Спортивное питание для наращивания мышечной массы: что нужно знать
Обустраиваем офис грамотно
Хочу детскую площадку. Как выбрать?
Тенденции детской моды лета 2024: что в тренде

На сайте всего: 64
Гостей: 64
Пользователей: 0


Главная » Начальные классы » Литературное чтение

Урок литературного чтения в 3 классе «Лирическое стихотворение Ф.И.Тютчева "Зима недаром злится..."

Скачать (7.7 Kb) 28.04.2012, 13:52
Дмитриева Светлана Алексеевна
учитель начальных классов МОБУ СОШ с.Покрово-Берёзовка Пензенского района, Пензенской области
Дмитриева Светлана Алексеевна
учитель начальных классов
МОБУ СОШ с.Покрово-Берёзовка
Пензенского района Пензенской области

Урок литературного чтения в 3 классе по теме:
«Лирическое стихотворение Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится…»

Цель: знакомство детей с жанром «лирическое стихотворение», его особенностями на примере стихотворения Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится…»; воспитать внимательное, чуткое отношение к природе, наблюдательность, чувство прекрасного; развивать эмоциональную сферу детей, навык сознательного, выразительного, беглого чтения, обогащать словарный запас языка учащихся.

Ход урока.

1. Подготовительная беседа. (На доске выставка книг)

- Посмотрите на доску. Какой теме посвящена наша выставка? (Выставка на тему:» «Поэзия Ф.И. Тютчева»
-Как вы думаете, о чём писал Ф.И.Тютчев во всех этих книгах? (О природе)
- А как вы об этом догадались? (По иллюстрациям на обложках книг)
-Ф.И.Тютчев горячо любил русскую природу, восхищался её красотой. Все эти чувства нашли своё отражение в поэзии. В сборниках стихов Ф.И.Тютчева мы можем встретить стихотворения о всех четырёх временах года, и о том. Как меняется природа с приходом каждого времени года, какие явления происходят в её жизни.
- Сегодня мы познакомимся с одним из стихотворений Ф.И.Тютчева. Но сначала поговорим о приходе весны.
- Наблюдали ли вы когда-нибудь, как наступает весна?
- Сразу ли зимняя погода с её морозами, метелями сменяется тёплой, солнечной весенней погодой? (Нет)
- А как же это происходит? (Погода становится непостоянной: ясную и тёплую погоду неожиданно сменяет холодная, даже морозная. Иногда в один день можно наблюдать и признаки весны и признаки зимы)
- Какие признаки весны можно наблюдать в такое время? (Прилетают птицы, начинает таять снег, становится теплее и т.д.)
- А зимы? (Выпадает снег, морозно)
- Кому вы желали победы в «схватке» весны и зимы?
- Почему?
- Ф.И.Тютчев тоже наблюдал за тем, как зима долгое время «не сдаётся», и за тем, как весна сменяет зиму, и тоже желал победы весне. Об этом он написал в стихотворении, которое называется «Зима недаром злится…»
- Послушайте внимательно стихотворение.

2. Первое чтение стихотворении.
(Выразительное исполнение учителем наизусть)

3.Проверка первых впечатлений
- Понравилось вам стихотворение?
- Какую картину вы себе представляете?
- Какое настроение у вас возникло, когда я читала о весне?
- Почему?
- О зиме?
- Почему?

4. Повторное чтение.
- Посмотрите на доску. На ней записаны выражения, которые встречаются в тексте.
Слова: нудит, всё засуетилось, жаворонки.
- Объясните их.
- Прочитайте стихотворение 2 раза «птичьим базаром»
- Подумайте, почему Весне удалось победить зиму?

5.Анализ стихотворения.
- А сейчас поразмышляем над текстом. Кого в этом стихотворении описал автор? (Зиму и Весну)
- Вначале поговорим о Зиме. Прочитайте в первой строчке, как автор описывает настроение Зимы? (Злится)
- Подберите близкие слова к слову «злится». (Обижается, сердится, ругается, бранится, возмущается)
- Почему автор из всех этих слов выбрал именно слово «злится»? Что это за слово по сравнению с другими словами? (Это слово самое сердитое из всех)
- Почему же Зима злится? Что её рассердило? Прочитайте об этом в тексте. (Прошла её пора)
- Что значит «прошла пора»? (Пришло время)
-Найдите следующее место в стихотворении, где описывается Зима. (3 четверостишье две первые строчки).
- Прочитайте их.
- Какое слово употребил автор, описывая действие Зимы? (Хлопочет)
- Как вы понимаете значение этого слова? (Чем-нибудь усердно заниматься, суетиться)
- Что же предпринимает Зима, чтобы прогнать Весну? (Напускает на неё метели, морозы, вьюги, насыпает снега)
- С кем сравнивает Автор Зиму? (С ведьмой злой)
- Найдите об этом в тексте.
- Что значит «взбесилась»? ( Пришла в бешенство, разъярилась)
- А что делает Зима напоследок? Прочитайте об этом в стихотворении.
- Если бы вы были художниками, как бы вы нарисовали портрет Зимы? (Седая старуха, злое выражение лица, одежда серая, волосы распущены и спутаны)
- И так, мы с вами поговорили о Зиме. А теперь побеседуем об молодой и прекрасной «сопернице» - Весне.
- Найдите в стихотворении первые строки, в которых говорится о Весне? (3 и 4 строчки)
- Прочитайте их.
- В какое «окно» стучится Весна? (В природу)
- Как может Весна стучаться?
- Что делает Весна первым делом? (Гонит со двора Зиму)
- Как она это может делать? (Растопляет снег солнышком, согревает землю)
- Найдите в стихотворении следующее место, где говорится о Весне (второе четверостишье)
- «И всё засуетилось». Кто это «всё»? (Животные, растения, люди)
- А что значит «засуетилось»? (Задвигалось)
- Кто помогает Весне прийти? (птицы, солнышко, ручейки)
- Как вы понимаете значение выражения «Всё нудит Зиму вон»? (Всё вынуждает Зиму уйти вон, выгоняет)
- Кто первыми приветствуют Весну? (Жаворонки)
- Кто это? (Птицы)
- Как они приветствуют? Прочитайте об этом в тексте.
- Что такое «трезвон»? (Шум, переполох)
- Найдите в стихотворении следующие строки, в которых говорится о Весне?
- Как ведёт себя Весна в ответ на все попытки Зимы прогнать её? Прочитайте.
- Почему она так себя ведёт? (Не боится Зимы. Она знает, что победит её)
- Почему автор употребил именно слово»хохочет», а не «улыбается», «смеётся»?
- Что означает слово «пуще»? 9Ещё сильнее)
- Как, чем может Весна шуметь? (Песнями птиц, звоном ручейков, шелестами молодых листьев на деревьях)
- С кем сравнивает автор Весну? (С прекрасным «дитя»)
- прочитайте последнее четверостишье. Чем закончилась «схватка» Весны и Зимы? («Схватка» закончилась победой Весны)
- Как вы понимаете слова «и лишь румяней стала «?
- Если бы вы были художниками, как бы вы нарисовали портрет Весны?
- Посмотрите, как изобразил Весну в учебнике поэт.
- Почему же Весне удалось победить Зиму? (Потому что Весну все любят, её ждут, помогают. А Зима уже всем надоела. Всем хочется, чтобы она поскорее ушла)

6. Творческое воссоздание прочитанного.
- А сейчас будем готовиться к выразительному чтению стихотворения?
- С каким чувством, настроением будем читать его? Одинаково или нет? (О Весне будем читать радостно, а о Зиме – с недовольством, гневом)
- В каком темпе? Одинаково или нет? ( О Зиме – медленно, а о Весне – быстро)
- Найдите первое четверостишье. Какое слово выделим голосом в первой строчке? (Недаром).
- Прочитайте эту строчку, выделив это слово.
- Какое слово выделим голосом во второй строчке? (Прошла).
- Прочитайте эту строчку, выделив это слово.
- Какое слово выделим голосом в третьей строчке? (Весна).
- Прочитайте эту строчку, выделив это слово.
- Какое слово выделим голосом в четвёртой строчке? (Гонит).
- Прочитайте эту строчку, выделив это слово.
- А теперь попробуем прочитать всё четверостишье, выделяя главные слова голосом.
- А теперь попробуем прочитать это четверостишье по ролям. Один будет читать о Зиме, а второй о Весне.

- Про кого у нас следующее четверостишье? (Про Весну)
- Каким тоном будет читать? (Радостным)
- А в каком темпе? (Быстро)
-Попробуйте прочитать.

- О ком говорится в третьем четверостишье? (О Зиме и о Весне)
- Каким тоном будет читать?
- А в каком темпе?
-Попробуйте прочитать.

- О ком говорится в четвёртом четверостишье? (О Зиме)
- Каким тоном будет читать?
- А в каком темпе?
-Попробуйте прочитать.

- О ком говорится в пятом четверостишье? (О Весне)
- Каким тоном будет читать? (Радостным)
- А в каком темпе? (Быстро)
-Попробуйте прочитать.

- А сейчас попробуем прочитать полностью стихотворение от начала до конца выразительно.

7.Итог урока
- С каким произведением мы познакомились?
- Кто автор?

8.Домашнее задание.
Выучить стихотворение наизусть и нарисовать портреты Зимы и Весны.


Категория: Литературное чтение | Добавил: dmitrievaca
Просмотров: 19165 | Загрузок: 1401 | | Рейтинг: 1.3/3 |

0

Рекомендуем также:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:





Группа: Гости
Вход
  
Регистрация
  



XIX Всероссийский творческий конкурс "Летние недельки"
V Всероссийский творческий конкурс "Краски лета"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Бабочка-красавица"
IX Всероссийский творческий конкурс "Цветы небывалой красоты"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Любимый зоопарк"
VI Всероссийский творческий конкурс "Земля. Природа. Будущее"
IX Всероссийский творческий конкурс "Чудеса своими руками"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Мой педагогический успех"





© Детский развивающий портал "ПочемуЧка" 2008-2024
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54566 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).

Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
Электронный адрес редакции: info@pochemu4ka.ru
Телефон редакции: +79277797310

Информация на сайте обновлена: 16.07.2024


Реклама на сайте
О нас
Ваши отзывы
Обратная связь
Полезные сайты

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.
Оплачивая товары и услуги нашего сайта, Вы соглашаетесь с договором-oфертой.