МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 5 Г.АПШЕРОНСК АПШЕРОНСКОГО РАЙОНА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ
«Этикет и этика»
(организация деятельности школы для успешной реализации школьной программы самоуправления «Школьный экспресс»)
Составитель: учитель начальных классов
высшей категории Ольга Ивановна Фролова
учитель первой категории
г. Апшеронск
2010 год
Содержание
1. Введение
2. Содержание инновационного проекта «Этикет и этика», концептуальное обоснование необходимости предполагаемого проекта
3. Проблема, объект, предмет исследования
4. Гипотеза, цель и задачи проекта
5. Основные принципы реализации проекта
6. Механизм реализации проекта
7. Этапы реализации проекта
8. Оценка эффективности реализации проекта
9. Значение ожидаемых результатов для развития общеобразовательной системы
1. Введение
Младший школьный возраст – время интенсивного приобретения ребенком социальных знаний, которые включают в себя усвоение общественных норм и правил, а также способов действий в различных ситуациях. Именно в начальной школе дети учатся принимать в расчет нюансы дружбы и авторитета, учитывать множество предписаний и правил. Исходя из этого, важное психолого-педагогическое значение приобретает развитие у ребенка нравственных качеств.
Как показывают наблюдения, неумение вести себя в обществе, отсутствие навыков приличных манер достаточно часто приводят человека в тупик. Предупредить такие проблемы разумнее, чем устранять их последствия.
Школьники непростительно мало знают о правилах поведения в современном обществе. А между тем школа должна стать гарантом культурного, нравственного развития граждан.
Культура общения, от которой во многом зависит, как относятся к нам окружающие, основана на соблюдении определенных правил, именуемых этикетом, которые регламентируют, что допустимо и приемлемо в данном обществе или в данной ситуации, а что нет. Конечно этикет определяет лишь формы, «технику» общения и поведения, потому самого по себе знания правил этикета недостаточно, чтобы считаться культурным, воспитанным человеком. Поведение в обществе должно опираться на общие принципы и нормы морали, демонстрируя связь между этикетом и этикой. Наши манеры – отражение наших этических представлений. Вежливость и внимание к людям, сочувствие и умение понять другого человека – это высокие этические качества, лежавшие в основе нравственного поведения, находят отражение в простых нормах этикета.
2. Содержание инновационного проекта «Этикет и этика», концептуальное обоснование необходимости проекта
Инновационный проект «Этикет и этика» разработан в 2010 году. Хотя работа ведется по этому направлению с 2008 года. В младшем школьном возрасте дети особое внимание уделяют нравственной стороне поведения, им свойственно желание получить положительную оценку окружающих, т.е. этот период является оптимальным для усвоения правил культурного общения. Разнообразные приемы и методы формирования мотивов нравственного поведения младших школьников и соблюдения этических норм ( добро и сострадание, гостеприимность и милосердие, внешний вид и культура речи; личная гигиена и профилактика вредных привычек; взаимоотношение в семье, с ровесниками, младшими и старшими; правила поведения в классе, в школе, общественных метах, на улице, в транспорте, театре, за столом). Инновационный проект «Этикет и этика» включает в себя программу занятий для классных часов и внеклассной работы на четыре года.
3.Проблема, объект, предмет исследования
Проблема – поиск наилучших средств и способов в повышении внимания к вопросам нравственного воспитания детей в тесном сотрудничестве с семьей.
Объект – учащиеся начальной школы
Субъект – администрация гимназии, учитель начальных классов
Предмет исследования – деятельность МОУ Г № 5 по формированию комплексной, целенаправленной работы по формированию высоких норм общечеловеческой нравственности через систему внеклассных мероприятий и классных часов
4. Гипотеза, цель и задачи
инновационного проекта «Этикет и этика»
Гипотеза – если сформировать комплексный, целенаправленный подход к воспитательной работе по инновационному проекту «Этикет и этика», то это повысит уровень воспитанности учащихся
Цель: создание условий для решения проблемы приобщения детей к формированию положительного нравственного поведения в семейном общении и общении с окружающими людьми, чувства удовлетворения оттого, что он делает хорошие дела, приносит пользу близким, окружающим, радует их добрыми поступками в тесном сотрудничестве с семьей.
Задачи:
- разработать инновационный проект по повышению уровня воспитанности учащихся;
- воспитать стремление быть порядочными людьми;
- следовать общечеловеческим ценностям и благородным идеалам;
- освоить нормы правильного поведения в обществе;
- воспитать негативное отношение к вредным привычкам;
- сформировать у учащихся осознанного выбора здорового образа жизни;
- предоставить возможность для дополнительного общения детей и родителей в неформальной обстановке.
Приоритетные направления:
1. Формирование духовной личности, здорового образа жизни
2. Воспитание человека-гражданина
3. Создание системы воспитания личности, заинтересованной в развитии у ребенка нравственных качеств
4. Обеспечение единства семейного и школьного воспитания личности, создание сбалансированной деятельности родителей, детей, учителей, образующих коллектив гимназии, призванный заботиться о формировании нравственного воспитания школьника.
Формы работы: классные часы, театрализованные беседы и представления, конкурсные и развлекательные программы, инсценировки, викторины и праздники, родительский лекторий по нравственному воспитанию младших школьников.
Исходя из цели и задач инновационного проекта «Этикет и этика» определены направления деятельности МОУ Г № 5
1. Просвещение детей и родителей по инновационному проекту «Этикет и этика».
2. Привлечение к этой деятельности зав. библиотекой гимназии, педагогов дополнительного образования, родителей.
3. Подготовка и проведение классных мероприятий, направленных на развитие нравственных качеств младших школьников.
4. Информирование родителей о важности нравственного воспитания в младшем школьном возрасте на родительских собраниях.
.
ЭТИКЕТ
1-2 классы
Пояснительная записка
Целью предмета этикет – развитие коммуникативных способностей, нравственной культуры человека
Этикет предполагает решение следующих задач:
- понятие сути морального выбора человека в различных ситуациях
- введение в активный словарь учащихся достаточного количества этикетных стереотипов
- правильное использование этикетных формул в речи, которое помогает установлению контакта между собеседниками, поддержанию общения в тональности вежливости, доброжелательности, взаимопонимания, что облегчает взаимопонимание между людьми
Программа курса этикета для 1-2 классов разработана на основе поурочной учебной программы «Веселый этикет» О.И. Фроловой
На изучение программы предусмотрен 1 час в неделю за счет классных часов, программа рассчитана на 34 часа.
Список литературы:
«Веселый этикет» авторы Н.Е.Богуславская, Н.А.Куприна, рецензенты Т.А.Ладыженская, В.Н.Маров Екатеренбург «Арго» 1997 год.
Весь текст материала находится в приложенном файле
|