Учитель: Н.В. Мещерякова ГКОУ РО Казанская школа – интернат VII вида
Открытый урок по окружающему миру в 1 классе.
Цель урока: Создание условий для достижения оптимального развития личности ребёнка. Задачи урока: 1. познакомить детей с историей одежды; с разнообразием современной одежды; 2. развивать речь, логическое мышление учащихся, умение сравнивать и делать выводы. 3. воспитывать эстетический вкус, учить внимательно относится к своей одежде; 4. познакомить детей с элементами устройства велосипеда; 5. развивать умение сравнивать через просматривание иллюстраций; 6. создать условия для осознания безопасной езды на велосипеде.
Оборудование: - учебник « Мир вокруг нас» 1 класс, - куклы в народных костюмах Московской и Костромской губернии, - картинки с изображением рыцарей, велосипедов, - одежда: футболка, пиджак, халат, рубашка, брюки, - большой кусок ткани и брошь, - насос для велосипеда. Ученики одеты в: русские народные костюмы (2 девочки и 2 мальчика); карнавальные костюмы- 2 ученика; деловые костюмы – 2 ученика; спортивные костюмы – 2 ученика.
Ход урока: 1. Орг. момент. На уроках не скучаем, Пишем, думаем, считаем, Очередь пришла играть. Ответы будем выбирать! 2. Повторение изученного: • Динозавры: А) не жили совсем Б) живут сейчас В) жили в прошлом • Птицы, которые осенью улетают на юг, а весной возвращаются на родину, называются: А) зимующие; Б) прилетающими; В) перелётные. • Какие из этих животных живут в жарких странах? А) слоны; Б) зебры; В) медведи; Г) крокодилы. Молодцы!
3. Актуализация опорных знаний, целеполагание: - Ребята, посмотрите на то, что висит у нас на вешалках? (халат, платье, пиджак, рубашка, шуба, брюки) - Назови эти предметы одним словом? (дети дают ответ - одежда) - Какими словами можно продолжить этот ряд? (дети перечисляют виды одежды) - Ребята, а когда появилась одежда? - Как выдумаете, какова тема сегодняшнего урока? Учащиеся под руководством учителя определяют цели урока.
4. Работа над темой урока. - Сегодня на уроке, мы с вами познакомимся с историей одежды человека. - С чего же всё начиналось? Посмотрите на первую фигуру человека. Кого мы видим? (первобытного человека) - Из чего они делали себе одежду? (из шкур животных) - Почему? (потому, что раньше не было ткани) - Когда появилась одежда первобытных людей? (очень давно, в древние времена) - Давайте прочитаем, что об этом говорит Мудрая черепаха. (Дети читают текст учебника стр. 80)
Микро итог: - Так когда появилась одежда? - Во что одевались первобытные люди? - Почему у них не было другой одежды? Учитель продолжает рассказывать о появлении одежды. Позднее люди научились изготавливать ткань и стали из неё делать одежду. Посмотрите на вторую фигуру человека, она сделана из ткани. - Как вы, думаете, где носили такую одежду? (в Древней Греции) Эту одежду делали из большого прямоугольного куска ткани, который искусно оборачивали вокруг тела, а на одном плече или на двух закрепляли брошью. - Давайте и мы попробуем одеться, как греки. Учитель показывает кусок ткани и двое учеников одевают друг друга. Да, совсем не просто одеться так, как в древности; мы уже привыкли к современной одежде. - Рассмотрите следующие картинки и назовите их особенности, но задание для первого ряда, рассмотреть одежду для женщин, а ребята второго ряда, расскажут об одежде для мужчины.
Демонстрация костюмов: - Ответы детей первого ряда о женском костюме. В прошлом женщины и девочки ходили в пышных платьях, широких юбках. - Давайте, рассмотрим русский народный костюм, в который одета Маша и Диана. Русские девочки, женщины носили - сарафаны. Голову женщины украшали венками, кокошниками, платками. Самой нарядной одеждой была одежда из красной ткани. Понятия «красный» и «красивый» были в народном представлении одинаковыми. - А ещё, я вам принесла кукол, которые обеты в русские народные костюмы. 1. вот эта кукла, одета в зимний костюм Московской губернии: на голове у неё одет платочек из шерстяной пряжи с набивным рисунком; праздничный полушубок расшивали по краю, он был сделан из овчины; юбка однотонная, красная с расшитым подолом; на ногах сапожки. 2. вот эта кукла одета в летний костюм Костромской губернии: на голове у неё одет почелок - это другими словами повязка, его расшивали золотыми нитями, украшали бусами; рубахи шились из льняных тканей, украшались вышивкой; душегрею носили молодые девушки, вся она расшита нитями; сарафан из узорных тканей по подолу всегда украшали тесьмой и золотым кружевом; на ногах туфельки, тоже красного цвета. Вот такую красивую, яркую одежду носили наши предки. - А теперь ученики второго ряда, расскажите об одежде мужчин. - Мужская одежда, так же как и женская, состояла из комплекса нескольких предметов и аксессуаров. - Рассмотрим костюмы, в которые одеты наши мальчики. В комплект входили рубашка - косоворотка, которая украшалась вышитыми или тканевыми узорами, которые располагались по краю рукавов и на плечах, у застёжки, вокруг ворота, по подолу, а фигуру подчёркивал пояс. Портки великорусского типа, картуз. Мужской обувью были лапти. Менялись времена, менялась и одежда. Костюмы отличались большой выдумкой и изобретательностью. Для украшения использовали банты, перья, кружева. Нарядная одежда подчёркивала достоинства человека, его красоту. - Посмотрите, во что оделся Муравьишка ? (в доспехи рыцаря) Значит, была и одежда для защиты в бою! (иллюстрация средневекового рыцаря в доспехах) - Какой можно сделать вывод? Из чего изготавливали такую одежду? (из металла) - Почему? (она защищала рыцарей)
5. Физ - минутка. Оловянный солдатик На одной ноге постой – ка, Будто ты солдатик стойкий… Ногу левую (правую) прижми… Да смотри не уходи.
6. Продолжение беседы. Современная одежда очень разнообразна. По одежде можно узнать, где живёт человек, в какой стране, кем работает. - Посмотрите на страницу 81, как вы думаете, где живут эти люди? Почему? - А кому из этих людей на спортивное соревнование, кому на собрание, а кому быть дома? - Как бы вы назвали одежду, в которой ходят на торжественные вечера, собрания? ( деловая ) - Как назовём одежду, в которой мы ходим на физкультуру, на спортивные соревнования? (спортивная ) - А как называется одежда, в которой вы ходите дома? (домашняя или одежда для дома) - Но бывают случаи, когда можно приходить в любой одежде, и чем она необычнее, тем лучше. Как думаете, что это за такие случаи? (это маскарад и маскарадные костюмы) Маскарад – это бал, гулянье, участники, которого надевают маски, костюмы. - А когда у нас был бал – маскарад? (на Новый год)
Микро итог: Итак, одежда имеет своё предназначение. Главное, чтобы она была чистая, аккуратная, свежая. Чтобы на этого человека было приятно смотреть и общаться и ним. - Как вы понимаете пословицу « Встречают по одёжке, а провожают по уму»?
7. А когда изобрели велосипед? Посмотрите-ка, ребята, к нам пришла Мудрая Черепаха, и она принесла нам письмо. Давайте посмотрим, что же там!? (открываем конверт). - Ребята, да здесь загадка (Читает): «У него два колеса, И седло на раме, Две педали есть внизу, Крутят их ногами» - Правильно. Это велосипед. Муравьишка видит его первый раз. «Наверно его изобрели недавно», - подумал Вопросик. -Ребята, а как вы думаете, когда изобрели велосипед? Давайте прочитаем, что рассказывает нам Мудрая черепаха на стр. 82. - Давайте рассмотрим рисунки старинных велосипедов, которые есть в учебнике. - А теперь посмотрите на доску, рассмотрите эти велосипеды. - Из чего они были сделаны? (из дерева) А я вам сейчас расскажу, что велосипед изобретали дважды. Оказывается 200 лет назад жил в уральском селе кузнец. Он был большим выдумщиком и однажды придумал машину – самокат, у которого было 2 деревянных колеса и руль. Хозяин завода, на котором работал кузнец, послал изобретателя с подарком в Москву к царю. Царю подарок очень понравился, он щедро наградил кузнеца за выдумку. Но вскоре об изобретении кузнеца забыли. Вторым изобретателем был немецкий офицер. У машины не было педалей. Ехать на нём можно было, отталкиваясь ногами от земли, гораздо быстрее, чем идти пешком. Это изобретение стало называться велосипедом, что по – русски обозначает «быстрые ноги». - Рассмотрите теперь велосипеды настоящего, на которых люди ездят сейчас. - А теперь, скажите, чем отличается старинный велосипед от современного? - Ребята, а у кого есть дома велосипед? - Из каких частей он состоит? - Рассмотрим рисунок на стр. 82, почитаем все ли вы его части назвали. - А ещё, какой предмет необходим велосипеду? - Отгадайте загадку: Самый лучший друг колёс Называется …..(насос) - Ребята, с какого возраста можно кататься на велосипеде по дорогам, улицам? (с 14 лет) - А где, сейчас вам можно кататься? - Посмотрите на рисунки на стр. 83 внизу. Кто знает, что обозначают эти дорожные знаки? («Велосипедная дорожка» и «Движение на велосипедах запрещено») Можно сказать так, Красный цвет светофора говорит нам: «Стой, идти нельзя!», а дорожный знак в красной рамочке говорит: «Стой, на велосипедах ехать нельзя!» - А сейчас, ребята, посмотрите на велосипеды, которые могут появиться в будущем! - Нравятся они вам?
8 . Итог урока. - Понравился вам урок? - Что интересного вы сегодня узнали? - Когда появилась одежда? - Когда изобрели велосипед? - Мне было приятно с вами работать. Вы молодцы!
|