Дмитриева Светлана Алексеевна учитель начальных классов МОБУ СОШ с.Покрово-Берёзовка Пензенского района Пензенской области
Урок литературного чтения во 2 классе по теме:
Басня И.А.Крылова «Стрекоза и муравей»
Цель: обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания о жанре «басня», познакомить с новой басней И.А.Крылова «Стрекоза и муравей»; воспитать у детей чувство взаимопомощи, внимательное отношение к другим людям, трудолюбие; развивать речь детей, их эмоциональную сферу, навык сознательного, выразительного, беглого чтения.
Ход урока.
1. Подготовка к чтению басни.
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с баснями И.А.Крылова. Что вы знаете об этом человеке? - С какими его баснями уже знакомы? - Какие признаки характерны для всех этих басен? (Краткость, лаконизм, стихотворная форма и др.) - Кто действует в баснях? (Животные) - А кто подразумевается? (Люди) - В каких словах выражена основная мысль басни? (В морали). - Мораль оформляется как пословица. - Какие слова, ставшие пословицами из басен вы помните? - Сейчас мы услышим ещё несколько басен И.А.Крылова, которые приготовили для вас ваши одноклассники. Послушайте их внимательно, подумайте, чему они нас учат.
(Учащиеся читают басни: «Орёл и пчела», «Осёл и соловей», «Лисица и виноград»).
- Чему учит нас каждая басня? - Каждая из басен И.А.Крылова отражает человеческие недостатки и несправедливые отношения между людьми. Сегодня на уроке мы поподробнее познакомимся с ещё одной басней великого русского баснописца «Стрекоза и муравей». Судя по названию, кто будут действующими лицами басни? (Стрекоза и муравей) - Что это за животные? - Как они выглядят? (Муравей маленький, чёрный, невзрачный, а Стрекоза – красивая, изящная с тонкими прозрачными крылышками и большими глазами)
(Детям показываются иллюстрации с изображением стрекозы и муравья)
-Когда и где можно встретить муравья? (Летом. Встретить можно около муравейника). - А что такое муравейник? (Это жилище муравьёв) - Наблюдали ли вы когда-нибудь за муравьями? - За каким занятием их чаще всего можно застать? (Тащат в муравейник палочки, хвоинки, гусениц и т.д.) - Муравьи очень трудолюбивы, они постоянно чем-то заняты, никогда не сидят без дела. - Где можно встретить стрекозу? (Пархает с цветка на цветок) - Какими эти персонажи могли быть в басне? -А сейчас мы узнаем, верно ли вы догадались.
2. Первое чтение. (Учитель читает наизусть)
3. Подготовка к повторному чтению. - На доске я выписала несколько слов из басни. Прочитайте их по слогам. КАТИТ ПОПРЫГУНЬЯ ПОМЕРТВЕЛО УДРУЧЕНА КУМУШКА ВСКРУЖИЛО
-Кого автор называет попрыгуньей? (Стрекозу) - Почему он её так называет? (Она всё время порхала, резвилась, прыгала) - Каким ещё словом называется Стрекоза в тексте? (Кумушка) - Где вы ещё встречали это слово? (В сказке «Лиса и журавль») - К кому обращаются обычно с таким словом? (К близкому другу, человеку) - Можно ли Стрекозу и Муравья назвать друзьями? (Нет) -Почему? (Потому что друзья помогают друг другу в беде, а Муравей не помог Стрекозе, он выгнал её) - Почему Муравей не помог Стрекозе? (Она всё лето отдыхала, а он работал. И поэтому, когда Стрекоза пришла к Муравью, он решил её проучить) - Прочитайте басню ещё раз и подумайте, кто же из персонажей прав: Стрекоза или Муравей.
4. Повторное чтение.
5. Анализ басни.
- О чём эта басня? (О том, как Стрекоза всё лето «пропела», не подготовилась к зиме и попросила Муравья приютить её на зиму) - Чем занималась Стрекоза всё лето? (Пела) - Как это её характеризует? (Беззаботная, беспечная, легкомысленная) - Что произошло с наступлением осени? (Стало холодно, пришла нужда и голод) - Прочитайте, как об этом говорится в басне. - Как вы понимаете выражение – «зима катит в глаза»? (Зима наступает) - Что значит «помертвело» чисто поле? (Исчезла трава, а вместе с ней пропали все мелкие насекомые) - Почему Стрекоза стала голодать? (Вся пища, которой она питается, исчезла с наступлением холодов) - Что предпринимает Стрекоза? (Она идёт к муравью, чтобы попросить пригреть её на зиму) - Прочитайте, как об этом говорится в басне. - Как вы понимаете значение слова «удручена»? (Подавлена, расстроена) - Какое слово использует автор, чтобы показать состояние Стрекозы? (Ползёт) - Подберите близкие по значению слова (Бежит, идёт) -Почему же автор выбрал именно слово «ползёт»? (Чтобы показать, насколько уже Стрекоза обессилила от голода) - Что означает слово «вешние»? (Весенние) - Как же Муравей отвечает на просьбу Стрекозы? - Прочитайте, как об этом говорится в басне. - Как такой ответ характеризует Муравья? (Он равнодушный, чёрствый, бессердечный) - Как бы вы поступили на месте Муравья? - Как вы считаете, кто же прав в этой ситуации: Стрекоза и Муравей? (Никто. Стрекоза виновата в том, что всё лето беспечно веселилась, не думая о завтрашнем дне, а Муравей – в том, что отказался помочь Стрекозе в нужную минуту) - А сейчас давайте попробуем составить диафильм к этой басне и подобрать к нему нужные слова из текста. Сколько всего будет кадров? (Три) - Что будет на первом кадре? (Беззаботно летающая на лужайке цветов Стрекоза) - Какие слова подберём? (Попрыгунья Стрекоза Лето красное пропела)
- Что изобразим на втором кадре? (Стрекоза приползла к Муравью с просьбой о помощи) - Какие слова подберём из текста? (Злой тоской удручена, К Муравью ползёт она)
- Чем же могла закончится история Муравья и Стрекозы? (Варианты детей) - Что же будет на последнем кадре нашего диафильма? (Стрекоза моет пол в доме Муравья) -Какую подпись сделаем к этому кадру? (Ты всё пела? Это дело! Так поди же, попляши!)
- Какие же черты людей автор осуждает в этой басне? (Лень, безразличие) - Чему учит нас эта басня? (Быть трудолюбивым)
6.Творческое воссоздание прочитанного. 6.1. Подготовка к инсценированию басни.
- А теперь будем готовиться к инсценированию басни. - Сколько актёров нам понадобится? (Три: автор, Стрекоза и Муравей) - Сколько сцен будет в спектакле? (Три) - Одинаковым ли будет облик Стрекозы на протяжении всего спектакля? (Нет) - О чём будет первая сцена? - Как будет выглядеть Стрекоза в первой сцене? (Красивая, весёлая, нарядная, розовое платьице с многочисленными рюшечками, на голове – бант розового цвета, на ногах – лаковые чёрные туфельки, в руках – сумочка, веер и зонтик от солнца) - Как изменится её облик во второй сцене? (Жалкий вид, платье стало грязным, порванным, бант развязался, зонт порвался, в туфлях хлюпает вода, сумочку волочит за собой) - А какой будет Стрекоза в третьей сцене? (На голове – платок, одета в стареньнок пальто, на ногах – валенки, в руках- тряпка) А будет ли меняться облик Муравья на протяжении спектакля? (Нет, на Муравье постоянно рабочая одежда) - Какие декорации понадобятся для первой сцены? - Чем занималась Стрекоза летом? (Пела, плясала) - Как это можно изобразить? Покажите. - А что делал в это время Муравей? (Трудился, работал) - Как это можно изобразить? Покажите. - О чём будет вторая сцена? - Какие декорации понадобятся для второй сцены? - Как можно показать приход Стрекозы к Муравью? (Голова опущена вниз, ноги еле-еле двигаются) - С какой интонацией обратится Стрекоза к Муравью? (С жалостливой) - Почему? (Она замёрзла, хочет есть. Муравей – её единственная надежда на спасение) - А с какой интонацией ответит Муравей Стрекозе? (С равнодушной) - О чём будет третья сцена? (О том, как Стрекоза работает в доме Муравья) - Какие декорации понадобятся для второй сцены? - С какой интонацией надо читать слова автора? (С ироничной) - Кто у нас будет читать слова автора? - Стрекозы? - Муравья?
6.2. Инсценирование басни
7. Итог урока. - Что нового вы узнали сегодня на уроке? - Что вам особенно понравилось? - Чему учились?
8. Домашнее задание.
Выучить басню наизусть
|