Урок: литературное чтение Тема: «Автор и его герой» (по рассказу Е.И. Чарушина «Томка испугался») Класс:1 Продолжительность урока: 40 минут Автор: Маметкулыева Елена Анатольевна учитель ГБОУ Центр Образования№1862, г. Москвы
Цель урока: продолжить знакомство с жанром рассказа (обнаружить юмористический характер рассказа). Задачи: предметные - выявить отношение автора к герою; выявить жанровую принадлежность текста (рассказ); обнаружить и различить персонажей рассказа и его героя; продолжить наблюдение за спецификой научного и художественного текстов; прививать любовь к чтению; метапредметные - осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии; овладевать навыком смыслового чтения текстов в соответствии с заданием или проблемным вопросом, поставленным учителем или возникшим на уроке; овладевать логическими действиями сравнения, анализа, установления причинно-следственных связей, построения умозаключений; формировать умение планировать учебные действия в соответствии с поставлен¬ной задачей; развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других. Оборудование: учебник «Литературное чтение. 1 класс» (авт. В.Ю. Свиридова, ИД «Федоров», 2008), а также: портрет Е.И. Чарушина, выставка его книг, картинки с изображением животных и их названия (для 1-го варианта); картинки с изображениями ученого и писателя, листки с напечатанными предложениями для работы в парах (для 2-го варианта).
ХОД УРОКА
I. Актуализация знаний Учитель: Я рада приветствовать вас, ребята. Вчера на уроке вы были учеными, писателями. Попробовали себя в этих ролях и дома. Давайте вспомним, с каким настроением вы составляли научные статьи о своих домашних питомцах. Тяжело или легко было вам? Ответы детей. Учитель: А как вы думаете, легко ли быть ученым или писателем? Ответы детей. Учитель: Сегодня нам предстоит разгадать одну из тайн литературы. Как вы думаете, какие качества нам понадобятся? Возможные ответы детей: Наблюдательность, внимательность, сила воли, сосредоточенность, аккуратность, терпение... Учитель: Как вы считаете, эти качества в большей степени присущи ученому или писателю? Ответы детей. Учитель: Значит, мы сегодня постараемся быть учеными-исследователями. А работать мы будем с произведением Евгения Чарушина «Томка испугался».
Рассказ учителя о Е.И. Чарушине будет направлен на то, чтобы показать, что уже в детские годы будущий писатель трогательно заботился о животных, лечил их, ухаживал за ними. Можно рассказать о том, что в доме содержалось большое количество самых разных животных: кошки, собаки, кролики, козлята, двадцать певчих птиц. Кроме того, в разное время там жили цесарка с перебитым крылом, раненые утки и тетерки, которых Женя вместе с мамой лечили. Учитель: Рассмотрите портрет Евгения Ивановича Чарушина. Сегодня на уроке нам предстоит выяснить: кем стал Женя Чарушин - ученым или писателем?
II. Работа по теме урока Знакомство с произведением Возможны два варианта: 1) самостоятельное знакомство детей с произведением; 2) чтение учителя.
Анализ произведения Учитель: Вы познакомились с рассказом. Какое впечатление он произвел на вас? Какое у вас настроение? Почему? Ответы детей. Учитель: Как вы думаете: это научный текст? Докажите свой ответ. Возможные ответы детей: Этот текст не научный, а художественный. Здесь действия щенка описаны не научным, а разговорным языком, с яркими образами: «бежит загрызать», «хвост кверху поднял». Это рассказ, описывающий события. Есть герой рассказа. Щенку дано имя - Томка. В тексте есть другие персонажи. Учитель: Так кем стал Женя? Писателем или ученым? Дети приходят к выводу, что Женя стал писателем. Учитель: Какие названия животных встретились в рассказе? Дети: корова, воробей, коза, кошка, щенок. (Одновременно учитель демонстрирует картинки с изображением животных и их названия на доске.) Учитель: Кто из этих животных является персонажем рассказа? А кто главным героем? Дети (или учитель, если ученики испытывают затруднение): Герой рассказа - Томка. Писатель рассматривает только его чувства, на щенка направлено все внимание: как бежал, что увидел, что почувствовал. А корова является персонажем. Щенок испугался ее, а мог бы испугаться машины или лошади. Учитель: Как вы относитесь к Томке? Почему с этим щенком могла произойти такая история? Чего он не знал? Что надо сделать, чтобы ответить на эти вопросы? Дети: Вспомнить содержание рассказа. - Найти доказательство своего мнения в тексте. Учитель: Совершенно верно. Ответьте на вопросы, опираясь на текст. Ответы детей. Учитель: Скажите, а как автор относится к Томке? Он гордится им или посмеивается над ним? Ответы детей. Учитель: Почему в конце рассказа стоит многоточие? Что не сказал автор читателю? Как, по вашему предположению, автор мог бы закончить рассказ? При затруднении можно предложить детям варианты предложений: «Так впервые щенок познакомился с огромной коровой», «Вот такой оказалась встреча», «Вот такой урок получил щенок», «Побежал - только пятки сверкали!», «Так Томка открывал этот прекрасный мир». Учитель: Что еще вы можете сказать о рассказе? Дети: Рассказ веселый, легко читается, с юмором.
Физкультминутка Учитель: Представьте, что вы - щенок Томка и выполняете его действия. Будьте внимательны, не попадитесь в ловушки! Увидел корову и побежал к ней. Бежит загрызать корову. Хвост кверху поднял. Побежал потише. Страшно стало ему. Да как Томка замычит. Нюхает. Шевельнулась корова. И побежал от коровы щенок.
Дети выполняют движения, изображая действия щенка. Учитель: Оцените свои действия: вы всегда были внимательны?
Анализ языковых средств рассказа Учитель: Путешествие в тайны литературы продолжается. Подберите к одной из картинок по выбору (корова, воробей, коза, кошка, щенок) подходящие слова-характеристики в рассказе. В результате работы появятся ряды: Корова - огромная, маленькая. Воробей - малюсенький, небольшой. Щенок - ... Кошка - ... Коза - ... Учитель: Сравните получившиеся ряды. Что необычного заметили? Дети: Корова названа и маленькой, и огромной. И про щенка говорится, что он трусливый и смелый. Учитель: Что за волшебство? Может, это сказка, а не рассказ? Кто может объяснить эту загадку. Какая тайна здесь? Ответы детей. Важно, чтобы учитель, руководя беседой, помог детям сделать вывод о том, что в одном существе часто «уживаются» разные черты характера и проявляются в разных ситуациях; кроме того, часто одни и те же черты, качества воспринимаются по-разному в зависимости от ситуации, настроения. Мастерство писателя состоит в том, что он видит эти сложные проявления восприятия и очень по-доброму, с юмором изображает в рассказе. III. Домашнее задание Прочитать другие рассказы писателя Е.И. Чарушина, постараться увидеть, как проявляется в них мастерство писателя.
|