МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 5 Г.АПШЕРОНСК АПШЕРОНСКОГО РАЙОНА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ
«Школьный экспресс»
(организация деятельности начальной школы для успешной реализации школьной программы самоуправления «Молодая гвардия»)
Составитель: учитель начальных классов
высшей категории Ольга Ивановна Фролова
г. Апшеронск
2010
Содержание
1. Введение
2. Содержание инновационного проекта самоуправления в начальной школе «Школьный экспресс», концептуальное обоснование необходимости предполагаемого проекта
3. Проблема, объект, предмет исследования
4. Гипотеза, цель и задачи проекта
5. Основные принципы реализации проекта
6. Механизм реализации проекта
7. Этапы реализации проекта
8. Оценка эффективности реализации проекта
9. Значение ожидаемых результатов для развития общеобразовательной системы
1. Введение
Поиск и разработка оптимальной модели самоуправления в начальной школе всегда является делом трудным. Это связано и с возрастными психологическими особенностями младших школьников. Отказ от октябрятских звездочек привел к новой ситуации в организации ученического самоуправления в начальной школе. Важнейшим условием формирования коллектива выступает организация совместной деятельности. Как же объединить классы единой целью? Детский коллектив – это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и потребность других. Без самоуправления коллектива невозможно подлинное развитие личности. Детей должны объединять отношения, которые возникают в деятельности, в общении, во взаимодействии. Для этого необходимо три стороны, три силы, три полюса (дети, родители, учителя), которые образуют поле воспитания. В поисках обновления социализации детей педагогическая наука стала активно искать и внедрять новые педагогические технологии. «Школьный экспресс» - это пример такой технологии, направленной к тому, чтобы развивать общественно-политическое сознание, формировать гражданскую культуру и активную жизненную позицию, способствовать саморазвитию детей.
2. Содержание инновационного проекта «Школьный экспресс», концептуальное обоснование необходимости проекта
Инновационный проект «Школьный экспресс» разработан в 2009 году, так как важнейшим условием формирования коллектива выступает организация совместной деятельности. Поэтому в МОУГ № 5 детская организация представлена в виде игры-путешествия на поезде, который формируется из вагонов – классов. Каждый вагон – класс имеет свою особенность. Каждый классный коллектив имеет своих проводников, которых объединяет машинист состава. Особенности функционирования «Школьного экспресса»
- Система самоуправления – максимально открытая система
- Дети, родители, учителя – сотоварищи
- Позиция учителя: близкий друг, который всегда поможет и даст необходимый совет
- Позиция ученика: свобода выбора самопознания, понимание других, умение общаться.
Каждый класс – своя команда с названием, девизом, эмблемой, программой, планом работы, ученическим самоуправлением.
1 «а» и 1 «б» разработали программу «Родничок»
Цель: пробуждение в ребенке национального самосознания, формирование традиционных ценностей почитания своих предков, своего рода, малой и большой Родины
2 «а» разработали программу «Эрудиты»
Цель: развитие интеллектуальных способностей учащихся
2 «б» разработали программу «Этикет»
Цель: повышение уровня воспитанности учащихся
2 «в» разработали программу «ЮДП»
Цель: обеспечение школьнику знаний по правилам пожарной безопасности
3 «а» работают по программе «Валеологическая культура»
Цель: обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование необходимых знаний, умений и навыков по ЗОЖ
3 «б» работают по программе «Светофорик»
Цель: обеспечение школьнику знаний по ПДД
3 «в» работают по программе «Музыкальная шкатулка»
Цель: развитие творческих способностей учащихся
4 «а» работают по программе «Казачата»
Цель: пробудить интерес к изучению культуры и традиций кубанских казаков
4 «б» работают по программе «Эко»
Цель: формирование свободного осмысления природы как объекта, в котором обитает жизнь самых разных форм и в том числе жизнь человечества
В детском самоуправлении «Школьный экспресс» существуют ступени роста:
1 класс: Дети под руководством учителя формируют правила школьной жизни, учатся уважительно относиться к одноклассникам, выполнять разовые поручения. Учитель на этом этапе – наставник.
2 класс: Дети соблюдают законы школы, учатся формулировать свое мнение, выполнять постоянные поручения, участвовать в работе микрогрупп. Роль учителя – помощник.
3 класс: Дети выполняют постоянные поручения, учатся планировать работу групп по интересам, участвовать в КТД, высказывают свою точку зрения. Учитель исполняет роль консультанта.
4 класс: Дети участвуют в работе самоуправления, готовят и проводят конкурсы, викторины, планируют КТД. Учитель – партнер и старший товарищ.
Заповеди детской организации «Школьный экспресс»
1. Учеба – твой главный труд
2. Умей дорожить своей честью и честью школы
3. Умей радоваться успехам других
4. Дал слово – держи, не можешь – не обещай
5. Спеши делать добро
6. Умей принимать свои ошибки, вину, неси ответственность за свои поступки
7. Занимайся спортом, закаляй свое здоровье
8. Мой внешний вид – это часть меня
9. Проявляй внимание и милосердие к людям
Работа органов самоуправления строится на основе Устава Школьного ученического собрания и программы, принятых на уровне ученической конференции.
В содержание работы по инновационному проекту «Школьный экспресс» включены:
1. Познавательная деятельность
- участие в проведении предметных недель
- организация различных конкурсов, интеллектуальных игр, викторин по предметам
- активное участие в олимпиадах
- участие в работе научного общества «Калипсо»
2. Ценностно-ориентированная деятельность
- формирование школьного самоуправления
- проведение тематических классных часов
- организация встреч с интересными людьми
- систематическое и целенаправленное использование возможностей учебных предметов для духовного воспитания учащихся
3. Трудовая деятельность
- организация общественно полезного труда
- дежурство классов по школе
- проведение выставок поделок
- тимуровское движение
4. Художественно – творческая деятельность
- участие в художественной самодеятельности
- организация поездок в театры
- посещение выставок, музеев, лекториев
- совершенствование культуры поведения и внешнего вида учащихся
5. Спортивно – туристическая деятельность
- проведение турслетов
- участие в работе спортивных секций
- участие в районных спортивных мероприятиях
- проведение «Дня здоровья»
3.Проблема, объект, предмет исследования
Проблема – поиск и разработка оптимальной модели самоуправления в начальной школе «Школьный экспресс»
Объект – учащиеся начальной школы
Субъект – администрация гимназии, учителя начальных классов,
родители
Предмет исследования – деятельность МОУ Г № 5 по формированию комплексной, целенаправленной воспитательной работы в организации ученического самоуправления в начальной школе
4.Гипотеза, цель и задачи инновационного проекта «Родничок»
Гипотеза – если сформировать комплексный, целенаправленный подход к воспитательной работе, то это будет способствовать формированию у ребенка личной ответственности за собственное развитие, повышению уровня воспитанности, к сомораскрытию и самореализации личности.
Цель: Обучение творческой деятельности, развитие индивидуальных, познавательных способностей каждого ученика, помочь в самосознании, самоопределении, в самореализации.
Задачи:
- сформировать нравственные качества учащихся на базе гуманистических ценностей;
- формирование у учащихся активной гражданской позиции;
- развитие у учащихся жизненно важных умений и навыков;
- предоставление учащимся возможностей для самореализации
Весь текст материала находится в приложенном файле
|