представление о нём: где и почему этот промысел возник, для чего люди это делали. Например, на занятиях мы в доступной для усвоения детьми знаний можем выделить такие простые формы как: игрушки для забав детей, росписи для украшения мебели и посуды, вышивку и кружево – для украшения одежды и т.д. Таким образом, объяснять детям, что наши предки всегда стремились к красоте, творческому созиданию, к труду, их жизнь всегда была наполнена смыслом.
В настоящее время народное искусство широко применяется в художественном воспитании детей. Подлинные образцы народного творчества и современные произведения народного искусства используются на занятии и в оформлении группы. Таким образом, народное декоративноприкладное творчество выступает и как высшее выражение коллективной памяти народа, и как способ человеческого бытия в мире, и как мир, творимый человеком.
Большое внимание на занятиях общей образовательной программы «Радуга творчества» уделяется декоративной росписи (миниатюра, роспись по металлу, роспись по дереву). Художественная роспись — одна из самых древних форм искусства, с которой познакомилось человечество. Желание украшать пространство вокруг себя и предметы быта возникло у людей очень рано. В определённом смысле прикладная художественная роспись стала родоначальником живописи. В России художественная роспись развивалась в первую очередь именно в народной среде, при этом впитывая в себя традиции и иконописи, и станковой живописи. На занятиях более тесно изучаются техника Кемеровской росписи: начиная с оттачивания базовых мазков и заканчивая составлением сложным композиционных схем по типу «Две ветки» и «Ковровая». На занятиях мы знакомим детей и с базовыми принципами вязания. Вязание является одним из самых старинных видов декоративного декоративно-прикладного искусства. Это технология производства тканей, полотен из нитей пряжи. В отличие от ткачества, вязание не требует ни ткацкого станка, ни какого-либо другого крупного оборудования, что делало его особенно ценным для кочевых и аграрных народов. Начиная с 19 века вязание использовалось для украшения этнической одежды, обычно имитируя дорогие и редкие ткани. Вязание — это не только одно из наиболее широко распространённое хобби, это ещё и исторически сформировавшиеся художественные промыслы. Также как и вязание, важную роль играет такой традиционный промысел как вышивка. Возможность путём приложения своего труда преобразить белую ткань холста в красиво украшенную вещь всегда влекла мастериц к вышивке, а их природные художественные данные способствовали необычайному развитию в народе этого вида искусства. Произведения народных мастериц несут в себе историческую память народа, хранят его представления о мире, человеке, красоте и добре. Дети знакомятся с плетении из бумажных трубочек, в основе которой технология плетения из лозы. Плетение из газетных трубочек — очень популярное занятие, и это неудивительно: что-то должно было прийти на смену традиционному плетению из лозы. Поделки из бумаги получаются ничуть не хуже, а главное, плетение из трубочек доступно детям любого возраста — надо только заготовить побольше материала.
В заключение следует отметить, что воспитание детей в духе русской культурной традиции — не только средство для духовного и интеллектуального развития. Это и профилактика таких деформаций личности, как потеря смысла жизни или пассивный взгляд на жизнь.
|