Цель: познакомить с особенностями предложного падежа, его значением, предлогами; учить определять предложный падеж у слов и осознанно употреблять их в речи.
Ход урока. 1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и целей урока. - Сегодня мы продолжим изучение темы «Имя существительное». Мы познакомились почти со всеми падежами и у нас остался не изученным ещё один падеж. Какой это падеж? (Предложный.) - Итак, тема урока «…предложный падеж имени существительного». Но что это? Убежала буква. Какая буква покинула своё место? (Буква п.)
3. Чистописание.
- Назовите первый звук слова «предложный» ([п]). Дайте ему характеристику. ([п] – согласный, глухой, парный, твёрдый). - Какой буквой на письме обозначается этот звук? (п) - Сегодня мы повторим, как правильно пишутся эти буквы. Напишем строчную и заглавную буквы п и П. (Ученики пишут у себя в тетради каждую букву.) - Сейчас я вам загадаю загадки, в отгадках которых спряталась буква п, а ваша задача правильно и красиво написать отгадки. Итак:
Росли на грядке зелёные ветки- А на них – красные детки. (Помидор.)
Лето целое старалась: одевалась, одевалась, А как осень подошла, все наряды отдала – Сотню одежонок сложили в бочонок. (Капуста.)
Сама холодная, а людей жжёт. (Крапива.)
Не артист, а голосист; Не ездок, а шпоры у ног. (Петух.)
Непоседа пёстрая, Птица длиннохвостая, Птица говорливая, Самая болтливая. (Сорока.)
(Дети в тетради записывают отгадки. Один ученик у доски)
- Отыщите «лишнее» слово, подчеркните его и скажите, почему оно «лишнее». (Слово «сорока», т.к. нет буквы п.) - Назовите слова, разбор которых по составу соответствует данной схеме: (Капуста, крапива, сорока.) - К какой части речи относятся слова, записанные на доске? (Имена существительные.) - Что такое имя существительное? (Часть речи, отвечает на вопросы КТО? и ЧТО?, обозначает предмет.)
4. Работа над новым материалом. Самостоятельное выполнение упр.142 - Какой падеж у существительных? - Назовите предлоги предложного падежа. - На какие вопросы отвечают существительные в предложном падеже? - Попробуем ответить на вопрос Почемучки на стр.77. Прочитайте правило на стр.77. _ Какие предлоги употребляются с существительными только в предложном падеже? (о, об, при.)
5. Закрепление. 1. упр.143. Определить падежи имён существительных (устно). Составить свою загадку с той же отгадкой. 2. Выпишите словосочетания с неодушевлёнными существительными женского рода в предложном падеже. (Читать о Родине, обрадоваться Ане, завтрак на траве, прочитать Оле, плыть в лодке, посвятить маме, сидеть на скамейке, думать о дочке, увидеть на парте.
6. Физкультминутка
7. Повторение 1. Задания по карточкам
1 карточка. Спишите предложение, подчеркните главные члены. Определите части речи.
Земля покрылась пёстрым ковром.
2 карточка. Спишите предложение, подчеркните главные члены предложения, определите части речи, выпишите словосочетания.
Шуршит под ногами пожухлая трава.
3 карточка. Спишите предложение, подчеркните главные члены предложения, определите части речи, определите падеж имён существительных.
Машины служат человеку на суше и в море.
4 карточка. Спишите предложение, подчеркните главные члены предложения, определите падеж имён существительных.
Белые кувшинки плавают в тихих заводях.
2.Фонетический разбор слова. Запишем у себя в тетради предложение: «Гусей крикливых караван тянулся к югу». - Определите падеж имён существительных. В этом предложении есть интересное слово для фонетического разбора. Это слово «югу». - Как вы думаете, чем оно интересно? (Первая гласная буква имеет два звука.) - Когда гласная имеет два звука? (В позиции после гласных, разделительных знаков и в начале слова буквы Я,Ю, Е, Ё.) Сделаем фонетический разбор слова: (к) югу – 2 слога Ю[й]- согласный, звонкий, непарный, мягкий ; [у]-гласный, ударный Г [г]- согласный, звонкий, парный, твёрдый У [у]-гласный, безударный 4 звука, 3 буквы
8. Итог урока. - На какие вопросы отвечают существительные в предложном падеже? - С какими предлогами употребляется? - Почему предложный падеж так называется? - Что понравилось на уроке?
9.Дом. задание. Упр.145.
|