Помощь во благо
Разновидности детских пледов для новорожденных: выбираем лучшее для комфорта и безопасности
Карандаш для глаз: модные техники и тренды в использовании
Дом под присмотром

На сайте всего: 13
Гостей: 12
Пользователей: 1
mobitel220721


Главная » Начальные классы » Литературное чтение

Урок литературного чтения во 2 классе "Басня И.А.Крылова «Стрекоза и муравей»"

Скачать (47.0 Kb) 24.11.2013, 19:57
Дмитриева Светлана Алексеевна
учитель начальных классов МОБУСОШ с.Покрово-Берёзовка Пензенского района Пензенской области
Дмитриева Светлана Алексеевна
учитель начальных классов
МОБУ СОШ с.Покрово-Берёзовка
Пензенского района Пензенской области

Урок литературного чтения
во 2 классе по теме:

Басня И.А.Крылова «Стрекоза и муравей»

Цель: обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания о жанре «басня», познакомить с новой басней И.А.Крылова «Стрекоза и муравей»; воспитать у детей чувство взаимопомощи, внимательное отношение к другим людям, трудолюбие; развивать речь детей, их эмоциональную сферу, навык сознательного, выразительного, беглого чтения.

Ход урока.

1. Подготовка к чтению басни.

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с баснями И.А.Крылова. Что вы знаете об этом человеке?
- С какими его баснями уже знакомы?
- Какие признаки характерны для всех этих басен? (Краткость, лаконизм, стихотворная форма и др.)
- Кто действует в баснях? (Животные)
- А кто подразумевается? (Люди)
- В каких словах выражена основная мысль басни? (В морали).
- Мораль оформляется как пословица.
- Какие слова, ставшие пословицами из басен вы помните?
- Сейчас мы услышим ещё несколько басен И.А.Крылова, которые приготовили для вас ваши одноклассники. Послушайте их внимательно, подумайте, чему они нас учат.

(Учащиеся читают басни: «Орёл и пчела», «Осёл и соловей», «Лисица и виноград»).

- Чему учит нас каждая басня?
- Каждая из басен И.А.Крылова отражает человеческие недостатки и несправедливые отношения между людьми. Сегодня на уроке мы поподробнее познакомимся с ещё одной басней великого русского баснописца «Стрекоза и муравей». Судя по названию, кто будут действующими лицами басни? (Стрекоза и муравей)
- Что это за животные?
- Как они выглядят? (Муравей маленький, чёрный, невзрачный, а Стрекоза – красивая, изящная с тонкими прозрачными крылышками и большими глазами)

(Детям показываются иллюстрации с изображением стрекозы и муравья)

-Когда и где можно встретить муравья? (Летом. Встретить можно около муравейника).
- А что такое муравейник? (Это жилище муравьёв)
- Наблюдали ли вы когда-нибудь за муравьями?
- За каким занятием их чаще всего можно застать? (Тащат в муравейник палочки, хвоинки, гусениц и т.д.)
- Муравьи очень трудолюбивы, они постоянно чем-то заняты, никогда не сидят без дела.
- Где можно встретить стрекозу? (Пархает с цветка на цветок)
- Какими эти персонажи могли быть в басне?
-А сейчас мы узнаем, верно ли вы догадались.

2. Первое чтение.
(Учитель читает наизусть)

3. Подготовка к повторному чтению.
- На доске я выписала несколько слов из басни. Прочитайте их по слогам.
КАТИТ
ПОПРЫГУНЬЯ
ПОМЕРТВЕЛО
УДРУЧЕНА
КУМУШКА
ВСКРУЖИЛО

-Кого автор называет попрыгуньей? (Стрекозу)
- Почему он её так называет? (Она всё время порхала, резвилась, прыгала)
- Каким ещё словом называется Стрекоза в тексте? (Кумушка)
- Где вы ещё встречали это слово? (В сказке «Лиса и журавль»)
- К кому обращаются обычно с таким словом? (К близкому другу, человеку)
- Можно ли Стрекозу и Муравья назвать друзьями? (Нет)
-Почему? (Потому что друзья помогают друг другу в беде, а Муравей не помог Стрекозе, он выгнал её)
- Почему Муравей не помог Стрекозе? (Она всё лето отдыхала, а он работал. И поэтому, когда Стрекоза пришла к Муравью, он решил её проучить)
- Прочитайте басню ещё раз и подумайте, кто же из персонажей прав: Стрекоза или Муравей.

4. Повторное чтение.

5. Анализ басни.

- О чём эта басня? (О том, как Стрекоза всё лето «пропела», не подготовилась к зиме и попросила Муравья приютить её на зиму)
- Чем занималась Стрекоза всё лето? (Пела)
- Как это её характеризует? (Беззаботная, беспечная, легкомысленная)
- Что произошло с наступлением осени? (Стало холодно, пришла нужда и голод)
- Прочитайте, как об этом говорится в басне.
- Как вы понимаете выражение – «зима катит в глаза»? (Зима наступает)
- Что значит «помертвело» чисто поле? (Исчезла трава, а вместе с ней пропали все мелкие насекомые)
- Почему Стрекоза стала голодать? (Вся пища, которой она питается, исчезла с наступлением холодов)
- Что предпринимает Стрекоза? (Она идёт к муравью, чтобы попросить пригреть её на зиму)
- Прочитайте, как об этом говорится в басне.
- Как вы понимаете значение слова «удручена»? (Подавлена, расстроена)
- Какое слово использует автор, чтобы показать состояние Стрекозы? (Ползёт)
- Подберите близкие по значению слова (Бежит, идёт)
-Почему же автор выбрал именно слово «ползёт»? (Чтобы показать, насколько уже Стрекоза обессилила от голода)
- Что означает слово «вешние»? (Весенние)
- Как же Муравей отвечает на просьбу Стрекозы?
- Прочитайте, как об этом говорится в басне.
- Как такой ответ характеризует Муравья? (Он равнодушный, чёрствый, бессердечный)
- Как бы вы поступили на месте Муравья?
- Как вы считаете, кто же прав в этой ситуации: Стрекоза и Муравей? (Никто. Стрекоза виновата в том, что всё лето беспечно веселилась, не думая о завтрашнем дне, а Муравей – в том, что отказался помочь Стрекозе в нужную минуту)
- А сейчас давайте попробуем составить диафильм к этой басне и подобрать к нему нужные слова из текста. Сколько всего будет кадров? (Три)
- Что будет на первом кадре? (Беззаботно летающая на лужайке цветов Стрекоза)
- Какие слова подберём?
(Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела)

- Что изобразим на втором кадре? (Стрекоза приползла к Муравью с просьбой о помощи)
- Какие слова подберём из текста?
(Злой тоской удручена,
К Муравью ползёт она)

- Чем же могла закончится история Муравья и Стрекозы? (Варианты детей)
- Что же будет на последнем кадре нашего диафильма? (Стрекоза моет пол в доме Муравья)
-Какую подпись сделаем к этому кадру?
(Ты всё пела? Это дело!
Так поди же, попляши!)

- Какие же черты людей автор осуждает в этой басне? (Лень, безразличие)
- Чему учит нас эта басня? (Быть трудолюбивым)

6.Творческое воссоздание прочитанного.
6.1. Подготовка к инсценированию басни.

- А теперь будем готовиться к инсценированию басни.
- Сколько актёров нам понадобится? (Три: автор, Стрекоза и Муравей)
- Сколько сцен будет в спектакле? (Три)
- Одинаковым ли будет облик Стрекозы на протяжении всего спектакля? (Нет)
- О чём будет первая сцена?
- Как будет выглядеть Стрекоза в первой сцене? (Красивая, весёлая, нарядная, розовое платьице с многочисленными рюшечками, на голове – бант розового цвета, на ногах – лаковые чёрные туфельки, в руках – сумочка, веер и зонтик от солнца)
- Как изменится её облик во второй сцене? (Жалкий вид, платье стало грязным, порванным, бант развязался, зонт порвался, в туфлях хлюпает вода, сумочку волочит за собой)
- А какой будет Стрекоза в третьей сцене? (На голове – платок, одета в стареньнок пальто, на ногах – валенки, в руках- тряпка)
А будет ли меняться облик Муравья на протяжении спектакля? (Нет, на Муравье постоянно рабочая одежда)
- Какие декорации понадобятся для первой сцены?
- Чем занималась Стрекоза летом? (Пела, плясала)
- Как это можно изобразить? Покажите.
- А что делал в это время Муравей? (Трудился, работал)
- Как это можно изобразить? Покажите.
- О чём будет вторая сцена?
- Какие декорации понадобятся для второй сцены?
- Как можно показать приход Стрекозы к Муравью? (Голова опущена вниз, ноги еле-еле двигаются)
- С какой интонацией обратится Стрекоза к Муравью? (С жалостливой)
- Почему? (Она замёрзла, хочет есть. Муравей – её единственная надежда на спасение)
- А с какой интонацией ответит Муравей Стрекозе? (С равнодушной)
- О чём будет третья сцена? (О том, как Стрекоза работает в доме Муравья)
- Какие декорации понадобятся для второй сцены?
- С какой интонацией надо читать слова автора? (С ироничной)
- Кто у нас будет читать слова автора?
- Стрекозы?
- Муравья?

6.2. Инсценирование басни

7. Итог урока.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Что вам особенно понравилось?
- Чему учились?

8. Домашнее задание.

Выучить басню наизусть


Категория: Литературное чтение | Добавил: dmitrievaca
Просмотров: 16335 | Загрузок: 1376 | | Рейтинг: 0.0/0 |

0

Рекомендуем также:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:





Группа: Гости
Вход
  
Регистрация
  



XXI Всероссийский творческий конкурс "Зимний марафон"
Международный творческий конкурс посвященный Символу 2025 года "Змейка-новогодняя Чародейка!"
X Всероссийский творческий конкурс "Новогодняя мастерская"
IX Всероссийский творческий конкурс "Ёлочка-красавица!"
VI Всероссийский творческий конкурс "Зверюшки на лесной опушке"
VI Всероссийский творческий конкурс "Сытая птица зимы не боится"
XII Всероссийский творческий конкурс "Мир творчества"
XXV Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Педагогическое открытие"





© Детский развивающий портал "ПочемуЧка" 2008-2024
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54566 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).

Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
Электронный адрес редакции: info@pochemu4ka.ru
Телефон редакции: +79277797310

Информация на сайте обновлена: 04.12.2024


Реклама на сайте
О нас
Ваши отзывы
Обратная связь
Полезные сайты

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.
Оплачивая товары и услуги нашего сайта, Вы соглашаетесь с договором-oфертой.