Как научиться играть в большой теннис
Факторы, которые нужно учитывать при выборе детской стоматологии
Оформление собственности на квартиру в новостройке по ипотеке - оптимальный момент
Зачем проводится УЗИ - отвечает репродуктолог

На сайте всего: 15
Гостей: 15
Пользователей: 0


Главная » Начальные классы » Литературное чтение

Урок литературного чтения во 2 классе "Басня И.А.Крылова «Стрекоза и муравей»"

Скачать (47.0 Kb) 24.11.2013, 19:57
Дмитриева Светлана Алексеевна
учитель начальных классов МОБУСОШ с.Покрово-Берёзовка Пензенского района Пензенской области
Дмитриева Светлана Алексеевна
учитель начальных классов
МОБУ СОШ с.Покрово-Берёзовка
Пензенского района Пензенской области

Урок литературного чтения
во 2 классе по теме:

Басня И.А.Крылова «Стрекоза и муравей»

Цель: обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания о жанре «басня», познакомить с новой басней И.А.Крылова «Стрекоза и муравей»; воспитать у детей чувство взаимопомощи, внимательное отношение к другим людям, трудолюбие; развивать речь детей, их эмоциональную сферу, навык сознательного, выразительного, беглого чтения.

Ход урока.

1. Подготовка к чтению басни.

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с баснями И.А.Крылова. Что вы знаете об этом человеке?
- С какими его баснями уже знакомы?
- Какие признаки характерны для всех этих басен? (Краткость, лаконизм, стихотворная форма и др.)
- Кто действует в баснях? (Животные)
- А кто подразумевается? (Люди)
- В каких словах выражена основная мысль басни? (В морали).
- Мораль оформляется как пословица.
- Какие слова, ставшие пословицами из басен вы помните?
- Сейчас мы услышим ещё несколько басен И.А.Крылова, которые приготовили для вас ваши одноклассники. Послушайте их внимательно, подумайте, чему они нас учат.

(Учащиеся читают басни: «Орёл и пчела», «Осёл и соловей», «Лисица и виноград»).

- Чему учит нас каждая басня?
- Каждая из басен И.А.Крылова отражает человеческие недостатки и несправедливые отношения между людьми. Сегодня на уроке мы поподробнее познакомимся с ещё одной басней великого русского баснописца «Стрекоза и муравей». Судя по названию, кто будут действующими лицами басни? (Стрекоза и муравей)
- Что это за животные?
- Как они выглядят? (Муравей маленький, чёрный, невзрачный, а Стрекоза – красивая, изящная с тонкими прозрачными крылышками и большими глазами)

(Детям показываются иллюстрации с изображением стрекозы и муравья)

-Когда и где можно встретить муравья? (Летом. Встретить можно около муравейника).
- А что такое муравейник? (Это жилище муравьёв)
- Наблюдали ли вы когда-нибудь за муравьями?
- За каким занятием их чаще всего можно застать? (Тащат в муравейник палочки, хвоинки, гусениц и т.д.)
- Муравьи очень трудолюбивы, они постоянно чем-то заняты, никогда не сидят без дела.
- Где можно встретить стрекозу? (Пархает с цветка на цветок)
- Какими эти персонажи могли быть в басне?
-А сейчас мы узнаем, верно ли вы догадались.

2. Первое чтение.
(Учитель читает наизусть)

3. Подготовка к повторному чтению.
- На доске я выписала несколько слов из басни. Прочитайте их по слогам.
КАТИТ
ПОПРЫГУНЬЯ
ПОМЕРТВЕЛО
УДРУЧЕНА
КУМУШКА
ВСКРУЖИЛО

-Кого автор называет попрыгуньей? (Стрекозу)
- Почему он её так называет? (Она всё время порхала, резвилась, прыгала)
- Каким ещё словом называется Стрекоза в тексте? (Кумушка)
- Где вы ещё встречали это слово? (В сказке «Лиса и журавль»)
- К кому обращаются обычно с таким словом? (К близкому другу, человеку)
- Можно ли Стрекозу и Муравья назвать друзьями? (Нет)
-Почему? (Потому что друзья помогают друг другу в беде, а Муравей не помог Стрекозе, он выгнал её)
- Почему Муравей не помог Стрекозе? (Она всё лето отдыхала, а он работал. И поэтому, когда Стрекоза пришла к Муравью, он решил её проучить)
- Прочитайте басню ещё раз и подумайте, кто же из персонажей прав: Стрекоза или Муравей.

4. Повторное чтение.

5. Анализ басни.

- О чём эта басня? (О том, как Стрекоза всё лето «пропела», не подготовилась к зиме и попросила Муравья приютить её на зиму)
- Чем занималась Стрекоза всё лето? (Пела)
- Как это её характеризует? (Беззаботная, беспечная, легкомысленная)
- Что произошло с наступлением осени? (Стало холодно, пришла нужда и голод)
- Прочитайте, как об этом говорится в басне.
- Как вы понимаете выражение – «зима катит в глаза»? (Зима наступает)
- Что значит «помертвело» чисто поле? (Исчезла трава, а вместе с ней пропали все мелкие насекомые)
- Почему Стрекоза стала голодать? (Вся пища, которой она питается, исчезла с наступлением холодов)
- Что предпринимает Стрекоза? (Она идёт к муравью, чтобы попросить пригреть её на зиму)
- Прочитайте, как об этом говорится в басне.
- Как вы понимаете значение слова «удручена»? (Подавлена, расстроена)
- Какое слово использует автор, чтобы показать состояние Стрекозы? (Ползёт)
- Подберите близкие по значению слова (Бежит, идёт)
-Почему же автор выбрал именно слово «ползёт»? (Чтобы показать, насколько уже Стрекоза обессилила от голода)
- Что означает слово «вешние»? (Весенние)
- Как же Муравей отвечает на просьбу Стрекозы?
- Прочитайте, как об этом говорится в басне.
- Как такой ответ характеризует Муравья? (Он равнодушный, чёрствый, бессердечный)
- Как бы вы поступили на месте Муравья?
- Как вы считаете, кто же прав в этой ситуации: Стрекоза и Муравей? (Никто. Стрекоза виновата в том, что всё лето беспечно веселилась, не думая о завтрашнем дне, а Муравей – в том, что отказался помочь Стрекозе в нужную минуту)
- А сейчас давайте попробуем составить диафильм к этой басне и подобрать к нему нужные слова из текста. Сколько всего будет кадров? (Три)
- Что будет на первом кадре? (Беззаботно летающая на лужайке цветов Стрекоза)
- Какие слова подберём?
(Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела)

- Что изобразим на втором кадре? (Стрекоза приползла к Муравью с просьбой о помощи)
- Какие слова подберём из текста?
(Злой тоской удручена,
К Муравью ползёт она)

- Чем же могла закончится история Муравья и Стрекозы? (Варианты детей)
- Что же будет на последнем кадре нашего диафильма? (Стрекоза моет пол в доме Муравья)
-Какую подпись сделаем к этому кадру?
(Ты всё пела? Это дело!
Так поди же, попляши!)

- Какие же черты людей автор осуждает в этой басне? (Лень, безразличие)
- Чему учит нас эта басня? (Быть трудолюбивым)

6.Творческое воссоздание прочитанного.
6.1. Подготовка к инсценированию басни.

- А теперь будем готовиться к инсценированию басни.
- Сколько актёров нам понадобится? (Три: автор, Стрекоза и Муравей)
- Сколько сцен будет в спектакле? (Три)
- Одинаковым ли будет облик Стрекозы на протяжении всего спектакля? (Нет)
- О чём будет первая сцена?
- Как будет выглядеть Стрекоза в первой сцене? (Красивая, весёлая, нарядная, розовое платьице с многочисленными рюшечками, на голове – бант розового цвета, на ногах – лаковые чёрные туфельки, в руках – сумочка, веер и зонтик от солнца)
- Как изменится её облик во второй сцене? (Жалкий вид, платье стало грязным, порванным, бант развязался, зонт порвался, в туфлях хлюпает вода, сумочку волочит за собой)
- А какой будет Стрекоза в третьей сцене? (На голове – платок, одета в стареньнок пальто, на ногах – валенки, в руках- тряпка)
А будет ли меняться облик Муравья на протяжении спектакля? (Нет, на Муравье постоянно рабочая одежда)
- Какие декорации понадобятся для первой сцены?
- Чем занималась Стрекоза летом? (Пела, плясала)
- Как это можно изобразить? Покажите.
- А что делал в это время Муравей? (Трудился, работал)
- Как это можно изобразить? Покажите.
- О чём будет вторая сцена?
- Какие декорации понадобятся для второй сцены?
- Как можно показать приход Стрекозы к Муравью? (Голова опущена вниз, ноги еле-еле двигаются)
- С какой интонацией обратится Стрекоза к Муравью? (С жалостливой)
- Почему? (Она замёрзла, хочет есть. Муравей – её единственная надежда на спасение)
- А с какой интонацией ответит Муравей Стрекозе? (С равнодушной)
- О чём будет третья сцена? (О том, как Стрекоза работает в доме Муравья)
- Какие декорации понадобятся для второй сцены?
- С какой интонацией надо читать слова автора? (С ироничной)
- Кто у нас будет читать слова автора?
- Стрекозы?
- Муравья?

6.2. Инсценирование басни

7. Итог урока.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Что вам особенно понравилось?
- Чему учились?

8. Домашнее задание.

Выучить басню наизусть


Категория: Литературное чтение | Добавил: dmitrievaca
Просмотров: 16061 | Загрузок: 1314 | | Рейтинг: 0.0/0 |

0

Рекомендуем также:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:





Группа: Гости
Вход
  
Регистрация
  



XVIII Всероссийский творческий конкурс "Весенний марафон"
VI Всероссийский творческий конкурс "Здравствуй, Весна!"
IX Всероссийский творческий конкурс "Подарок к 8 марта"
VI Всероссийский детский творческий конкурс "Масленица удалая"
VIII Всероссийский творческий конкурс "ЗаМУРчательные кошки"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочное настроение"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Чудеса своими руками"
XXXIII Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Мой педагогический успех"





© Детский развивающий портал "ПочемуЧка" 2008-2024
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54566 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).

Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
Электронный адрес редакции: info@pochemu4ka.ru
Телефон редакции: +79277797310

Информация на сайте обновлена: 29.03.2024


Реклама на сайте
О нас
Ваши отзывы
Обратная связь
Полезные сайты

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.
Оплачивая товары и услуги нашего сайта, Вы соглашаетесь с договором-oфертой.