Спортивное питание для наращивания мышечной массы: что нужно знать
Обустраиваем офис грамотно
Хочу детскую площадку. Как выбрать?
Тенденции детской моды лета 2024: что в тренде

На сайте всего: 10
Гостей: 10
Пользователей: 0


Главная » Начальные классы » Литературное чтение

Конспект урока по литературному чтению "Автор и его герой" для 1 класса

Скачать (67.0 Kb) 18.02.2012, 22:42
Маметкулыева Елена Анатольевна
учитель начальных классов ГБОУ цент Образования №1862 г. Москва
Урок: литературное чтение
Тема: «Автор и его герой» (по рассказу Е.И. Чарушина «Томка испугался»)
Класс:1
Продолжительность урока: 40 минут
Автор: Маметкулыева Елена Анатольевна
учитель ГБОУ Центр Образования№1862, г. Москвы

Цель урока:
продолжить знакомство с жанром рассказа (обнаружить юмористический характер рассказа).
Задачи:
предметные
- выявить отношение автора к герою; выявить жанровую принадлежность текста (рассказ); обнаружить и различить персонажей рассказа и его героя; продолжить наблюдение за спецификой научного и художественного текстов; прививать любовь к чтению;
метапредметные
- осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии; овладевать навыком смыслового чтения текстов в соответствии с заданием или проблемным вопросом, поставленным учителем или возникшим на уроке; овладевать логическими действиями сравнения, анализа, установления причинно-следственных связей, построения умозаключений; формировать умение планировать учебные действия в соответствии с поставлен¬ной задачей; развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других.
Оборудование: учебник «Литературное чтение. 1 класс» (авт. В.Ю. Свиридова, ИД «Федоров», 2008), а также: портрет Е.И. Чарушина, выставка его книг, картинки с изображением животных и их названия (для 1-го варианта); картинки с изображениями ученого и писателя, листки с напечатанными предложениями для работы в парах (для 2-го варианта).

ХОД УРОКА

I. Актуализация знаний
Учитель: Я рада приветствовать вас, ребята. Вчера на уроке вы были учеными, писателями. Попробовали себя в этих ролях и дома. Давайте вспомним, с каким настроением вы составляли научные статьи о своих домашних питомцах. Тяжело или легко было вам?
Ответы детей.
Учитель: А как вы думаете, легко ли быть ученым или писателем?
Ответы детей.
Учитель: Сегодня нам предстоит разгадать одну из тайн литературы. Как вы думаете, какие качества нам понадобятся?
Возможные ответы детей: Наблюдательность, внимательность, сила воли, сосредоточенность, аккуратность, терпение...
Учитель: Как вы считаете, эти качества в большей степени присущи ученому или писателю?
Ответы детей.
Учитель: Значит, мы сегодня постараемся быть учеными-исследователями. А работать мы будем с произведением Евгения Чарушина «Томка испугался».

Рассказ учителя о Е.И. Чарушине будет направлен на то, чтобы показать, что уже в детские годы будущий писатель трогательно заботился о животных, лечил их, ухаживал за ними. Можно рассказать о том, что в доме содержалось большое количество самых разных животных: кошки, собаки, кролики, козлята, двадцать певчих птиц. Кроме того, в разное время там жили цесарка с перебитым крылом, раненые утки и тетерки, которых Женя вместе с мамой лечили.
Учитель: Рассмотрите портрет Евгения Ивановича Чарушина. Сегодня на уроке нам предстоит выяснить: кем стал Женя Чарушин - ученым или писателем?

II. Работа по теме урока
Знакомство с произведением
Возможны два варианта:
1) самостоятельное знакомство детей с произведением;
2) чтение учителя.

Анализ произведения
Учитель: Вы познакомились с рассказом. Какое впечатление он произвел на вас? Какое у вас настроение? Почему?
Ответы детей.
Учитель: Как вы думаете: это научный текст? Докажите свой ответ.
Возможные ответы детей: Этот текст не научный, а художественный. Здесь действия щенка описаны не научным, а разговорным языком, с яркими образами: «бежит загрызать», «хвост кверху поднял». Это рассказ, описывающий события. Есть герой рассказа. Щенку дано имя - Томка. В тексте есть другие персонажи.
Учитель: Так кем стал Женя? Писателем или ученым?
Дети приходят к выводу, что Женя стал писателем.
Учитель: Какие названия животных встретились в рассказе?
Дети: корова, воробей, коза, кошка, щенок. (Одновременно учитель демонстрирует картинки с изображением животных и их названия на доске.)
Учитель: Кто из этих животных является персонажем рассказа? А кто главным героем?
Дети (или учитель, если ученики испытывают затруднение): Герой рассказа - Томка. Писатель рассматривает только его чувства, на щенка направлено все внимание: как бежал, что увидел, что почувствовал. А корова является персонажем. Щенок испугался ее, а мог бы испугаться машины или лошади.
Учитель: Как вы относитесь к Томке? Почему с этим щенком могла произойти такая история? Чего он не знал? Что надо сделать, чтобы ответить на эти вопросы?
Дети: Вспомнить содержание рассказа.
- Найти доказательство своего мнения в тексте.
Учитель: Совершенно верно. Ответьте на вопросы, опираясь на текст.
Ответы детей.
Учитель: Скажите, а как автор относится к Томке? Он гордится им или посмеивается над ним?
Ответы детей.
Учитель: Почему в конце рассказа стоит многоточие? Что не сказал автор читателю? Как, по вашему предположению, автор мог бы закончить рассказ?
При затруднении можно предложить детям варианты предложений: «Так впервые щенок познакомился с огромной коровой», «Вот такой оказалась встреча», «Вот такой урок получил щенок», «Побежал - только пятки сверкали!», «Так Томка открывал этот прекрасный мир».
Учитель: Что еще вы можете сказать о рассказе?
Дети: Рассказ веселый, легко читается, с юмором.

Физкультминутка
Учитель: Представьте, что вы - щенок Томка и выполняете его действия. Будьте внимательны, не попадитесь в ловушки!
Увидел корову и побежал к ней.
Бежит загрызать корову.
Хвост кверху поднял.
Побежал потише.
Страшно стало ему.
Да как Томка замычит.
Нюхает.
Шевельнулась корова.
И побежал от коровы щенок.

Дети выполняют движения, изображая действия щенка.
Учитель: Оцените свои действия: вы всегда были внимательны?

Анализ языковых средств рассказа
Учитель: Путешествие в тайны литературы продолжается. Подберите к одной из картинок по выбору (корова, воробей, коза, кошка, щенок) подходящие слова-характеристики в рассказе.
В результате работы появятся ряды:
Корова - огромная, маленькая.
Воробей - малюсенький, небольшой.
Щенок - ... Кошка - ... Коза - ...
Учитель: Сравните получившиеся ряды. Что необычного заметили?
Дети: Корова названа и маленькой, и огромной. И про щенка говорится, что он трусливый и смелый.
Учитель: Что за волшебство? Может, это сказка, а не рассказ? Кто может объяснить эту загадку. Какая тайна здесь?
Ответы детей. Важно, чтобы учитель, руководя беседой, помог детям сделать вывод о том, что в одном существе часто «уживаются» разные черты характера и проявляются в разных ситуациях; кроме того, часто одни и те же черты, качества воспринимаются по-разному в зависимости от ситуации, настроения. Мастерство писателя состоит в том, что он видит эти сложные проявления восприятия и очень по-доброму, с юмором изображает в рассказе.
III. Домашнее задание
Прочитать другие рассказы писателя Е.И. Чарушина, постараться увидеть, как проявляется в них мастерство писателя.


Категория: Литературное чтение | Добавил: elena131087
Просмотров: 9985 | Загрузок: 1222 | | Рейтинг: 0.0/0 |

0

Рекомендуем также:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:





Группа: Гости
Вход
  
Регистрация
  



XIX Всероссийский творческий конкурс "Летние недельки"
V Всероссийский творческий конкурс "Краски лета"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Бабочка-красавица"
IX Всероссийский творческий конкурс "Цветы небывалой красоты"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Любимый зоопарк"
VI Всероссийский творческий конкурс "Земля. Природа. Будущее"
IX Всероссийский творческий конкурс "Чудеса своими руками"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Мой педагогический успех"





© Детский развивающий портал "ПочемуЧка" 2008-2024
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54566 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).

Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
Электронный адрес редакции: info@pochemu4ka.ru
Телефон редакции: +79277797310

Информация на сайте обновлена: 16.07.2024


Реклама на сайте
О нас
Ваши отзывы
Обратная связь
Полезные сайты

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.
Оплачивая товары и услуги нашего сайта, Вы соглашаетесь с договором-oфертой.