Казенное образовательное учреждение Омской области «Исилькульская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида». Котюкова Ирина Викторовна, учитель 1 класс. Урок. Чтение и развитие речи 10 декабря 2012 год Тема. Различение р-л. Упражнения в чтении слов с буквами р-л. Цель. Закрепить знание уч-ся о звуке и букве «Рр»,учить дифференцировать звуки р-л. Задачи: 1. Образовательная: учить правильной артикуляции звука «р» ; учить правильно произносить новый звук, выделять звук в словах и определять его местонахождение,; соотносить с буквой; дифференцировать звуки р-л; составлять и читать в кассах слова, слоги и предложения после звукобуквенного анализа. 2. Коррекционно-развивающая: совершенствовать артикуляционный аппарат учащихся; корригировать фонематический слух и зрительное восприятие учащихся; развивать целенаправленное произвольное внимание школьников. 3. Воспитательная: воспитывать интерес к учению, умение слушать друг друга, эстетический вкус, культуре поведения на уроке. Оборудование: букварь (В.В. Воронкова И.В. Коломыткина для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида), слоговые линейки, карточки с буквами, карточки с буквами л, р, сигнальные карточки Этапы урока Время Деят-ть учителя Деят-ть уч-ся 1. Орг момент 5/ Подравнялись, прежде чем сесть, выполните моё задание: - я «кидаю» звук р, «верни» звук л - я «кидаю» звук л, верни звук «р» произносят звук р,л 2. Изучение нового материала 35/ Артикуляционная гимнастика
Разработка мягкого неба.
1)«Пасть льва» – зевок с закрытым ртом.
2)«Маляр» – расслабленным языком в виде лопатки достать до мягкого неба и вернуться к верхним альвеолам (основания нижних и верхних зубов).
3) Произносить гласные звуки с позевыванием.
4) Имитировать полоскание горла.
Разработка нижней челюсти.
1) «Противостояние» – нижняя челюсть давит вниз, кулачки давят снизу на челюсть, рот слегка приоткрыт.
2) Движения челюсти вперед – назад, вниз до максимальной точки, круговые.
Разработка щёк
1) «Полоскание» – надувание и втягивание обеих щек одновре¬менно.
2) «Шарик» – перегонка воздуха из одной щеки в другую, затем под верхнюю губу и под нижнюю.
Проверка д/з стр. 50 - чтение рассказа Шары. Работа с сигнальными карточками. Сейчас будут работать ваши ушки, я буду говорить звуки, слоги, слова, если вы услышите звук: - л – покажите красную карточку - р – покажите зеленую карточку звуки: л, р, л, р, л, р, л слоги: ла, ра, ол, ар, ур, лу слова: лак, рак, лук, рот, лось, робот
Автоматизация и дифференциация звуков Р-Л Ла-ла-ла - девочка спала. Ло-ло-ло - у сосны дупло. Лу-лу-лу - дайте мне пилу. Лы-лы-лы - чистые полы.
Ра-ра-ра - снежная гора. Ро-ро-ро - новое перо. Ру-ру-ру - ягод соберу. Ры-ры-ры - вьются комары.
Психогимнастика дети идут по кругу: - 1 хлопок летит самолет (движение согнутыми в локтях руками л-л-л) - 2 хлопка мчится машина (бег на месте, рычит мотор р-р-р)
Звук р – гласный или согласный? Звук л – гласный или согласный? Найди букву на доске, которая обозначает звук р, л?
Работа со слоговыми линейками -составь слоги: ла, ра, ло, ро, лу, ру, лы, ры – после звукобуквенного анализа.
Работа по учебнику стр. 51 - чтение слов (Ла-ра, Ло-ра) - чтение слогов
Гимнастика для глаз. 1. Закрыли (10с.) - открыли глаза, поморгали (3 раза). 2. посмотрели себе на кончик носа, затем на точку на доске (4-5 раз) 3. Посмотрели: вверх-вниз, вправо-влево (3 раза) 4. Помассировали веки пальчиками (5с.)
Работа по учебнику стр. 51 - чтение имен детей (почему слова Ла-ра, Ро-ма, Ма-ра, Ло-ра напечатаны с заглавной буквы?) -чтение слов. - чтение предложений
Физминутка «Рыбки» Рыбки весело резвятся В чистой тепленькой воде, То сожмутся, разожмутся, То зароются в песке.
Работа по учебнику стр. 51 1- работа по картинке: - кто изображен на картинке? - что делает мама? - что делают дети? - сколько детей на картинке? - сколько девочек? - сколько мальчиков? 2- чтение рассказа Ра-ма Выполняют вместе с учителем
читают рассказ
дифференцируют звук л, р – поднимают сигнальные карточки
повторяют за учителем, произносят звук л, р
идут по кругу, выполняют инструкцию учителя
отвечают на вопросы, находят у доски нужную букву
составляют слоги на слоговых линейках после звукобуквенного анализа
выполняют вместе с учителем
читают слова, предложения
Выполняют вместе с учителем
отвечают на вопросы, читают рассказ
4. Итог 5/ Показываю карточку с буквой (каждому) называют звук (л, р) Что понравилось больше всего? Какое задание было самым трудным? Что получалась лучше всего? Отвечают на вопросы.
Самоанализ 5. Д/з Работа с букварной страничкой стр. 51 Чтение рассказа Ра-ма
|